Программа курса внеурочной деятельности "Инфознайка"
Программа курса внеурочной деятельности "Инфознайка"
Программа курса внеурочной деятельности "Инфознайка" предназначена для учащихся 3-4 классов. Содержание программы курса реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Инфознайка"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Рассмотрено Согласовано:
на заседании ШМО ___________________
классных руководителей ____________________
______________________ Зам. директора по ВР
от ____________ №_____ _____________________
Утверждено приказом по школе от ____________ № _____
Рабочая программа курса внеурочной деятельности учащихся
«Инфознайка»
по общекультурному направлению
Класс - 3 класс
Сроки реализации - 1 год
Количество часов – 33 часа
Учитель – Додонкова Е.С
с. Белый Яр
_______ г.
Пояснительная записка
Программа курса «Инфознайка» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Белоярская средняя школа» утверждённой приказом МБОУ «Белоярская СШ» от _______№ ____;
Данная модифицированная программа составлена на основе примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы Сост. М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел2.9
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ№220\11-13 от 20.02.1999)
Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ»
Содержание программы курса тесно интегрировано с воспитательными мероприятиями в рамках плана воспитательной работы школы. Реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Краткая характеристика сущности данного предмета, его функции в системе школьного образования.
Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем внеурочных занятий в начальной школе, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной и духовной среды. Для детей начальной школы занятия изобразительной деятельностью формируют эмоционально-образное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности человека.
Современное развитие общества требует значительного улучшения эстетического воспитания обучающихся. Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Этой цели соответствует настоящая образовательная программа, направленная на создание благоприятных условий для творчества обучающихся.
Особенность программы в том, что дети будут знакомиться с миром мультимедиа технологий. Освоив эти умения, они смогут оформлять свои творческие работы при помощи компьютера, использовать возможности интернет и интернет приложений для создания рисунков и анимации.
Программа имеет техническую, а также практическую направленность.
Описание специфики и значение предмета для решения целей и задач образования школьников.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель:
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
Научить учащихся создавать, обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий;
Вовлечь обучающихся в художественно-творческую деятельность;
Приобщить к эстетической культуре;
Развивать мотивации к сбору информации;
Научить учащихся пользованию Интернетом.
Воспитательные:
Формировать потребности в саморазвитии;
Формировать активную жизненную позицию;
Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать культуру общения;
Развивать навыки сотрудничества.
Развивающие:
Развивать деловые качества, таких. как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
Развивать чувства прекрасного;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;
Развивать у учащихся навыки критического мышления.
Общая характеристика курса.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Программа рассчитана на 34 часа в год для учащихся 3-х классов, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут, наполняемость группы 12 человек. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
• фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
• индивидуальной – самостоятельная работа учеников с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
• групповой – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою дея-тельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
• традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),
• игровые формы обучения (специальные информационные игры для младших школьников),
• методы коллективного обсуждения (дискуссия, диспут, беседа и пр.).
Применение современных образовательных технологий обучения.
В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный подход; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, и др.
Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.
Практика применения современных образовательных технологий на уроках информатики показывает, что метод проектов – содержательный практически значимый, интересный для учащихся способ обучения. Обучение проекту на начальном этапе обучения – первый шаг к исследовательской работе. Учебные проекты применяются как одна из форм работы по информати-ке. Итоги своей деятельности дети демонстрируют во время создания и защиты таких проектов.
Планируемые результаты
Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, будут способны:
• обработать или создать рисунок в графическом редакторе Paint.;
• подготовить презентацию в редакторе презентаций Microsoft PowerPoint;
• создавать текст в редакторе Microsoft Word.
Формирование универсальных учебных действий
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
• внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
• принятие образа «хорошего ученика»;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
• способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
• начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учеб-ных заданий;
• сбор информации;
• обработка информации (с помощью ИКТ);
• анализ информации;
• передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Регулятивные
• начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение выполнять учебные действия в устной форме;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения от-клонений и отличий от эталона;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять ка-чество и уровня усвоения;
Коммуникативные
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Формы и методы оценивания результатов обучения
Сегодня, в условиях личностного ориентированного обучения, все чаще происходят: смещении е акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет по данной теме; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На занятиях в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года. На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. Для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий, таких как презентации, участие в сетевых конкурсах и проектах. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Учебно-тематический план
№
Перечень разделов, тем
Количество часов
1
Возможности ПК
9
2
Текстовый редактор Word.
11
3
Графический редактор Paint»
7
4
Редактор презентаций Power Point
6
Итого
33
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
№
Раздел
Содержание
1
Возможности ПК
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Знакомство с ПК, мышью, операционной системой. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
2
Текстовый редактор Word.
Создание текстовых документов.
Работа с элементами Word.
3
Графический редактор Paint
Интерфейс Paint, настройка редактора. Выделение, перенос, копирование, откатка/накатка, вставка из файла, копирование в файл.
Знакомство с Power Point. Создание слайда, вставка картинки, текста. Дизайн слайда. Анимация картинки в Power Point. Эффекты анимации в Power Point. Подбор картинок для презентации.
Учебно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
1. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
2. Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» Методическое пособие / составитель М.Н. Бородин . М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.
Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
Календарно-тематический план
№
Перечень разделов, тем
Дата
Кол-во часов
Теоретическое
содержание
занятия
Практическая работа
план
факт
Раздел 1. Возможности ПК (9 ч.)
1
Введение. История развития вычислительной техники
04.09
2
Знакомство с курсом. История предмета. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Обсуждение плана работы на год.
Знакомство с местом проведения занятий.
Подготовка к работе
2
Техника безопасности. Организация рабочего места
11.09
3
Как устроен компьютер
18.09
2
Основные и дополнительные устройства.
Включение компьютера. Выключение
компьютера, инструктаж выполнения практической работы.
Работа за компьютером.
(Закрепление включения и выключения ПК, организация рабочего места).
Разгадывание кроссворда.
4
Включение и выключение ПК.
25.09
5
Знакомство с мышью.
02.10
1
Устройства ввода информации (мышь)
Виды компьютерных мышей.
Практическая работа за компьютером (тест по теме). Практическая работа «Управление мышью» в программе «Раскраска»
6
Знакомство с клавиатурой
09.10
1
Устройства ввода информации (клавиатура) стрелок, . Знакомство с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Назначение клавиш.
Клавиатурный тренажер.
7
Знакомство с операционными
системами
16.10
1
Виды программного обеспечения. Разновидности операционных систем.
Работа в О С WINDOWS.
8
Работа с программами
02.10
1
Краткое знакомство с меню Пуск.
Общее знакомство с
программами MS WORD, PAINT PowerPoint.. Запуск программ, завершение программ
Переход между программами с помощью панели задач.
Переименование и удаление программ и подменю.
Автоматический запуск программ.
Свертывание окон. Быстрый
запуск. Использование изученных правил на практике
9
Папки и файлы. Организация рабочего стола.
13.11
1
Для чего существуют папки. Папка Мои
документы. Как открывать файлы и папки.
Что уместно содержать на рабочем столе.
Что можно делать с файлами и папками.
Создание папки. Поиск файлов и папок.
Создание на рабочем столе новой папки.
Упорядочение значков.
Удаление файлов. Переименование файлов.
Копирование файлов. Отправка файлов.
Раздел 2. Текстовый редактор Word (11 ч.)
10
Компьютерное письмо
20.11
2
Управление программой из меню. Знакомство с
панелью инструментов. Создание документа. WORD – текстовый редактор
Клавиатурные тренажеры.
11
Текстовые редакторы
27.11
12
Мир шрифтов
04.12
1
Разновидность шрифтов. Смена шрифта.
Использование шрифтов. Где обитают шрифты. Типы шрифтов.
Работа с текстами. Печать
образцов шрифтов. Удаление шрифтов.
13-15
Основные операции при создании текстов: набор текста
11.12
18.12
25.12
3
Знакомство с основными операциями текста: перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка
Работа с текстами. Набор текста на клавиатуре; Выработка навыка копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
16
Оформление текста
15.01
1
Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев
Выработка навыка устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
Тест
17-18
Правила клавиатурного письма
22.01
29.01
2
Умение сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
Создание документа.
Набор текста на клавиатуре. Самостоятельная работа
19-20
Проект «Моя первая сказка»
05.02
12.02
2
Набор текста сказки собственного сочинения Индивидуальный проект.
Защита проекта.
Раздел 3. Графический редактор «Paint» (7ч.)
21
Знакомство c графическим редактором Paint
19.02
1
Панель инструментов. Знакомство с палитрой Заливка цветом.
Практическая работа за компьютером (тест по теме).
22
Создание открытки "С Днём защитника Отечества!"
26.02
1
Создание открытки с помощью инструментов редактора Paint.