Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» 5 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» 5 класс
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Цели и задачи программы
Целью курса «Инфознайка» является развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» 5 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
города Магнитогорска
«Принята на заседании»
педагогического совета
Протокол № ____
От «____» ________ 20___ года
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 31»
_______________Л.В. Дернина
Приказ № ______
От «___» _______ 20___ года.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Инфознайка»
(название курса)
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год (70 часов)
Авторы-составители:
Кромплевская Д.Г.,
учитель информатики
Савочкина Д.В.,
учитель информатики
Магнитогорск, 2019
Пояснительная записка
Актуальность
Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Цели и задачи программы
Целью курса «Инфознайка» является развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления; воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
включить обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;
выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуально – групповые, групповые консультации, занятия по обобщению и систематизации знаний, самостоятельная работа; виды занятий: образовательное путешествие, творческая мастерская, познавательная лаборатория, исследование, презентация, практическая работа, проектирование;
Занятия строятся соответственно возрастным и психологическим особенностям учащихся 11-13 лет: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, практическую работу.
Срок реализации программы - 1 год; программа рассчитана на 35 учебных недель; общее количество часов 70 ч – в 5 классе (2 ч в неделю).
I. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Первый год обучения (5 класс)
Личностные:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении проектных заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
создание медиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс (70 часов)
Раздел 1. «Знакомство с компьютером» (3ч.)
Виды внеурочной деятельности: Познавательная, игровая
Формы внеурочной деятельности: индивидуально-групповая
Содержание внеурочной деятельности: Правила поведения в компьютерном классе и организация рабочего места. Компьютеры вокруг нас. Из чего состоит компьютер? Что умеет делать компьютер?
Раздел 2. «Информация вокруг нас» (8ч.)
Виды внеурочной деятельности: Познавательная, игровая
Формы внеурочной деятельности: индивидуально-групповая
Содержание внеурочной деятельности: Информация вокруг нас. Как человек получает информацию. Действия с информацией: передача, обработка, хранение информации. Примеры. Электронная почта. Кодирование информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черный ящик.
Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Практические работы:
«Текстовый редактор»
«Создаем электронную почту»
Раздел 3. «Создание рисунков». (23ч)
Виды внеурочной деятельности: Познавательная, игровая
Формы внеурочной деятельности: индивидуально-групповая
Содержание внеурочной деятельности: Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Создание простейших рисунков. Создание сложных рисунков. Действия над фрагментами рисунка (повороты и отражения фрагментов рисунка). Технология создания открыток, коллажей. Проектная деятельность.
Практические работы:
«Осваиваем инструменты графического редактора»
«Создаем простые рисунки».
«Создаем сложные рисунки».
«Создаем коллаж, открытку».
Создание проекта «Новогодняя открытка».
Конкурс «Лучшая Новогодняя открытка».
Раздел 4. «Создание мультфильмов и “живых” картинок» (27ч).
Виды внеурочной деятельности: Познавательная, игровая, творчество
Формы внеурочной деятельности: индивидуально-групповая
Содержание внеурочной деятельности: Основные функциональные возможности конструктора мультфильмов «Мульти-пульти». Технология объединения результатов с использованием основных этапов создания движущихся изображений на компьютере в программе «GIMP»», с использованием основных операций при создании изображений, операций с предметами и актерами, операций со звуком и музыкой, операций с текстом.
Практическая работа «Создание мультфильма на свободную тему».
Раздел 5. «Создание мультимедийных проектов» (8ч).
Виды внеурочной деятельности: Познавательная, игровая, творчество, детские исследовательские проекты.
Формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая, проект, выставка, конкурс
Содержание внеурочной деятельности: Работа над проектом «Наша сказка».
Проект «Фантастический зверь».
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (35 часов)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
кол-во часов
Основные виды деятельности учащихся
Всего
Теория
Практика
Знакомство с компьютером – 3 часа
Знакомство с компьютером. Техника безопасности в компьютерном классе.
1
1
Соблюдать ТБ
Файлы и папки
2
1
1
Уметь различать файлы и папки, работать с ними
Информация вокруг нас – 8 часов
Хранение информации.
1
1
Знать и уметь применять на практике все способы работы с информацией: сбор, хранение, обработка, кодирование и передача.
Носители информации.
1
1
Передача информации.
1
1
Кодирование информации.
3
1
2
Обработка информации.
2
1
1
Создание рисунков – 23 часов
Работаем с графическим редактором Paint.
6
1
5
Уметь работать с графическим редактором; работать на тренажере двумя руками, повышать скорость набора текста. Уметь применять полученные знания при работе над проектом.
Клавиатурный тренажер
5
5
Фантазируем и рисуем
(Создаем проект)
8
1
7
Клавиатурный тренажер
4
4
Создание мультфильмов и «живых» картинок – 27 часов
Знакомимся с программой TixPaint.
3
3
Знать программы, уметь использовать все возможности программы при работе над проектами. Повышать скорость набора текста двумя руками с помощью тренажера.
Клавиатурный тренажер
1
1
Знакомимся с программой «GIMP»
20
3
17
Клавиатурный тренажер
3
3
Создание мультимедийных проектов – 8 часов
Работа над проектом.
5
5
Применять все полученные знания при работе с проектами
Конкурс проектов
2
2
Итоговое занятие
1
1
Итого:
35
10
25
IV. Список литературы, использованной при разработке программы
1. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций. 2-11 классы/ сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, - 2-е изд. – м. : Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 128с.:ил. – (Программы и планирование).
3. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
4. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.