Цель деятельности:
Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.
Задачи:
- Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
- Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА РАБОТЫ АКТИВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ »
ПРОГРАММА РАБОТЫ
АКТИВА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ
« МОУ СОШ № 3 г. НОВОЗЫБКОВА»
На 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель деятельности:
Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.
Задачи:
- Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
- Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Формы и методы работы:
1. Лекции, беседы.
2. Практические занятия: посещение музеев города, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;
3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.
4. Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.
5. Участие в подготовке проектов в рамках акции « Я – гражданин России»
6. Оказание помощи и участие в Движении Юных Патриотов ( ДЮП)
Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.
Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими организациями школы, учреждениями и организациями города.
Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанным с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совместно с учениками, советом музея.
Учеба музейного актива может проходить непосредственно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, местные краеведы.
В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации.
Занятия актива предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города Новозыбкова и других городов и памятных мест нашей страны.
Программа и организация занятий позволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ АКТИВА
Тема 1.
Вводное занятие – 1 час
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Знакомство со школьным музеем Боевой Славы «Память»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.
Тема 2. – 1 час
Свидетели истории. Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городе, о дважды Герое Советского Союза Д.А. Драгунском, ветеранах ВОВ, тружениках тыла.
Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; ; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.).
Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.
Тема 3.
Как работать с газетами, журналами, книгами – 1 час
Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Тема 4.
Как записывать воспоминания – 2 часа
Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий.
Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Тема 5.
Учет и хранение собранных документов и вещей- 2 часа )
Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.
Посещение архива.
Тема 6.
Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее – 2 часа
Оформление альбома. Создание презентаций.
Оформление музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).
Тема 7.
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию – 4 часа
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий.
Посещение экскурсий в школьном и других музеях города.
Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
Проведение виртуальной экскурсии в музее, по улицам города.
Тема 8.
Забота о ветеранах - наш священный долг – 1 час
1.Связь следопытского поиска с тимуровской работой.