Программа дополнительного образования "Бумажная сказка"
Программа дополнительного образования "Бумажная сказка"
Программа "Бумажная сказка" рассчитана на обучающихся младшей школы и может послужить интересным средством организации деятельности детей в каникулярное или внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Бумажная сказка"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда»
400048, г. Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 153.
тел. 78-61-93, 78-61-76 e-mail:dzercdt@yandex.ru
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №
от « » 2016 г.
Утверждаю
Директор МОУ ЦДТ
____________Н.В. Жоголева
«_____»__________2016г.
Дополнительная общеразвивающая программа
на летний период
«Бумажная сказка»
для детей 7-11 лет
срок реализации 16 часов
Автор-составитель
Педагог дополнительного образования
Леонова Алина Андреевна
Волгоград 2016
Программа «Бумажная сказка» разработана в рамках социально-педагогической направленности и является своеобразным предложением для организации деятельности детей в летнем пришкольном лагере.
Актуальность программы состоит в том, что она представляет собой увлекательный для детей способ передачи и воспроизводства культурных норм и традиций, нравственного опыта, жизненных ценностей, содержащихся в народных сказках. Образование и досуг современного ребенка настолько связаны с техникой, что уже сложно без нее представить себе повседневность. Техническая опосредованность современной жизни все больше вытесняет живое общение, традиционные формы передачи накопленного опыта, что порой затрудняет взаимопонимание и преемственность поколений. Именно поэтому, обращение к сказкам, на наш взгляд, не перестает быть актуальным, поскольку является важным средством духовного воспроизводства общества.
Новизна программы состоит в том, что в ней соединены работа с текстами сказок народов мира и художественное конструирование их героев, позволяющее доступным для детей способом воплотить героев сказок.
Педагогическая целесообразность программы определяется особенностями младшего школьного возраста. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со взрослыми. Известно, что многие передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической работе с детьми. Великий русский педагог К.Д.Ушинский назвал сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики» и включал сказки в свою педагогическую систему. У В.А. Сухомлинского сказки стали составной частью его педагогического наследия, он включал народные сказки в учебно-воспитательную работу с детьми.
«Ядром» любой сказки является метафора, которую ребенок переносит в свой внутренний мир. Многочисленные исследования понимания детьми метафор свидетельствуют о том, что ребенок уже с четырех лет способен их понимать, и этот процесс связан с уровнем развития интеллекта, речи и зрительных предметных представлений. Вместе с этим давно выявлена взаимосвязь развития мелкой моторики с мышлением и речью человека. Предложенные к сказкам модели художественного моделирования, позволяющие создать героя сказки, стимулируют работу кончиков пальцев ребенка, что делает его погружение в мир сказок мир более насыщенным и увлекательным.
Цели программы:
1. Воспитать у ребенка ценностное отношение к другому.
Задачи:
1. Познакомить детей с авторскими и народными сказками;
2. Научить детей выделять из текста модели взаимоотношений героев. 3. Воспитать у детей приверженность к проявлению общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях.
4. Научить детей изображать и конструировать из бумаги героев сказок, предложенных в программе.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что знакомство со сказками связано с художественным конструированием. Методика организации занятий может быть представлена следующим образом. На занятиях дети знакомятся с определенным героем, представленным в сказке. С помощью наводящих вопросов дети должны научиться выделять характер героя, анализировать его поведение, качество взаимоотношений с другими и последствия поступков. В работе над анализом поведения главных героев детям предлагается провести параллель с реальными жизненными ситуациями. После этого дети приступают к обучению художественного изображения героя и его конструирования из бумаги. Каждое занятие завершается обменом впечатлением и подведением итогов.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники запоминают первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. В этой связи, знакомство со сказками и художественное воплощение их героев является интересным для детей средством духовно-нравственного воспитания.
Сроки реализации образовательной программы 16 часов.
Формы занятий. Занятия по данной программе предполагаются проводить с группой детей от 15 до 20 человек в форме коллективной деятельности. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части, в ходе которых осуществляется лекция и мастерская соответственно. Предшествующая организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Режим занятий: 2 занятия по 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Воспитанник будет знать обусловленные выбором для программы авторские сказки и сказки народов мира;
Воспитанник будет уметь выделять характеры героев, их ценностные установки;
Воспитанник будет уметь изготавливать героев предложенных сказок в технике художественного конструирования
Воспитанник сможетанализировать модели взаимоотношений героев и предполагать последствия поступков.
Способы проверки результатов освоения программы: включают в себя обсуждение в завершения каждого занятия и итоговая выставка работ по окончанию программы.
Учебно-тематический план
№ пп
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия
1.
Вводное занятие. Глухарь.
2
1
1
2.
Баран.
2
1
1
3.
Попугай.
2
1
1
4.
Лев.
2
1
1
5.
Кабан.
2
1
1
6.
Сорока.
2
1
1
7.
Сова.
2
1
1
8.
Удод. Итоговая выставка.
2
1
1
ИТОГО
16
8
8
Содержание курса
Каждое занятие предложенной программы включает в себя знакомство с героем сказки и последующее его художественное изображение. Ключевыми в каждом занятии является анализ поведения и жизненной позиции героя. Для знакомства с героями к программе предлагаются следующие сказки:
Тема 1.Глухарь. («Глухарь» Николая Семченко, эвенская народная сказка «Жадный глухарь»).
Тема 4. Лев. (Л.Н. Толстой «Комар и лев», «Лев и мышь», Разида Ткач «Львенок в школе»).
Тема 5. Кабан. (африканская народная сказка «Лев, черепаха и кабан», Разида Ткач «Могучий дуб и маленький кабанчик»).
Тема 6. Сорока. (А. Толстой «Сорока», Евгения Хочинская «Сказка про сороку»).
Тема 7. Сова. (Виталий Бианки «Сова», Мария Шкурина «Сказка про доброго совенка»).
Тема 8. Удод. (Персидская народная сказка «Удод», Арсур Телесов «Сказка про Удода»).
Приложения:
Список использованной литературы:
Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8-10 лет.// http://globalteka.ru.
Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия, 2000.
Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.; Ось-89, 2007. – 144 с.
Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1979.
Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: АРКТИ, 2005.
Лобанова И.В., Ганина Т.В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. // Культура и образование. – Май 2014. - № 5.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, - 2008.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с., ил.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008, - 118 с.