Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Весёлые голоса"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 1 от
«30» августа 2013 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
__________ О.М. Крылова
Приказ № 130/7 от
«31» августа 2013 г.
Программа внеурочной деятельности (вокально-хоровое направление)
«Весёлые голоса»
Составитель:
Патронова И.А. учитель музыки
2013 -2014 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Воснову данной программы легла программа, подготовленная Отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения для музыкальных объединений. Дополнения и изменения вызваны спецификой направления программы (вокально – хорового), особенностями общего уровня развития детей.
Данная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Кроме этого, современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, интернет, на него обрушился невообразимый поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок часто бывает лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности.
Целесообразность. Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе.
В процессе репетиции музыкального спектакля дети учатся умело сочетать пение с движениями, выразительность произношения с мимикой и пантомимой. Здесь предоставляется полная свобода пробе и импровизации, в результате чего тренируется воображение, развивается мышление, проявляется творческий подход каждого ребенка к своей роли. Руководитель в данном случае является помощником и консультантом.
Очень часто используются интегрированные занятия - викторины, на которых используются и закрепляются знания и умения из музыкальной, вокально-хоровой, поэтической области и изобразительного искусства;
уроки-бенефисы, где дети, готовясь к очередному выступлению, сами оценивают и рецензируют своих сверстников;
уроки-конференции - комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной (индивидуальной, в группах, под руководством) целенаправленной деятельности членов объединения с использованием видеоматериалов с конкурсов и выступлений.
Цели и задачи
Программа ставит целью развитие музыкально-эстетического вкуса у детей через приобщение к музыкальной певческой культуре.
Для достижения данной цели поставлен комплекс задач:
ОБУЧАЮЩИЕ:
обучение навыкам вокального и хорового пения;
обучение элементам музыкальной грамоты и сольфеджио, ритмике и сценическому действию;
знакомство с народным певческим творчеством.
знакомство с творчеством русских и зарубежных классиков, современных композиторов и исполнителей.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие вокальных и слуховых данных, творческого воображения и музыкально-творческих способностей;
развитие музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости;
развитие музыкального вкуса и расширение музыкального кругозора;
раскрытие эмоционально-творческих ресурсов каждого ребенка в отдельности;
воспитание ответственности перед коллективом и за коллектив.
.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Образовательная работа по программе построена с учетом возрастных особенностей детей. Обучение и подбор репертуара проходит по принципу дидактики и по наличию задатков и способностей каждого ребенка.
Занятия проходят по методу устного обучения, то есть дети на слух воспринимают, а затем воспроизводят то, что демонстрирует им педагог. На занятиях дети обучаются азам вокального и хорового пения, получают элементарные знания по музыкальной литературе и музыкальной грамоте. Практически, в каждое занятие включены игры и игровые моменты.
Программа предусматривает занятия по группам, а так же: занятия-лекции, беседы, викторины, музыкальные кроссворды, конкурсы, концерты.
Большое значение для творческого роста имеют выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные моральные качества. Поэтому в программе запланированы концертные выступление.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин. Для занятий используется отдельный кабинет с фортепиано, а также наглядные пособия, инструменты детского оркестра (ударные и шумовые), магнитофон (для прослушивания музыкального материала и фонограмм). Для репетиций используется сцена актового зала школы и аудиотехника.
3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И ВИДЫ РАБОТЫ.
1.Работа с вокалом и вокальным ансамблем:
а) Пение учебно-тренировочного материала;
(знакомство с народной песней; выучивание произведений современных композиторов.)
Работа с вокалом и вокальным ансамблем основывается на раскрытии многообразия певческой деятельности в яркой, доступной для детей форме.
Она подразумевает:
формирование музыкальных способностей; слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и внимания, эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, вкуса;
усвоение понятия «дирижерского жеста» и следование указаниям руководителя вокально-хоровой группы;
формирование вокально-хоровых навыков: соблюдение певческой установки в процессе пения, правильное звукообразование (мягкая атака, спокойный вдох), формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкость, полётность, ровность);
правильное формирование гласных, четкому произношению согласных;
начало развития диапазона «ми»-1 - «си»-1 октавы;
обучение умению пения в ансамбле: выработка чистого унисона;
выработка мелодического и гармонического слуха; обучение 2х-голосию;
пение с сопровождением и без; умение слиться с общим звучанием в ансамбле;
правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем ансамблем;
обязательное одинаковое выполнение правил пения при исполнении вокальных упражнений;
развитие умения анализировать исполняемое произведение.
Пение произведений.
Беседа о разучиваемом произведении. Сообщение о композиторе, краткая информация об исторической эпохе, в которой жил и творил автор (если это произведение классика). Анализ музыки и поэтического текста, раскрытие особенностей художественного образа, музыкально-выразительных средств, актуальности. На практических занятиях - показ-исполнение песни, разбор ее содержания, разучивание материала с сопровождением и акапелла.
Пение учебно-тренировочного материала.
Доступное раскрытие сущности каждого нового упражнения и его роли для развития каждого ребенка. В зависимости от учебных задач включаются новые упражнения. Разучивание и впевание упражнений.
Музыкальная грамота.
Освоение материала на основе расширения слухового опыта с учетом абсолютной высоты звука, но без названия конкретного знака (система сольмизации). Контрастное сопоставление ладов, ознакомление с минором и мажором. Знакомство с основными выразительными средствами музыки (мелодия, лад, гармония, темп, ритм, регистр, динамика), с музыкальными инструментами, типами певческого голоса, с жанром и формами песни (одночастная, куплетная). На практических занятиях - закрепление вышеперечисленного в процессе работы над репертуаром.
Слушание музыки.
Иллюстрация вокального и вокально-хорового материала, а также инструментальной музыки, расширение кругозора, более активного введения детей в богатый мир художественных образов. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. На практических занятиях периодическое прослушивание музыкального материала, проведение музыкальных викторин.
Сценическая подготовка и хореография.
На практических занятиях разучиваются небольшие хореографические комбинации, с помощью специальных упражнений развивается подвижность и свобода движений, умение правильно, ритмично и красиво двигаться во время исполнения песни.
Программа каждого года обучения решает свои специфические задачи.
4.Желаемые результаты
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
К концу 1го года обучения дети должны уметь:
петь индивидуально около 6-7 песен, построенных в ограниченном диапазоне (до 5-6 звуков);
петь ансамблем 6-7 песен на память, в ровном темпе, с ясной дикцией, чисто интонируя;
понимать жесты (дирижерские) руководителя;
узнавать знакомые песни по фрагментам мелодии, уметь их пропеть.
2,3 года обучения пополняются песенным репертуаром, расширяя диапазон звучания, выполняя более трудные задачи исполнительского плана.
Программа каждого последующего года продолжает программу предыдущего, тем самым обеспечивает последовательное развитие музыкальных представлений ребенка. За весь курс дети проходят путь от самых элементарных музыкальных знаний и умений к более сложным (трудный ритмический рисунок, широкий звуковой диапазон, сложная форма). Осуществляется дифференцированный подход в распределении ролей для театрализованных представлений, мюзиклов.