Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Красота своими руками"»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: "Век живи – век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в младшем школьном возрасте, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности нестандартного мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Одним из главных средств воспитания и развития детей, являются творческие занятия, поскольку они – не только проявление своеобразного и независимого мира личности ребенка, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых, снятия излишней агрессивности и повышенной тревожности детей.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Обучение должно обогащать и уточнять восприятие и представление об окружающем мире, а не сводиться к "навязыванию" ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Развивая творческий потенциал воспитанников, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
В соответствии с этим, целью программы "Радость творчества " являетсясоздание условий для формирования творчески активной личности первоклассника путем включения в творческую деятельность.
Задачи:
Организация творческого досуга детей.
Развитие художественно-творческих способностей.
Формирование позитивного восприятия окружающего мира.
Повышение самооценки личности ребенка.
Программа творческого развития "Красота своими руками" играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий.
В сфере познавательных учебных действий способствует:
овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
развитию логических навыков:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ, синтез, сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию);
развитию умения моделировать, проектировать и создавать объекты.
В сфере личностных универсальных учебных действий обеспечивает формирование когнитивного, эмоциональноценностного и деятельностного компонентов:
формированию положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
развитию эстетического восприятия окружающего мира;
развитию способности осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности;
развитию трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладению правилами научной организации труда;
развитию способности к самооценке своих действий, поступков;
формированию бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий способствует:
развитию умения принимать и сохранять учебную задачу;
алгоритмизированно планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;
определять способы решения учебной или трудовой задачи;
находить новые решения возникшей технической или организационной проблемы;
проявлять инновационный подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий способствует:
развитию умения согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими её участниками;
развитию умения обосновывать идею изделия;
аргументированно защищать свой проект.
Место курса:
Программа «Радость творчества» предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 1год обучения:
33 часа в год , 1 час в неделю.
Данная программа дополняет предмет «Изобразительное искусство» и предмет «Технология».
Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
Формы работы групповые и индивидуальные:
практические занятия;
творческие мастерские;
проекты;
просмотр учебных фильмов, презентаций;
выставки работ учащихся;
участие в конкурсах работ.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу; способность к самооценке.
Регулятивные: планировать цели и задачи деятельности, свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: рационально организовывать рабочее место, правильно использовать инструменты, выполнять простейшие модели, приобретают навык работы с материалами и инструментами, осваивают приемы работы
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.
При работе по данной программе предполагается использование авторской программы начального общего образования «Художественное творчество», Просняковой Т.Н.«АСТ. ПРЕСС-КНИГА», 2011 г.
Тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
"Что ты уже умеешь? "
1 час
С учащимися проводится беседа о технике безопасности во время проведения творческих занятий. Учащиеся по замыслу делают поделку из пластилина. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
2.
"Поделки из природного материала"
3 часа
С учащимися проводится беседа о возможностях использования в творчестве природных материалов. Учащиеся вместе с учителем собирают природный материал на экскурсии, подготавливают его к использованию. На занятии учащиеся выполняют поделки «Картина из листьев», «Веселые человечки из шишек». Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
3.
"Искусство оригами"
4 часа
С учащимися проводится беседа об истории возникновения оригами, о культуре Японии. Учащиеся знакомятся с понятием «базовая форма», учатся складывать базовые формы «квадрат», «двойной квадрат», «птица», «воздушный змей», «рыбка». Учащиеся учатся складывать фигурки оригами «пингвин», «кит», «медведь». Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
4.
"Картина из пластилина"
2 часа
С учащимися проводится беседа о разновидностях пластичных материалов, о возможностях использования пластилина. Проводится беседа о правилах пользования пластилина. Дети знакомятся с образцами работ в технике аппликация из пластилина. Учащиеся с помощью учителя составляют эскизы работ, затем делают аппликацию. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
5.
"Скоро Новый год! "
1 час
С учащимися проводится беседа о встрече Нового года, о традиции украшать дома и помещения, о способах украшения. На занятии дети учатся делать украшения для окон из бумаги. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
6.
"Новогодняя игрушка"
2 часа
С учащимися проводится беседа о традиции украшать новогоднюю елку, об истории новогодней игрушки. Дети узнают о способах создания новогодней игрушки из подручного материала, сами делают игрушку. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
7.
"Кого люблю, тому дарю!"
1 час
С учащимися проводится беседа о традиции дарить поздравительные открытки. Дети знакомятся с образцами оформления открыток в технике скрапбукинг. Декорируют открытку. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
8.
"Сувенир для любимых"
2 часа
С детьми проводится беседа о традиции дарить подарки на Новый год. Дети знакомятся с техникой декупаж, историей ее возникновения, с образцами декорирования предметов в технике декупаж. Учащиеся декорируют одноразовую посуду с помощью салфеточной техники. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
9.
"Праздник к нам приходит!"
1 час
Украшение класса к Новому году
10.
"Зимняя сказка"
2 часа
С детьми проводится беседа о нетрадиционных способах аппликации. Учащиеся знакомятся с техникой квилллинг, рассматривают образцы поделок, учатся делать элементы. Создают из элементов композицию на зимнюю тематику. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
11.
"Наши руки не знают скуки"
2 часа
С детьми проводится беседа о том, из чего и для чего делают одноразовую посуду, о возможностях использования одноразовой посуды для изготовления поделок с демонстрацией некоторых работ. Дети придумывают и изготавливают коллективную поделку из одноразовых ложек. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
12.
"Веселый зоопарк"
1 час
С учащимися проводится беседа о том, из чего, где делают и для чего используются CD-диски. Учащиеся знакомятся с нетрадиционными способами использования CD-дисков. Создают из CD-дисков аппликации-мордочки животных. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
13.
"Моему защитнику!"
1 час
С учащимися проводится беседа о празднике «День защитника отечества», о традиции дарить поздравительные открытки. Дети рассматривают образцы оформления открыток, в том числе в технике скрапбукинг. Придумывают композицию. Декорируют открытку. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
14.
"Подарок для мамочки"
2 часа
С детьми проводится беседа о традиции дарить подарки на 8 марта мамам и бабушкам. Дети знакомятся со способами создания цветов из бумаги, учатся делать цветы из гофрированной бумаги, делают букет из цветов. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
15.
"Веселые ладошки!"
3 часа
С учащимися проводится беседа о нетрадиционных изобразительных техниках, с которыми они уже знакомы (декупаж, квиллинг, скрапбукинг, расование пластилином и т.д.). Дети знакомятся с новой техникой – аппликацией из вырезанных изображений ладошек. Делают заготовки. Делают коллективную работу – теремок. Проводится выставка.
16.
"Как прекрасен этот мир!"
2 часа
С учащимися проводится беседа "Как оформить красочное и понравившееся изображение и найти применение в быту", о принципах создания фоторамок, которые должны подходить по стилю к изображению. Дети создают поделки под руководством учителя. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
17.
"Многообразие подводного мира"
2 часа
С детьми проводится беседа о разновидностях морских обитателей, о возможности использования соленого теста в создании композиции на морскую тематику. Учащиеся создают на бумаге эскиз композиции, затем делают фигурки морских обитателей из соленого теста, раскрашивают их, выкладывают и закрепляют композицию. Демонстрируют и защищают свои работы, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
18.
" Красота своими руками"
1 час
С детьми проводится беседа о накопленном опыте и умении его применения. Учащиеся демонстрируют свои поделки, которые считают наиболее удачными. Защищают свой выбор, обосновывают его, обмениваются впечатлениями. Проводится выставка.
Итого: 18 занятий, 33 часа.
Библиография
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - Москва: Просвещение, 2012.
Геронимус Т.К. Я все умею делать сам. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 2013.
Зуева О.Л. Уроки труда в начальной школе. - Москва-Ставрополь, 2014.
Иванова Г.В. Подарочки для мамочки. – СпБ: Тригон, 2012.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - Москва: Просвещение, 2012.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. – Москва: Школьная Пресса, 2012.
Просняковой Т.Н. «Художественное творчество», «АСТ. ПРЕСС-КНИГА», 2011 г.
Интернет ресурсы
www.hnh.ru
www.coolcrafing.blogspot.com
Приложение № 1
Диагностический материал
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:
Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры».
Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.
Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки:
· рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название!
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
· Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
· Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.
1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.
2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).
3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.
4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).
5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.
10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.
· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.
· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:
· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса.
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — плохо
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
70 — отлично
Тест "Определение уровня воображения" Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
"Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Диагностика нервно-психических состояний. Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет)
Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон,. или компьютерной версией методики.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: "Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами - одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе". Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. "Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся". Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. "Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет".
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: "Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет".
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
"+" - наиболее приятные цвета;
"х" - приятные цвета;
"=" - безразличные цвета;
" " - неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа.
Оценка результатов.
4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта)
Приложение №2
Методические разработки
Занятие №1
"Что ты уже умеешь?"
Цели:
1.Тестирование.
2.Диагностика умений воспитанников в области поделок из цветной бумаги.
3.Формирование навыка короткого устного выступления перед коллективом детей.
4.Воспитание внимательного и уважительного отношения к окружающим товарищам, повышение самооценки воспитанников.
1. Вводное слово воспитателя.
Каждый человек в течение своей жизни должен научиться выполнять самые разные виды работ. Вы в своем возрасте уже тоже многому научились дома, в детском саду, в школе, просто от товарищей и знакомых. Хорошо, если вы вспомните не только КАК выполняется та или иная поделка, но и КТО вас научил её выполнять, и в конце занятия расскажете об этом.
2. Беседа
Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила, которые вам необходимо будет соблюдать, если учесть, что на наших занятиях свои творческие работы вы будете создавать, используя бумагу, клей и ножницы? Дети формулируют правила, а воспитатель их дополняет по необходимости. Например:
1. ножницами надо пользоваться осторожно, чтобы не причинить вред никому – ни себе, ни окружающим;
2. подавать ножницы надо ручкой вперёд;
3. бумагу надо использовать по возможности экономно;
4. поделки надо выполнять аккуратно и красиво;
5. после работы следует привести в порядок своё рабочее место;
6. во время показа поделок другим ребятам, надо быть внимательным и доброжелательным и т.д.
3. Постановка цели.
Давайте вспомним, что вы в данный момент уже умеете делать из бумаги. Вам предлагается выбрать необходимый вам материал, выполнить и продемонстрировать всем какую-либо поделку из бумаги, а в конце занятия рассказать, как она выполняется, когда и кто тебя научил её делать.
4. Свободная индивидуальная творческая деятельность воспитанников.
Инструменты: цветная и белая бумага, цветной и белый картон, ножницы, клей, карандаши, линейки. Ребенок выбирает необходимый ему материал, самостоятельно выполняет поделку.
5. Демонстрация и представление своих поделок, обмен знаниями.
Дети по очереди показывают, что у них получилось, рассказывают о том, как это делается и кто научил их выполнять эту поделку (если помнят).
6. Итог занятия.
Дети делятся впечатлениями, какие из представленных другими ребятами работ их особенно заинтересовали и чему они тоже хотели бы научиться. Наведение порядка на рабочих местах.
Занятие №2
"Фоторамка своими руками"
Цели:
1.Познакомить воспитанников с простейшим видом аппликации.
2.Получение детьми первичных навыков создания данного вида аппликации, развитие навыка работы с использованием ножниц, клея, бумаги, пуговиц, пазл, бус, конструктора, карандашей, фломастеров и т.д.
3.Формирование позитивного мировосприятия.
1. Беседа "Полезные вещи вокруг нас".
-Ребята, все вы любите получать подарки. А дарить любите? А, как, поступить, если нет возможности подарить другу подарок? Я вас сейчас научу. Главное – желание!
2. Рассказ воспитателя о возможностях данного вида украшения фоторамок из подручного материала. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Украсьте данные рамки так, как подскажет вам ваша фантазия. (Укрась мир так, как считаешь нужным). Используйте для этого цветную бумагу, ножницы, клей, пуговицы, пазлы, бусы, конструктор, карандаши, фломастеры и т.д.
4. Индивидуальная творческая деятельность детей.
5. Демонстрация работ.Организация выставки. “Фоторамка своими руками”.
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №3
"Моя семья" из СД - дисков
Цели:
1.Познакомить воспитанников с основными принципами создания поделок из СД - дисков.
2.Получение детьми первичных навыков создания поделок из данного материала.
3.Формирование позитивного восприятия мира.
1. Беседа о том из чего делают диски и для чего.
2. Рассказ воспитателя о возможностях использования дисков для изготовления человечковс демонстрацией некоторых работ. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Попробуйте подключить свою фантазию и добавить к ней что-то свое. Обратите внимание, как разнообразны эти работы. Каждый ребенок вложил свою душу.
4. Индивидуальная творческая деятельность воспитанников.
5. Демонстрация работ.Организация выставки "Моя семья из СД – дисков".
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №4
"Веселый зоопарк" из СД - дисков
Цели:
1.Закрепить основные принципы создания поделок из СД - дисков.
2.Формирование таких качеств, как аккуратность, эстетический вкус; развитие логического мышления, расширение кругозора.
1. Викторина по теме предыдущего занятия о том, из чего, где, для чего используются СД - диски. Загадки:
1.Серый маленький комок вдруг пустился наутёк. С ним попробуй поиграй-ка, если очень трусит (зайка).
2.Неуклюжий, косолапый, я держу в передних лапах мёд — любимейшую снедь, потому зовусь (медведь).
3.Величаво и красиво он потряхивает гривой. “Дайте мяса поскорей, — он рычит, — царю зверей!” Чем же вызван царский гнев? Очень голоден был (лев).
4.Средь зверей совсем особый: вместо носа — гибкий хобот, лопухам подобны уши, ноги-тумбы держат тушу. Никого он не боится: ни акулы, ни тигрицы. Лишь пред маленьким мышонком страх огромный у (слонёнка).
5.”Как похожа на лошадку я: холка, чёлка, шёрстка гладкая. и совсем не виновата я, что с рожденья полосатая”, — как в саванне или в дебрях, в зоопарке ходят (зебры).
2. Рассказ воспитателя о возможностях использования дисков для изготовления животныхс демонстрацией некоторых работ. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Вы догадались, что сегодня у нас экскурсия в зоопарк. Вы уже умеете работать с дисками, фантазируйте и экспериментируйте, попробуйте создать свой веселый и незабываемый зоопарк.
4. Индивидуальная творческая деятельность воспитанников.
5. Демонстрация работ.Организация выставки "Веселый зоопарк" из СД - дисков.
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №5
"Наши руки не знают скуки " из одноразовой посуды
Цели:
1. Познакомить воспитанников с основными принципами создания поделок из одноразовой посуды.
2.Получение детьми первичных навыков создания поделок из данного материала.
3. Формирование позитивного восприятия мира.
1. Беседа о том из чего делают одноразовую посуду и для чего.
2. Рассказ воспитателя о возможностях использования одноразовой посуды для изготовления поделокс демонстрацией некоторых работ. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Попробуйте подключить свою фантазию и добавить к ней что-то свое. Обратите внимание, что для украшения работ дети использовали знания полученные на предыдущих занятиях.
4. Индивидуальная творческая деятельность воспитанников.
5. Демонстрация работ.Организация выставки "Наши руки не знают скуки" из одноразовой посуды.
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №6
"Наши права" из подручного материала
Цели:
1.Познакомить воспитанников с нетрадиционным способом создания картин
– аппликацией из подручного материала.
2.Получение детьми первичных навыков создания данного вида аппликации, развитие навыка работы по образцу.
3.Формирование таких качеств, как аккуратность, внимательность.
1. Беседа "Преимущества необычного".
- Что вы помните из своего самого раннего детства?
- Как вы думаете, почему мы что-то запоминаем надолго, иногда на всю жизнь, а что-то забываем почти сразу?
- Как вам кажется, ЧТО запоминается лучше всего и надолго?
(Запоминается всегда яркое и необычное, то, что удивляет.)
2. Рассказ воспитателя о возможностях и принципах создания данного вида аппликации с демонстрацией некоторых работ. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Попробуйте создать аппликацию из подручного материала, скопировав готовую картинку или подключив воображение и создав свою.
4. Индивидуальная творческая работа детей (или работа по образцу)
5. Демонстрация работ. Организация выставки"Наши права" из подручного материала.
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №7
"Зимняя сказка"
Цели:
1.Познакомить воспитанников с дополнительными оригинальными способами создания картин.
2.Получение детьми первичных навыков создания данного вида картин, развитие мелкой моторики.
3.Дать представление о чувстве благодарности.
1. Беседа о зиме.
Разукрасилась зима...
М. Пожаров
Разукрасилась зима: На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках, Льет вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: - Лягте, мягкие снега, На леса и на луга, Тропы застелите, Ветви опушите! На окошках, Дед Мороз, Разбросай хрустальных роз Легкие виденья, Хитрые сплетенья. Ты, метелица, чуди, Хороводы заводи, Взвейся вихрем белым В поле поседелом! Спи, земля моя, усни, Сны волшебные храни: Жди, в парчу одета, Нового рассвета!
Любимая зима
Лариса Касимова
Прекрасная зима, На улице морозно. Оденусь поскорей И потеплей как можно! Одену рукавички, Мне их связала мама. И шапку меховую Я натяну упрямо. Все озеро во льду, Деревья серебрятся, И все вокруг в снегу, А я пойду кататься. На лыжах я спущусь С крутой горы скорее, На санках прокачусь, И, падая, согреюсь. Как зиму я люблю! Быть может, это странно. Есть времена в году, Где дождь идет нежданно. Когда грибы растут, И набухают почки. Когда цветут в саду Красивые цветочки. Зима красивей всех! Пусть холодно, но все же Румяней, веселей, На праздник так похоже!
- А какие у вас возникают ассоциации при слове “зима”?
- Как вам кажется, зима красива?
- Что бы вы изобразили, если бы вас попросили передать красоту русской зимы?
- Какие материалы вы бы при этом использовали?
2. Рассказ воспитателя о нетрадиционных способах создания композиций. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели.
Создать зимнюю композицию используя полученные знания.
4. Индивидуальная творческая работа детей.
Дети пробуют создать композицию, предварительно распределив, кто какой частью композиции займется.
5. Демонстрация работ.Оформление холла.
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №8
"Сочи 2014 года"
Цели:
1.Познакомить детей с возможностями аппликации, использование бумагокручения.
2.Получение детьми первичных навыков создания декорирования стены.
3.Формирование позитивного восприятия мира.
1. Рассказ воспитателя об Олимпиаде в г.Сочи -2014, о видах спорта, о чемпионах предыдущих олимпиад, о странах, участвующих в соревнованиях.Инструктаж по Т.Б.
2. Демонстрация воспитателем возможных поделок.
3. Постановка цели.
Сегодня вы под руководством воспитателя попробуете оформить стену группы в спортивном стиле. Я научу вас декорировать стены, это поможет вам в оформлении своей комнаты или квартиры.
4. Обучение детей созданию фигурок спортсменов, флагов, олимпийской символики.
5. Индивидуальная работа детей.
6. Демонстрация работ. Оформление стены группы "Сочи 2014".
7. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №9
"Обереги на все случаи жизни"
Цели:
1.Познакомить детей с историей русского быта.
2.Получение детьми первичных навыков создания фигурок - оберегов из соломы, ткани, крупы, синтепона, ниток, кружев и т. д.
3.Расширение представлений об окружающем мире.
1. Беседа об оберегах, которые защищали жилища, народных обычаях, поверьях, моральных ценностях христианства на Руси.
2. Рассказ воспитателя о материалах, которые можно использовать в работе. Инструктаж по Т.Б.
3. Демонстрация воспитателем возможных поделок.
4. Постановка цели. Сегодня нам предстоит придумать свой оберег, который будет вашей защитой.
5. Обучение детей созданию фигурок людей и домовых, подков.
6. Индивидуальная работа детей.
7. Демонстрация работ. Оформление выставки "Обереги на все случаи жизни".
8. Итог занятия. Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №10
"Как прекрасен этот мир"
Цели:
1.Обучение воспитанников оформлению рисунков в рамки.
2.Получение детьми навыков создания настенных картин.
3.Формирование позитивного отношения к жизни.
1. Беседа "Как оформить красочное и понравившееся изображение и найти применение".
2. Рассказ воспитателя о принципах создания рамок, которые должны подходить по стилю к изображению. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели. Сегодня у вас есть возможность научиться создавать своими руками рамки, которые будут дополнять интерьер. У вас уже есть опыт создания рамок, вы умеете декорировать их, осталось научиться подбирать стиль для оформления.
4. Создание детьми данных поделок под руководством воспитателя.
5. Демонстрация работ. Оформление выставки "Как прекрасен этот мир".
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №11
"Многообразие подводного мира"
Цели:
1.Знакомство с разнообразием рыб.
2.Получение детьми навыков создания поделок из бросового материала.
3.Формирование позитивного отношения к жизни.
1. Рассказ воспитателя о разновидностях рыб.
2. Беседа о многообразии материала, который может быть использован в работе. Инструктаж по Т.Б.
3. Постановка цели
Сегодня вам предоставляется возможность научиться создавать коллективную работ, используя всевозможные материалы.
4. Создание детьми данных поделок под руководством воспитателя.
5. Демонстрация работ. Оформление выставки "Как прекрасен этот мир".
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.
Занятие №12
"Добро пожаловать"
Цели:
1.Закрепление полученного опыта работы в разных техниках.
2.Формирование позитивного восприятия мира и сознательного отношения к жизненным событиям.
1. Беседа о накопленном опыте и умении применения.
2. Постановка цели. Инструктаж по Т.Б.
Сегодня мы вспомним все, чему научились. Продемонстрируем гостям, сотрудникам и воспитанникам центра работы, которые творим своими руками. Поделимся опытом оформления.
4. Создание детьми под руководством воспитателя творческих работ.
5. Демонстрация работ. Оформление холла "Добро пожаловать".
6. Итог занятия.
Обмен впечатлениями. Наведение порядка на своих рабочих местах.