Классный коллектив 5а класса – это подвижная, коллективно сформированная в начальной школе, самостоятельная система. С этим коллективом я работаю второй год. С начала пятого класса видно, что в классе немало сильных личностей. В этом возрасте формируется самоопределение ребенка, планирование будущей деятельности, в связи с чем, я решила начать работу по формированию личностного портфолио на каждого учащегося, чтобы помочь ему более полно понять, осознать и принять себя как личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития классного коллектива на 5 лет»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
Программа развития
классного коллектива
(2010-2015)
Классный руководитель
5а класса:
Мамаева Татьяна Владимировна,
учитель физической культуры,
первой квалификационной категории
Утверждено:
____________Мочалова Т.В
«___» ____________2010 г.
2010 г.
Пояснительная записка
Классный коллектив 5а класса – это подвижная, коллективно сформированная в начальной школе, самостоятельная система. С этим коллективом я работаю второй год. С начала пятого класса видно, что в классе немало сильных личностей. В этом возрасте формируется самоопределение ребенка, планирование будущей деятельности, в связи с чем, я решила начать работу по формированию личностного портфолио на каждого учащегося, чтобы помочь ему более полно понять, осознать и принять себя как личность. Для того, чтобы становление личности протекало целенаправленно, разработана, на основе концепции воспитания И. П. Иванова (См.: Стефановская Т. А. Классный руководитель. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006.), долгосрочная программа, рассчитана на 5 лет (5-9 классы). Формирование портфолио будет протекать в процессе работы. Кроме того планирую усилить работу в направлении «Здоровье», так как считаю данное направление важным для растущего организма; направление «Интеллект», так как надо помочь учащимися адаптироваться на средней ступени обучения.
Смысл воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе.
Цель воспитания – социально активная личность.
Содержание воспитания. Его составляют два типа отношений – отношения товарищеского творческого обучения и отношения творческого содружества поколений; это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности.
К видам деятельности относятся: поведение, общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, организаторская деятельность.
Комплексный подход к воспитанию предполагает синтез всех частей воспитания.
Исходные положения, которыми руководствуется педагог в организации процесса воспитания – это целеустремленность воспитания, товарищество поколений, гуманизм воспитания.
Ключевая идея. «Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников – это главная идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях».
Формы, методы, средства воспитания. В основе воспитания лежит методика коллективного творческого воспитания.
Три условия успеха воспитания – это развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников; развитие отношений содружества воспитанников старших и младших поколений; развитие отношений творческого содружества самих воспитателей.
В соответствии с данной концепцией были выбраны 7 актуальных направлений воспитательной работы: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья.
Направление 1. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытами и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся.
Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.
Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции.
Сотрудничество с нешкольными организациями, ведущими просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме защиты и сохранения своего здоровья.
Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Основные понятия: физическое и психическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
- встречи со старшеклассниками, родителями и семьями, активно занимающимися спортом;
- предметные вечера, викторины, классные часы, праздники и фестивали, конкурсы спортивных газет;
- тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся;
- беседы и дискуссии по теме;
- походы, дни здоровья;
- встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;
- обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов и т.д.
Ожидаемые результаты:
- умение учащихся пользоваться ЗУН по ЗОЖ.
- сознательное отношение к своему здоровью.
- участие в спортивных мероприятиях.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельностиклассного руководителя:
Изучение результативности учебной деятельности учащихся за каждый год для организации коррекционной работы.
Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося.
Интеллектуальное просвещение учащихся, формирование культуры умственного труда.
Организации и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Сотрудничество с внешкольными учреждениями для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, творчество, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы внеклассной работы:
- внутриколлективные конкурсы по развитию памяти, внимания, мышления;
- интеллектуальные марафоны;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
- спецкурсы и факультативы и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Развитие интеллекта учеников, памяти, внимания, мышления.
Направление 3. «Общение»
Цель: Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение способности к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекционной работы на основе диагностики.
Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения.
Организация, просвещение и консультирования родителей по проблемам общения.
Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы, классные часы, интерактивные игры по проблеме;
- тренинги общения;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- праздники, конкурсы, дебаты и т.д.
Ожидаемые результаты:
Сплочение классного коллектива;
Активизация участия класса в общешкольных мероприятиях;
Учащиеся смогут раскрыть свои таланты и возможности;
Направление 4. «Нравственность»
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности классного руководителя:
Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Воспитание умения выживать и бороться в экстремальных ситуациях.
Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях.
Воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствоваться.
Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, этические учения, нравственный опыт.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами города, края страны;
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия выдающихся людей станы;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
- праздничные поздравления;
Ожидаемые результаты:
- повысится культура общения учащихся между собой;
- учащиеся овладеют знаниями о жизненных ценностях и смогут использовать их в дальнейшей жизни;
- учащиеся получат начальные знания по вопросам семейного этикета, что позволит им правильно строить свои отношения с противоположным полом.
Направление 5. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создать условия для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
- изучить индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности;
- просвещать и консультировать учащихся выборе кружков, клубов, секций, обществ;
- постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности учащихся к досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- развивать способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- использовать активные формы внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение потребностей, интересов и желаний ребят организации и проведении внеклассных мероприятий.
Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.
Изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии детей в их работе.
Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них.
Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
Стимулирование инициативы и активности учащихся.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- фестивали, презентации, балы, конкурсы, марафоны и т.д.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся преодолеют барьер отчужденности и сформируются как единый классный коллектив;
- активизируется участие класса в общешкольных мероприятиях;
- каждый учащийся сможет раскрыть и продемонстрировать свои таланты и возможности;
- результаты диагностики позволят учащимся, классному руководителю и родителям реально оценить возможности учащихся.
Направление 6. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного и осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;
- обучать решать задачи правового воспитания, связанные с проблемой морального развития и самосовершенствования.
Виды деятельности классного руководителя:
Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
Формирование способности руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.
Формы внеклассной работы:
- классные часы, спецкурсы;
- встречи с представителями правовых структур, органами правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии, конференции и т.д.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся получат знания о правах и обязанностях учащихся;
- повысится ответственность за совершаемые поступки и деяния;
- приобретут знания по вопросам профориентации и прав абитуриента
Направление 7. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей с использованием активных форм деятельности;
- создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся системе «учитель – ученик- родитель».
Виды деятельности классного руководителя:
Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия: семейный уклад и традиции семьи, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, старших и младших, отношение к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.