Просмотр содержимого документа
«Программа по самопознанию "Уроки человечности"»
Содержание Программы:
1. Содержание Программы.
2. Пояснительная записка.
3. Актуальность Программы.
4. Новизна Программы.
5. Основная цель Программы.
6. Задачи Программы.
7. Ожидаемые результаты.
8. Этапы реализации Программы
9. Формы организации Программы.
10. Пути реализации Программы.
11. Диагностический инструментарий.
12. Список использованной литературы.
2. Пояснительная записка.
Воспитывать – значит питать душу ребенка
энергией своего сердца, неустанно развивая
у своего воспитанника
стремление к высокому,
вопреки всем жизненным невзгодам.
Будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбу страны и нового времени. В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012г.) говорится: «…Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности».
Самый важный дар, который мы можем дать нашим детям – это способность найти в своем сердце вечные духовно-нравственные ценности, присущие каждому человеку, и обрести истинное счастье, удовлетворенность и спокойствие духа.
Любовь, терпение, терпимость, стойкость, милосердие – величайшие качества, составляющие безупречный характер, к обретению которого стремится каждый человек, которые можно воспитать и сформировать через «уроки человечности» на занятиях по самопознанию.
Дошкольное образование - первая ступень в системе общего образования Республики Казахстан. В дошкольном возрасте закладывается основной фундамент нравственности, это время познания мира и человеческих отношений, а также сензитивный период для формирования нравственно-духовных чувств дошкольника.«Самопознание» для дошкольников является первым этапом в нравственно-духовном образовании дошкольников и позволяет выявить и понять особенности компетентностного обучения детей, которые непосредственно связаны с периодом первичного личностного формирования в возрасте 5-6 лет. Именно в этот период дошкольного детства наиболее интенсивно разворачивается процесс становления высших психических функций и формируется детское сознание (как осознанность, как идентификация себя в мире окружения и действия). Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие в процессе обучения самопознанию в этот период детства ориентировано как на развитие и совершенствование мыслительной деятельности, так и на создание положительного самоощущения, эмоционального благополучия детей.
В данной программе представлены примерные разработки 9 занятий по самопознанию для детей старшего дошкольного возраста с русским языком обучения.
В программе прослеживаются межпредметные связи с такими видами организованной учебной деятельности, как развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим миром, экология, музыка и изодеятельность.
3. Актуальность Прграммы.
Наступивший век поставил перед человечеством множество проблем. Разрушены некоторые государства, новое устройство мира сопровождается потерей самого главного для человечества – нравственности и духовности в жизни современного человека.
Во времена экономических перемен и господства технократической идеологии внимание к воспитанию духовности и нравственности ослабевает на наших глазах. Вырастают целые поколения, вызывающие беспокойство в области нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности, в основе которых лежат народные традиции, делают личность духовно богатой, внутренне свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной.
Предмет «самопознание» очень важен в дошкольной организации, так какон помогает познавать себя с детства, что облегчает возможность шагнуть во взрослую жизнь. Этот предмет учит любить и дарить добро. А дарить людям радость, любовь надо всегда, при любых обстоятельствах, тогда твой духовный мир будет богаче, к тебе потянутся люди, будет легче жить, мы научимся переступать свои принципы, прощать обиды. Ведь когда человек проявляет такие прекрасные качества по отношению к другим, за спиной, как будто появляются крылья, и люди от этого становятся добрее.
Занятия по самопознанию позволяют нам педагогам утвердиться в истине, что ребенок в процессе обучения обретает духовную и душевную целостность.
Актуальность проблемы воспитания дошкольников как личности, связана, с основными четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность ся- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношении к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
4. Новизна Программы
Сверхзадача современного образования – пробудить в человеке Человека, придать ему внутренние силы для утверждения Истины, Добра и Красоты. Ответом на этот вызов времени стал предмет «самопознание», не знающий аналогов в международном образовательном пространстве.
«Самопознание» – не очередной предмет в ряду других дошкольных дисциплин. Это – особый метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса в Республике Казахстан, перейти к новым мировоззренческим основам и ориентацией на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца – в соответствии с восточной традицией и казахской народной педагогикой.
Большое влияние «самопознание» оказывает на культурно-цивилизованные процессы в современном Казахстане. Если под культурой понимать, прежде всего, развитие самого человека, его нравственно-духовных качеств, то с позиций экономики высоких технологий в современных условиях решающими становятся не природные, а человеческие ресурсы, компетенции, знания и навыки специалистов новой генерации
5. Цель Программы:
Цель: сформировать у детей первичные жизненно-значимые компетенции в сфере нравственно-духовных отношений их к миру, к людям, к самим себе.
6. Задачи Программы:
Подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Воспитать гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности.
Учить детей с самых малых лет осваивать искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учиться и расти, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству.
7. Ожидаемые результаты:
Сформированность у ребенка ответственности как гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее.
Умение воспитанников строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей.
Умение ценить культурно-историческое наследие своего народа, привитие любви к родному краю.
Сформированность желания жить и работать в своей стране.
Сформированность здорового образа жизни, воспитание желания учиться на благо Родины и человечества.
8. Этапы реализации Программы:
Iэтап «Подготовительный» (июнь - август 2016г.)
Содержание деятельности: разработка Программы кружка.
II этап – «Практический» (сентябрь - май 2016-2017 учебного года).
Содержание деятельности:внедрение Программы в работу с детьми.
III этап – «Итоговый» (май 2017 г.)
Содержание деятельности:подведение итогов работы за 2016-2017 учебный год.
9. Формы проведения кружковой работы:
занятия по самопознанию.
время проведения: 2 раз в неделю согласно расписанию;
продолжительность занятия: 30-35 минут.
10. Пути реализации Программы.
(примерные конспекты занятий)
Сентябрь.
Занятие №1.
Тема: «Радость встречи».
Цель: формировать представление о важности самопознания.
Образовательная задача: формировать навыки позитивного общения, актуализировать знания об общечеловеческих ценностях.
Развивающая задача: развивать умение размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы.
Материал к занятию: аудиозапись песни «Здравствуйте», карточки к упражнению «Нам интересно узнать…», листы ватмана, краски (гуашь).
Полилингвальный компонент: радость встречи ?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1.Круг радости.
Воспитатель поздравляет детей с началом нового учебного года, и предлагает исполнить песню «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л. Квинт):
Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Основная часть.
2.1.Беседа с детьми.
Воспитатель делится с детьми своими впечатлениями о встречах, которые произошли с ним этим летом, и предлагает всем вместе поразмышлять, почему одни встречи надолго остаются в памяти, а другие быстро забываются.
2.2. Вопросы к детям:
1.Была ли у вас летом встреча с интересным человеком?
2. Что нового вы узнали об этом человеке, его интересах ?
(Рассказы детей).
Воспитатель:Встреча с интересным человеком всегда доставляет радость, потому что мы многому хорошему можем научиться у него. Сегодня на занятии мы поговорим об этом подробнее.
2.3. Творческая деятельность «Рисунок радости».
Для выполнения данного задания группа делится на 2 подгруппы. Детям предлагается придумать сюжет о какой-либо приятной встрече, и нарисовать общий рисунок. При этом каждый воспитанник использует только определенный цвет краски.
По окончании каждая подгруппа, демонстрируя свое творчество, объясняет, как удалось ей выразить в рисунке чувство радости.
2.4. Упражнение «Узелки на память».
Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по стране Самопознания. В слове «самопознание» 12 букв. Столько же узелков на этой веревочке. Я развязываю узелок, называю букву, а вы назовите, какие слова, обозначающие хорошие качества человека, начианются с этой буквы.
Например:
- Самостоятельность, смелость, сочувствие;
- Активность;
- Милосердие, миролюбие;
- Общительность, организованность;
- Патриотизм, правдивость, порядочность;
- Ответственность, оптимизм;
- Забота;
- Настойчивость;
- Аккуратность;
- Надежность;
- Исполнительность;
- Единство.
Воспитатель: Эти качества помогают нам совершать хорошие поступки, заботиться о людях, о природе и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.
2.5. Упражнение «Нам интересно узнать…»
Воспитатель делит воспитанников на группы и каждой выдает набор из карточек.
(На карточках нарисованы небольшие сюжетные картинки, например:
-дети трудятся, дети играют, дети на празднике, семья, детский сад, дети на отдыхе, природа и т. д.)
Воспитатель предлагает каждой подгруппе рассказать в соответствии с карточкой, о чем ребята хотели бы поговорить подробнее на занятиях по самопознанию.
2.6. Полилингвальный компонент: радость встречи ?
Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: На занятиях по самопознанию мы будем говорить о хороших человеческих качествах, об интересных судьбах людей, о ценностях, которыми дорожит каждый человек. Будем рассказывать друг другу поучительные истории, обсуждать их, делать выводы. Будем размышлять над жизненными ситуациями, будем учиться любить и уважать себя, других людей.
3.2. Круг «От сердца к сердцу»
Дети передают по кругу мячик, и называют те качества, которые они хотели бы видеть в другом человеке. Например: «Я дарю Мише смелость, чтобы он ничего не боялся» и т. д.
Октябрь.
Занятие №2.
Цель: расширять представление о самопознании.
Тема:продолжение 1-го занятия (2-й час).
Образовательная задача: расширять представление о понятиях «познание», «познание себя».
Развивающая задача: развивать любознательность, интерес к самопознанию.
Воспитательная задача: воспитывать интерес доброжелательность друг к другу.
Материал к занятию: альбом для рисования, аудиозапись музыки из мультфильма «Приключения Буратино», макет двери с тремя замками, сюжетные картинки, воздушные шары с открытками по числу воспитанников.
Полилингвальный компонент: познай себя?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости.
Воспитатель приветствует ребят, читает стихотворение и предлагает сопровождать слова текста различными движениями.
Справа – друг, и слева – друг. (Повернуться вправо, повернуться влево).
Вместе мы – веселый круг. (Взяться за руки).
Поиграем мы немножко.
Крепко сжали все ладошки. (Сжать ладони).
Кто так делает, друзья?
Это я! Это я! (Показать руками на себя).
Мы прижали локоток,
Станет тесным наш кружок! (Прижаться друг к другу локтями).
Представьте себе такую картину: где-то на белом свете есть сказочный дворец. В нем вы встретите много детей разных возрастов. Они читают книги, рассказывают стихи, рисуют, весело общаются друг с другом. А взрослые им во всем помогают.
– Вы уже догадались, что это за дворец? Да, это детский сад, но не обычный. Великий Мудрец обучает здесь юных волшебников. Представьте себе, что началось занятие и к вам навстречу идет… Великий Мудрец. Он говорит: «Вы, дети, очень талантливы и способны. Вы учитесь читать, писать, учитесь дружить, общаться, помогать друг другу. Для этого нужно немало потрудиться. У вас все получится! Я дарю вам волшебный ключ, который откроет для вас двери в страну «Самопознания» (пауза).
– Ребята, откройте глаза и побеседуем.
2.2. Беседа.
Вопросы к детям:
Как называется сказочный дворец, в котором живет Великий Мудрец?
Как вы думаете, для чего человеку нужны знания?
(Ответы воспитанников).
2.3. Разминка.
Звучит музыка из мультфильма «Приключения Буратино», воспитатель предлагает детям взять приготовленные «ключи» (макет «золотого» ключика из желтого картона) и потанцевать под музыку, выполняя такие движения: руки согнуть в локтях; в правую или левую руку взять «ключ»; переступая с ноги на ногу, то правую, то левую руку поднимать поочередно вверх;
«ключ» держать двумя руками, приставить к губам, имитируя игру на дудочке; голову поворачивать то вправо, то влево, подняв вверх «ключ», подпрыгивая и переступая с ноги на ногу.
2.4. Творческая деятельность.
На доске закреплен рисунок, на котором изображена дверь с тремя замками.
Воспитатель: за этой дверью – сюрприз. Чтобы его увидеть, нужно открыть 3 замка, но одного «волшебного ключа» здесь мало. Чтобы открыть замки, нужно выполнить задания.
Задание 1. «Я умею»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения, передавая «ключ» друг другу со словами «Я умею» (хорошо рисовать, писать, дружить, радоваться…).
– Ребята, первый замок открылся быстро, потому что вы многое знаете и умеете (воспитатель снимает с двери один замок.)
Задание 2. «Да» – «Нет»
Воспитатель предлагает учащимся внимательно слушать высказывания, которые она прочтет вслух. Если ребята согласны с высказыванием, то надо похлопать в ладоши, если нет – не хлопать.
– Мы будем хорошо учиться.
– Мы будем обижать младших.
– Мы будем честными.
– Мы будем бегать в группе и рвать книжки.
– Мы станем добрыми людьми.
– Мы будем кричать на занятиях.
– Мы будем хорошими друзьями.
– Мы будем ссориться с друзьями и драться.
– Мы будем трудиться.
Воспитатель: Ребята! Второй замок тоже легко открылся.
Как вы думаете, почему?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Правильно, потому что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих(воспитатель снимает с двери второй замок.)
Задание 3. «Я делаю»
Воспитатель: В альбоме даны сюжетные картинки. Рассмотрите рисунки, раскрасьте те из них, на которых изображены действия, часто выполняемые вами.
2.5. Полилингвальный компонент:
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: Ребята, очень важно сделать правильный выбор между тем, что тебе хочется и тем, что необходимо сделать; между тем, что «интересно» и тем, что «важно». Теперь вы выполнили все задания, давайте попробуем открыть дверь.
Дети вместе с воспитателем «открывают» третий замок. За дверью – рисунок воздушного шара. Воспитатель вносит в класс заранее приготовленные воздушные шары. К каждому шару прикреплена открытка от Великого Мудреца со словами: «(имя ребенка), приглашаю тебя в путешествие по стране Самопознания».
Воспитатель раздает детям сюрпризы – воздушные шары с открытками.
3.2. Круг «От сердца к сердцу».
Звучит аудиозапись песни Буратино из мультфильма «Приключения Буратино». Все берутся за руки. Один из воспитанников стоит на месте в центре, а с другого конца воспитатель ведет ребят по кругу, постепенно, спиралью закручивая вокруг него хоровод. Игра заканчивается большим дружеским объятием.
Ноябрь.
Занятие 3.
Тема: Страна «Самопознание».
Цель:продолжать пробуждать интерес к самопознанию.
Образовательная задача: знакомить с тематическим содержанием предмета «самопознание».
Развивающая задача: развивать творческое воображение, любознательность, стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательная задача: воспитывать такие качества, как взаимное доверие, взаимопомощь.
Материал к занятию: альбом, «карта» страны «Самопознание», аудиозапись песни «Песенка друзей» на слова С.Михалкова, три рисунка в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), бумажные макеты яблони с четырьмя большими яблоками.
Полилингвальный компонент: страна «Самопознание» ?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости.
Воспитатель: Сегодня мы начинаем подготовку к путешествию по стране Самопознания. Мы будем изучать эту страну в течение всего учебного года. В дорогу мы возьмем с собой хорошее настроение, желание познавать неизведанное и, конечно, добрую песню.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и спеть «Песенку друзей» на слова С. Михалкова:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(Песню можно сопровождать танцевальными движениями.)
Основная часть.
2.1. Беседа.
Воспитатель: Давайте составим маршрут нашего путешествия по стране Самопознания.
2.2. Вопросы к детям:
1. Вы знаете, что такое путешествие?
2. Почему люди путешествуют?
3. Вы когда-нибудь путешествовали? Где? С кем?
4. Как вы думаете, что помогает путешественникам ориентироваться в незнакомой местности?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Правильно, карта. У нас тоже есть карта – это карта страны Самопознания.
На доске закреплена карта страны Самопознания. Она разделена на 4 части, название каждой соответствует названию раздела предмета «Самопознание».
Во время рассказа воспитатель обозначает на карте маршрут предстоящего путешествия, обращая внимание детей на названия разделов.
Воспитатель: Мы намечаем маршрут, по которому пройдем, чтобы узнать много нового и интересного:
- о нашем детском саде и его традициях, о том, как строить добрые взаимоотношения в группе;
- о том, с чего начинается Родина; познакомимся с краем, где родились и живем;
- о том, что значит быть настоящим Человеком, будем говорить о хороших и плохих поступках людей;
- мы научимся доброжелательному общению, бережному отношению к природе.
Задание1.(в альбоме)
Воспитатель: Рассмотрите карту страны Самопознания. Алпамыс, Махаббат и верблюжонок Акбота отправляются в путешествие вместе с нами. Соединив линией цифры по порядку, вы узнаете маршрут нашего путешествия.
Минутка тишины
Воспитатель: Сядьте удобнее, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Давайте посидим одну минуту в тишине.
2.3. Творческая деятельность «Волшебные яблоки».
Воспитатель прикрепляет на изображение волшебного сада Мудреца макет яблони, с четырьмя большими яблоками. Плоды сделаны таким образом, чтобы их можно было раскрыть. Внутри яблок спрятаны звездочки с заданиями.
Воспитатель: Ребята! Дорога в страну Самопознания проходит через сад, в котором растет яблоня с волшебными плодами. Кто сорвет яблоко, тот узнает секреты великих путешественников.
Вы хотите узнать секреты путешественников?
– На яблоне четыре яблока, и мы раскроем 4 главных секрета путешественников.
Один из воспитанников срывает яблоко, оно раскрывается, и все видят звездочку, на которой написано задание 1.
1-е задание. Размышление над ситуацией.
Для выполнения задания воспитатель делит детей на подгруппы.
Воспитатель: Послушайте истории, которые я вам расскажу. Они произошли с ребятами из нашего детского сада. Давайте обсудим, как правильно надо поступить в следующих ситуациях.
Воспитатель предлагает такую ситуацию:
Юра и Арман бежали по коридору. Навстречу шла учительница английского языка. Мальчики пробежали мимо, и лишь через некоторое время где-то послышалось: «Здравствуйте, Жанагуль Кундугановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали.
Вопросы к детям:
1.Как вы думаете, вежливо ли поступили ребята?
2. Что им надо было сделать?
Следующая ситуация:
Дина ехала в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась: не хотела, чтобы ей испачкали пальто.
«Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести», – заметила она.
«А что я сделала? – возразила Дина.
Вопрос к детям:
Как бы вы поступили в такой ситуации?
(Дети размышляют над ситуациями).
Ввоспитатель раскрываетпервый «секрет» путешественника – быть вежливым. Человек путешествует не один, вокруг много людей. Поэтому надо относиться ко всем вежливо, с уважением.
2-е задание. Разминка «Танцующий зоопарк».
Воспитатель включает музыку и предлагает детям потанцевать так, как это сделали бы слоны, змеи, сороконожки, бабочки и т. д.
(Дети выполняют задание).
Воспитательговорит овтором «секрете» путешественника – умении радоваться. Во время путешествия возникает много трудностей. Главное – не унывать, чаще улыбаться – и все будет хорошо.
3-е задание. Упражнение «Осенняя палитра».
Воспитатель рассказывает о красоте осени:
– Наступила осень. Солнышко уже не так сильно согревает землю, желтеет трава, облетают с деревьев листочки, не слышно веселого пения птиц. Дни стоят теплые. И мы замечаем, что природа всегда красива, в любое время года. Как здорово в это время гулять в парке и любоваться осенним пейзажем!
Красота осеннего города привлекла художника. Он нарисовал картинки. Посмотрите на них внимательно (дети рассматривают рисунки).
Вопрос к детям:
Что необычного вы заметили?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель раскрывает третий «секрет» путешественника. Он заключается в умении быть внимательным и наблюдательным. В путешествии важно запомнить, что интересного увидел, что узнал, чтобы потом рассказать об этом своим друзьям и родным.
4-е задание.Игра «Волшебный круг».
Воспитатель предлагает детям встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середину круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ребенок начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Воспитатель помогает детям.
Игра длится 4-5 минут.
В конце игры ребята делятся своими впечатлениями.
Вопрос к детям:
О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в путешествии главное – помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.
Воспитатель раскрывает понятие «доверие».
2.4. Полилингвальный компонент: страна «Самопознание»?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель:Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Давайте поаплодируем друг другу. Любое путешествие – это, прежде всего, узнавание нового, неизвестного, это знакомство с интересными людьми, это открытие того, что раньше было непонятным.
– В одной из пословиц говорится: «Век живи – век учись».
Народная мудрость напоминает о том, что человек учится всю жизнь. Любознательность, стремление узнавать новое и интересное - очень важные качества человека.
Я надеюсь, что знания, полученные вами на уроках самопознания, будут очень полезны в жизни!
3.2. Круг «От сердца к сердцу»- «Спасибо за прекрасный день»:
Все встают в круг. Один ребенок выходит в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятный день!», или «Спасибо за дружбу» и т. д. Оба остаются в центре круга, держась за руки. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Когда присоединяется последний воспитанник, круг замыкается. Дети крепко пожимают руки друг другу.
Декабрь.
Занятие 4.
Тема: «Взаимопонимание и искренность».
Цель: познакомить детей с представлением о важности взаимопонимания и искренности в общении людей.
Образовательная задача: раскрыть значение таких понятий, как «взаимопонимание», «искренность».
Развивающая задача: развивать умение понимать и принимать себя и другого человека.
Воспитательная задача:воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.
Материал к занятию: листы бумаги (формат А3); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений А.Вивальди «Времена года: «Весна», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».
Полилингвальный компонент: быть искренним?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1.Круг радости.
Воспитатель предлагает детям повернуться к рядом стоящему товарищу и поприветствовать его, сопровождая слова движениями (приветствие также можно пропеть):
– Доброе утро, Карина! (и т. д. каждый ребенок) (Улыбнуться и кивнуть
головой).
После приветствий все вместе произносят слова:
– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем
опускают).
– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны,
затем опускают).
Воспитатель называет тему занятия.
Основная часть.
2.1. Беседа.
Воспитатель предлагает детям подумать над тем, что помогает людям понять друг друга и какие качества человека важны в общении друг с другом.
Воспитатель: правильно – взаимопонимание.
Вопросы к детям:
Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?
Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?
Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания?
(Ответы воспитанников).
2.2. Упражнение «Двое с одним карандашом».
Группу детей разделить на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача – нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Воспитанники стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку.
Детям предлагается обсудить, получился ли рисунок?
Вопросы к детям:
Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
Что помогало вам в создании рисунка?
(Ответы воспитанников).
2.3.Разминка «Смешинка».
Воспитатель спрашивает у детей, в каком настроении люди лучше понимают друг друга: когда им грустно, или когда хорошо, радостно?
Воспитатель: пройдитесь по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется пообщаться, остановитесь напротив кого-нибудь, и трижды сердито произнесите волшебное слово: «Сим-салябим». Тот, к кому вы подошли, может такжетрижды сердито произнести в ответ «Сим-салябим».
(Дети прогуливаются по группе, время от времени останавливаются перед кем-нибудь и произносят «Сим-салябим».Воспитатель наблюдает за ходом разминки и настроением детей. После того как настроение детей улучшится, разминку можно закончить. (Игра способствует восстановлению сил и улучшению настроения.)
2.4.Полилингвальный компонент: быть искренним?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: Люди общаются не только при помощи слов, но и используют жесты, мимику. Самое главное в общении - быть чутким и внимательным к собеседнику, уметь слушать, не перебивая. Важно почувствовать его настроение.
3.2. Круг «От сердца к сердцу».
В Круге каждый воспитанник высказывает свое мнение о том, что необходимо для взаимопонимания.
Январь.
Занятие 5.
Тема: «Дружба».
Цель: расширять представление о ценности дружбы.
Образовательная задача: раскрыть значение понятий «друг», «дружба», «мир».
Развивающая задача: развивать стремление дружить и понимать друг друга.
Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к друзьям.
Методические приемы: игровой словесный, наглядный и практический.
Материал к занятию: кусок плотной ткани или мягкий коврик размером 90х150 см; фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки, бисер, ракушки; записи музыкальных произведений П.Чайковского: цикл «Времена года», танец Щелкунчика из балета «Щелкунчик», аудиозапись «Песня о дружбе».
Полилингвальный компонент: дружат дети?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости.
Воспитанники становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Воспитатель приветствует детей и предлагает им пофантазировать.
Воспитатель: Представим себе, что наша группа наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой, например, из произведений П.Чайковского.
Основная часть.
2.1. Рассказ воспитателя.
Изложение содержания узбекской сказки«Упрямые козы»:
Жили когда-то в разных селеньях две козы – одна белая, другая чёрная, и обе они были очень упрямые.
Вот как-то раз отправились эти козы щипать траву: белая - на своём пастбище, чёрная – на своём.
Вечером, когда солнце стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая коза – в своё селение, чёрная – в своё. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска была перекинута через глубокий арык.
Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу.
– Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! – закричала белая коза.
– Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! – крикнула чёрная. – Сама мне дорогу уступи!
– Всю ночь простою – не уйду!
– До утра буду стоять, с места не сдвинусь!
Долго спорили упрямые козы. Потом застучали копытцами – в драку вступили.
Отошли каждая на три шага, нагнули головы с острыми рогами да как бросятся одна на другую!
Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и вернулись домой мокрые, грязные.
Вопросы к детям:
Как вы думаете, почему козы поссорились?
Как можно было избежать ссоры?
(Ответы воспитанников).
Затем воспитатель предлагает детям придумать продолжение сказки под названием «Как подружились упрямые козы».
2.2. Разминка «Раз, два, три…»
Воспитатель предлагает детям выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Улыбнемся веселей,
Стали мы еще дружней!
Беседа.
Вопросы к детям:
Как вы думаете, из-за чего возникают ссоры и непонимание?
Как вы чувствуете себя после ссоры?
Что вы чувствуете, когда помиритесь с другом?
Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов: «друг», «дружба» и вспомнить пословицы, стихи, песни о дружбе, которые они знают.
(Ответы воспитанников).
2.4. Упражнение «Считалка»
Воспитатель разучивает с детьми слова считалки:
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились.
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!
2.5. Творческая деятельность «Ковер дружбы».
Воспитатель предлагает детям продумать сюжет рисунка или узор и совместно сделать ковер, который будет называться Ковром дружбы. Воспитанники украшают ковер бумажными или тканевыми цветами, бахромой, блестками и др. Во время задания негромко играет музыка. Важно, чтобы каждый ребеноксамостоятельно украсил какую-то часть ковра.
Затем дети вместе с воспитателем придумывают ритуал примирения на Ковре дружбы. Если в группе есть дети, которые находятся в ссоре, их можно помирить.
Ковер дружбы можно использовать и в дальнейшем, если в группе возникнет какая-либо ссора.
2.6. Полилингвальный компонент: дружат дети?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: Друзья могут ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.
Воспитатель знакомит детей с пословицей:«Человек без друзей, что дерево без корней».
Воспитатель: как вы понимаете эту народную пословицу?
(Ответы воспитанников).
3.2. Споёмте, друзья!
Воспитатель включает аудиозапись «Песни о дружбе». Дети исполняют песню.
слова М.Пляцковского,
музыка Б.Савельева
Песня о дружбе
Дружба крепкая
Не сломается,
Не расклеится
От дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Мы поссоримся,
И помиримся,
«Не разлить водой», –
Шутят все вокруг.
В полдень или в полночь,
Друг придёт на помощь,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Друг всегда меня
Сможет выручить,
Если что-нибудь
Приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Февраль.
Занятие 6.
Тема: «Учимся у старших»
Цель: формировать умение видеть в людях хорошие качества, достойные подражания.
Образовательная задача: пробуждать интерес к делам, жизненному опыту и советам старших.
Развивающая задача: развивать стремление к новым знаниям через общение и совместные дела с взрослыми.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к советам людей старшего поколения.
Методические приемы:игровой словесный, наглядный и практический.
Материал к занятию:фрагмент мультфильма «Капризная принцесса»;сюжетные картинки и полоски бумаги разной длины и формы.
Полилингвальный компонент: учимся у старших ?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, поприветствовать друг друга и произнести слова:
Люблю, когда утро!
Я утро люблю!
Утром к ребятам навстречу бегу!
Вместе дорогою знаний идем.
Вместе играем, себя познаем!
Основная часть.
2.1. Размышление над ситуацией.
Просмотр отрывка из мультфильма «Капризная принцесса» с того момента, когда принцесса просит молока у старой женщины до момента, когда та дает ей совет:
– Дай мне кружку молока, старуха, – говорит принцесса, грубо топая ногой.
– Что ты, милая, да разве так просят? – говорит ей старая женщина.
(Здесь необходимо прервать просмотр и предоставить возможность детям подумать над ситуацией).
Воспитатель: Как вы думаете, почему старая женщина сделала замечание принцессе? (Ответы воспитанников).
(Продолжение просмотра).
Вопросы к детям:
Какой совет дала старая женщина принцессе? (Ответы детей).
Расскажите о тех советах, которые вы слышали от взрослых.
Воспитатель обобщает ответы детей, обращая внимание на то, как старая женщина помогла принцессе исправить ошибку.
Зачто мы уважаем старших? (Ответы воспитанников).
Рассказ воспитателя.
Изложение содержания рассказа М.Пляцковского «Как ослик учился уважать старших».
Шел по дороге ослик Алфавит. Шел и плакал. Встретил его козленок Мармеладик и спрашивает:
– Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
– Нет. Никто меня не обижал.
– В чем же дело?
– Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь... уважать... старших... А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?
– Вытри слезы, ослик. Я помогу тебе, – сказал козленок.
– Правда, поможешь?
– Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?
– Не жалуюсь.
– Вот и чудесно!
Воспитатель: Как вы думаете, какие правила назвал козленок ослику?
(Ответы воспитанников).
Продолжение рассказа
Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперед, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, самое главное – не забывай прислушиваться к их советам...
– Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?
– Я воспитанный козленок. Вот и все.
– А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
– Ничего такого я, кажется, не говорил, ─ смутился Мармеладик. ─ Однако мне пора.
И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться.
Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь, нагруженную разными покупками, и думает: «Сейчас проверю – научил ли меня козленок старших уважать...»
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
– Здравствуйте, лошадь. Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.
– А еще что? – улыбнулась старая лошадь.
– А еще я вас вперед пропускать постараюсь. А еще, если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
– Прекрасно! – похвалила ослика лошадь. – Но для чего ты мне об этом говоришь?
– Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
– Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе все же один совет?
– Конечно, хочу!
– В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагруженную разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
– Обязательно! – пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил:
– А можно я сейчас вам помогу?
Беседа.
Вопросы к детям:
Как вы думаете, научился ослик уважать старших?
Какие правила узнал ослик от козленка?
Чему научился ослик у лошади?
Какие еще советы вы могли бы дать ослику?
(Ответы воспитанников).
2.4. Ролевая игра «Тропа путешествий».
По условиям игры группа делится на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагается сюжет для разыгрывания ситуаций.
1. Ослик встретил медвежонка, который нес полную корзинку малины и бочонок меда.
Представьте, что произошло дальше?
2. Возвращаясь домой, Ослик проходил мимо двора, в котором трудились дедушка с внуком, ухаживая за растениями или животными.
Представьте, что произошло дальше с Осликом?
2.5. Полилингвальный компонент: учимся у старших?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
3.2. Круг «От сердца к сердцу».
Каждый ребенок называет те качества, которым он хочет научиться у старших: «я учусь у старших пониманию, вежливости, честности»…
Развивающая задача: развивать способность понимать и уважать традиции народов.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.
Материал к занятию:аудиозапись произведений Курмангазы, листы ватмана, иллюстрации из журналов для коллажа, фломастеры, карандаши.
Полилингвальный компонент: принимать гостей ?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости (звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»).
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум»,что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» - «Мир и вашему дому».
2. Основная часть.
2.1. Рассказ воспитателя.
Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
Вопрос к детям:
Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота?
(Ответы воспитанников).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
– Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы»
Что означает слово «қонақ асы»?
Вопрос к детям:
Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца?
(Ответы воспитанников).
2.2. Беседа.
Вопросы к детям:
Кто и когда приходит к вам в гости?
Как встречают гостей в вашем доме?
Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы воспитанников).
Дети вместе с воспитателем формулируют определение «гостеприимство». Воспитатель обращает внимание на то, что это слово состоит из двух частей – «гость» и «приём».
Воспитатель обобщает ответы детей, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.
2.3. Ролевая игра «Гостеприимство».
Воспитатель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам.
Воспитатель: сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…
Вопросы к детям:
Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?
С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».
Какие блюда готовят к приему гостей?
Воспитатель: Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан.
2.5. Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит воспитатель).
Группа детей делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа получает краски, фломастеры, листы ватмана, а также рисунки, иллюстрации из старых журналов, открытки с изображением различных блюд исоставляет коллаж на тему: «Дастархан».
Дети показывают свои работы и рассказывают о них.
Полилингвальный компонент: принимать гостей?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»
Давайте и мы завершим наше занятие добрыми пожеланиями друг другу.
Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга теплыми рукопожатиями и улыбками.
Основная часть.
2.1. Беседа.
Воспитатель: сегодня поговорим с вами об очень важном качестве, необходимом для того, чтобы стать настоящим человеком. Сейчас я перечислю вам поступки человека, а вы определите, каким качеством он обладает:
- всегда помогает маме;
- мама доверяет ему присмотреть за младшей сестренкой;
- всегда доводит начатое дело до конца, отвечает за свои поступки, действия.
Вопрос к детям:
Какое качество присуще этому человеку?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: верно, такого человека называют ответственным. Сегодня мы поговорим именно об ответственности.
2.2. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: я расскажу историю, которая меня очень тронула. Послушайте её, пожалуйста, внимательно.
Эта история произошла в середине дня, когда я забирала своего сына из школы. Ребята пошли на большую перемену.
На уроке природоведения дети рассматривали различные бобовые культуры. Кто-то из ребят уронил мешочек с горошинками. Горошинки рассыпались по всему полу. Учительница попросила Максима собрать горох, чтобы никто не поскользнулся. Максим сказал: «Хорошо, я уберу». Прозвенел звонок, в класс забежал Дениска и позвал Максима играть в футбол. Максим, забыв о данном слове, побежал с Дениской на футбольное поле. Они позвали с собой Армана.
Арман забежал в класс, чтобы взять мяч и… поскользнулся на рассыпанном горохе, упал и больно ушиб колено.
Когда доктор осматривал Армана, прозвенел звонок. Все ребята вернулись с перемены и увидели бледного одноклассника со слезами на глазах. В этот момент Максим вспомнил, что ему поручили убрать горох, а он этого не сделал.
Максим ощутил острое чувство вины.
Вопросы к детям:
Как бы вы назвали поступок человека, который забыл о данном обещании и не выполнил его?
Как вы понимаете, что такое ответственность?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: ответственный человек, это тот, кто выполняет свои обещания, добросовестно относится к выполнению обязанностей и поручений.
2.3. Знакомство с пословицей.
Воспитатель знакомит детей с пословицей: «Сделал дело – гуляй смело».
Вопрос к детям:
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы воспитанников).
2.4.Игра «Я ответственный».
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»
Воспитатель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто несет ответственность
за свои знания,
за домашних животных,
за свое здоровье,
за порядок в своей комнате,
за погоду на улице,
за выполнение своих обязанностей по дому,
за порядок в квартире соседа,
за деревья, травы и цветы,
за сохранность автомобиля дяди Коли,
за настроение товарища?
2.5.Минутка тишины.
Воспитатель: сядьте, пожалуйста, удобнее. Проверьте, чтобы ваша спина была выпрямлена, а голова находилась в вертикальном положении. Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох. Вдохните носом воздух, медленно выдохните его через рот. Давайте посидим в тишине, каждый может подумать о чем-то хорошем и приятном для себя.
2.6. Ролевая игра «Съемки фильма».
Для проведения ролевой игры группа делится на две съемочные подгруппы. В каждой подгруппе распределяются роли режиссера и оператора. Ребята «снимают» два фильма с разным развитием ситуаций.
В ходе обсуждения учащиеся определяют, какой фильм снят об ответственности, какой – о безответственности.
Сюжеты для фильмов:
1. Друзья зовут товарища на улицу, но мама просит, чтобы он помог ей по дому...
2. Ребята решили пойти поиграть на территории стройки, но …
3. В воскресное утро родители просят сына выгулять собаку, но ему хочется еще поспать...
Вопросы к детям:
Как вы думаете, трудно ли делать то, чего не хочется делать?
Как поступает безответственный человек? (Ответы воспитанников).
Материал к занятию: кассета с записью мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо», набор «кирпичиков», силуэт дворца, нарисованный на доске.
Полилингвальный компонент: творить добро?
Ход занятия:
Вступительная часть.
1.1. Круг радости.
Воспитатель: поприветствуем друг друга доброй улыбкой и скажем все вместе эти замечательные слова:
У меня мысли добрые!
У меня сердце доброе!
Мои дела добрые!
Я иду дорогою добра!
Основная часть.
2.1. Упражнение «Строим дворец ценных качеств».
Воспитатель произносит несколько раз слова: доброта, правдивость, милосердие, ответственность, доброжелательность. Нужно ответить, какое из указанных качеств они больше всего ценят в своих друзьях.
Ребята выходят к доске, выбирают «кирпичик», обозначающий одно из перечисленных качеств, прикрепляют его на силуэт здания и объясняют, почему именно это качество они больше всего ценят.
Когда дворец «построен», воспитатель подводит итог:
– Каждый человек мечтает о том, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого нужно и самому быть таким же. Пусть в сердце каждого из нас поселятся доброта, отзывчивость, честность, милосердие, забота и другие хорошие качества человека.
Сегодня мы поговорим о том, как доброта преобразует человека, делает его красивым.
2.2. Творческая деятельность. Викторина «Узнай сказку».
Воспитатель называет слова и предлагает детям угадать, о какой сказке идет речь, и назвать главных героев.
«Тыква, сеньор, тюрьма, ключи, профессор Груша, графиня Вишня».
(Д.Родари.«Чиполлино»).
«Каморка, очаг, театр, пудель Артемон, Мальвина, папа Карло».
Какие качества Чиполлино, Буратино и Маугли вам нравятся?
Что объединяет этих героев?
Вместо того чтобы идти в школу, Буратино продает «Азбуку». Как вы считаете, правильно ли поступил Буратино?
(Ответы воспитанников).
Обобщая ответы детей, воспитатель акцентирует внимание на том, что нельзя по одному поступку судить о человеке. Все мы совершаем разные поступки - хорошие и не очень, но нужно стремиться поступать благородно, проявлять искренность и честность во взаимоотношениях с людьми.
2.4. Просмотр видеоматериалов.
Детям предлагается посмотреть мультфильм, снятыйпостихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
2.5. Беседа.
Вопросы к детям:
Какие поступки вы могли бы назвать хорошими?
Какие поступки вам не нравятся?
Как окружающие относятся к вашим плохим поступкам?
(Ответы воспитанников).
2.6. Разминка «Хорошо или плохо».
Воспитатель предлагает детям встать в ряд. Когда называется хорошее качество, дети хлопают в ладоши, а когда называется отрицательное качество, дети прячут руки за спину и отрицательно качают головой.
2.7. Размышление над ситуацией.
Воспитатель предлагает поразмышлять над следующей ситуацией и ответить на вопросы.
– Однажды, когда Мадина с братом шли из магазина, у идущего впереди мальчика порвался пакет, и апельсины рассыпались по асфальту. Брат Мадины предложил мальчику свой пакет и стал помогать ему собирать фрукты. Один апельсин оказался около Мадины. Она подняла его и спрятала в карман. Никто, кроме брата, этого не заметил. Когда мальчик ушел, Мадина спросила брата:
– Хочешь, дам половину?
Брат помолчал, потом ответил:
– Спасибо, не хочу. Боюсь, что этотапельсин будет мне не по вкусу.
– Почему? – насторожилась Мадина.
– Ну, просто не по вкусу…
Вопросы к детям:
Как вы думаете, почему брат отказался от апельсина?
А может, зря брат отказался?
Как бы вы поступили на месте Мадины и ее брата?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель продолжает рассказ.
– Мадина поняла, почему брат отказался от апельсина. Она бросилась вперед, догнала мальчика и вернула ему апельсин.
Вопросы к детям:
1.Теряли ли вы что-нибудь?
2. Какие чувства вы испытывали при этом?
3. О чем надо помнить, когда находишь что-нибудь?
(Ответы воспитанников).
2.8. Знакомство с пословицей.
Воспитатель знакомит детей с пословицей: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
Вопрос к детям:
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы воспитанников).
2.9. Полилингвальный компонент: творить добро?
3. Заключительная часть.
3.1. Обобщение.
Воспитатель: в каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солнышко, освещает все вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.
3.2. Споёмте, друзья!
Воспитатель включает аудиозапись песни «Доброта». Дети исполняют песню.
Слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева.
Доброта
Добрым быть совсем, совсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И вертится земля быстрей,
Если мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
11. Диагностический инструментарий.
Игра «Острова».
Цель: сформировать такое качество, как взаимовыручка.
Ход игры:
Группа делится на две подгруппы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Упражнение «Будем знать, чтобы дружить».
Цель: сформировать умение определять качества человека, необходимые для дружбы.
Ход упражнения:
Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы. В одной группе будут работать мальчики, а в другой – девочки. Каждая подгруппа должна подумать и назвать те качества, которые соответствовали бы их идеальным представлениям о девочках (для мальчиков) и о мальчиках (для девочек), которые необходимы для настоящей, крепкой дружбы между ними. Воспитатель записывает названные качества и по окончании зачитывает списки. Затем предлагается обсудить те качества, которые были названы.
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь».
Цель: сформировать умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Ход задания:
Детям дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в детский сад другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с лучшим другом;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Упражнение «Диалог с незнакомыми и знакомыми людьми».
Цель:сформировать умение составлять диалог с незнакомыми и знакомыми людьми.
Ход упражнения:
Воспитатель дает детям задание – подготовить и разыграть сценки различных способов начала разговора:
1) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.
2) Позвони другу и поговори с его родителями.
3) Поприветствуй знакомого на улице.
4) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей стоянке такси.
5) Предложи свою помощь (что-то донести или открыть дверь) незнакомому человеку.
6)После каждой сценки детям задаются вопросы:
– Успешно ли начат разговор?
– Были ли вежливыми его участники?
Упражнение «Я такой же, как ты».
Цель: развить умение замечать детали поведения человека, его качеств.
Ход упражнения:
Воспитатель: у меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись к нему по имени, объясняет, почему он такой же. «Я такой же как ты, потому, что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему, например:
Я такой же, как ты, потому что у меня есть руки;
Я такой же, как ты, потому что я умею разговаривать;
Я такой же, как ты, потому что я умею улыбаться;
Я такой же, как ты, потому что я мальчик (девочка);
Я такой же, как ты, потому что … и т. д.
Игра «Неоконченные предложения».
Цель: развить умение подбирать слова, обозначающие нравственные качества человека.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям предложения, которые нужно закончить:
– «Я люблю…»
– «Меня любят…»
– «Обо мне заботятся…»
– «Я забочусь…»
– «В меня верят…» и т. д.
Игра «Волшебная почта».
Цель: помочь «переслать» только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
Ход игры:
Воспитатель: вы знаете ласковые слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
Воспитатель: слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов, шагают друг другу навстречу.
Условие игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (и т.д.).
Упражнение «Теплая пушинка»
Цель: сформировать умение подбирать добрые и ласковые слова в адрес любого человека.
Ход упражнения:
Воспитатель: в одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.
Воспитатель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов.
Воспитатель:Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.
Воспитатель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.
Упражнение «Чего я хочу достичь?»
Цель: сформировать умение общаться с помощью жестов.
Ход упражнения:
Воспитатель предлагает детям посидеть несколько мгновений в тишине и подумать о том, чего бы они хотели достичь в своей учебе, в своей жизни? Чему бы им хотелось научиться? Затем просит кого-либо из детей рассказать об этом без слов, с помощью мимики и жестов. Остальные же дети должны догадаться, о чем идет речь.
Упражнение «Хочу знать».
Цель: сформировать умение детей распознавать нравственные качества человека.
Ход упражнения:
Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель бросает каждому мяч, задавая при этом вопросы: «Я хочу знать, какой он, порядочный человек?!»
Дети ловят мяч и называют какое-либо качество порядочного человека. На вопрос воспитателя предлагается ответить всем детям.
Игра «Мы и наши родители».
Цель: научить уважать и любить своих родителей.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на группу «детей» и группу «родителей». Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, а другая, с точки зрения детей, должны составить назвать ситуации и проблемы, наиболее часто приводящие к конфликтам между родителями и детьми. После того как дети выполнят эти задания, они садятся за стол переговоров. Представители каждой группы называют свои ситуации и проблемы. И все вместе дети обсуждают методы и способы решения этих конфликтных ситуаций.
Игра «Сочувственные слова».
Цель: развить умение сочувствовать людям в трудных для них ситуациях.
Ход игры:
Воспитатель просит детей перечислить какие-либо сочувственные слова или выражения. Все перечисленные слова записывает на листе бумаги. Предлагается детям внимательно посмотреть на своих друзей и подумать, кто из них нуждается в сочувствии. Затем дети выражают свое сочувствие кому-либо из группы. Затем воспитатель зачитывает сочувственные слова и вместе с детьми обсуждает, нужны ли людям слова сочувствия. Например:
- Если кто-то плачет, падает, ушибается или болеет, сочувствуете ли вы этому человеку?
-Что вы испытываете, когда вам сочувствуют или, наоборот, не сочувствуют?
-Кто в вашей семье вам больше всего сочувствует, когда вам плохо?
-Кто в вашей семье больше всего нуждается в сочувствии и почему? (Ответы детей).