Программа дополнительного образования «Юный журналист»
Программа дополнительного образования «Юный журналист»
Программа дополнительного образования "Юный журналист": насправленность программы - социально-педагогическая, возраст детей - 13-16 лет, срок реализации - 3 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Юный журналист»»
Администрация Камешковского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково
Согласовано:
зам. директора по ВР
______/Савватеева Е.М./
Рассмотрено на МС
Протокол № ___от _______
Утверждено:
директор школы
________/Тимакова Е.В/
Приказ №___ от_______
Программа дополнительного образования
«Юный журналист»
Программа разработана на основе программ: Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»/ авт.-сост. Хохлова Е.Б., Рабочей программе по дополнительному образованию объединения «Юный журналист» ГБОУ СОШ № 116 г. Москва
Рабочая программа дополнительного образования «Юный журналист» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Программа является модифицированной, разработана на основе программ: Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»/ авт.-сост. Хохлова электронный ресурс - г. Катав-Ивановск, 2012г Режим доступа: http://ddt-katav.ucoz.ru, Рабочей программе по дополнительному образованию объединения «Юный журналист» ГБОУ СОШ № 116 г. Москваэлектронный ресурс - Режим доступа:, - 2014 г.
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам.
Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цель программы:
Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Задачи программы:
Предметные:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Метапредметные:
развитие литературных способностей подростков;
развитие умения устного выступления;
развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей;
развивать потребность к творческому труду.
Личностные:
воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
формировать потребность учащихся к саморазвитию.
создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность.
формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 11-16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа «Юный журналист разработана на 3 года обучения. Всего 576 часов: 1 год обучения – 144 часа, по 4 часа в неделю, 2 и 3 год обучения – по 216 часов в год; по 6 часов в неделю. Однако, по желанию учащихся можно продолжать работу и более 3 лет. Программа рассчитана на многогранное обучение ребенка основам журналистики. Каждый обучающийся сможет развить как письменную, так и устную речь.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.
В результате обучения учащиеся должны знать:
история российской журналистики;
понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция,
типы речи, стили речи,
изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
собирать материал, систематизировать его;
строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
доказывать свою собственную точку зрения;
интересоваться мнением других людей;
составлять план;
создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
собирать материал;
грамотно излагать свои мысли;
создавать макет будущего номера;
редактировать созданный материал.
Формы и режимы занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек.
Программа по курсу «Юный журналист» рассчитана на 3 года обучения, 6 часов в неделю, 216 часов в год.
Формы проведения занятий: свободные творческие дискуссии, беседа, игра, чтение и обсуждение статей из газет, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, практические работы (подготовка материала для публикации).
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Занятия проводятся:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равен 40 мин.) с перерывом 10 минут.
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равен 40 мин.) с перерывом в 10 минут.
3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равен 40 мин.) с перерывом в 10 минут.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Основная форма
Образовательная задача, решаемая на занятиях
Методы
Познавательное занятие
Передача информации
Беседа, рассказ, доклад, прослушивание.
Практическое занятие по отработке определенного умения
Обучение. Вырабатывать умение применять теорию на практике
Упражнения
Самостоятельная деятельность
Поиск решения проблемы самостоятельно
Упражнения
Творческие упражнения
Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом.
Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах
Игровая форма
Создание ситуаций занимательности
Короткая игра, игра-оболочка
Конкурсы
Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности.
Игра
Занятие - соревнование
Закрепление умений, знаний, навыков
Игра
Занятие – деловая (ролевая) игра
Усиление мотивации учения. Формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность
Урок – интервью, урок – презентация, урок- пресс-конференция; и т.д.
Занятие лекция
Формирование мотивации, установка на активное восприятие
Модульное занятие
Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция.
Самостоятельная деятельность
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы
участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
1
Вводное занятие.
Журналистика как вид деятельности
1
1
1
1
0
0
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
2
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в.
Влияние газеты на общественную мысль в России.
1
1
1
1
0
0
Раздел 3. Журналистика как профессия (10 ч.)
3
Формирование представлений о профессии журналиста.
Журналистика как профессия.
Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
Нравственные позиции журналиста.
Соблюдение этики поведения.
Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Знамя». Встреча с журналистом.)
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
0
0
0
0
0
2
Раздел 4. Функции журналистики (10 ч.)
4
Информационная;
Коммуникативная;
Выражение мнений определенных групп;
Формирование общественного мнения.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
Раздел 5. Требования к журналисту (6 ч.)
6
Компетентность, объективность;
Соблюдение профессиональных этических норм;
Глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
2
2
2
2
2
2
0
0
0
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (24 ч.)
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
0
2
2
2
2
2
Раздел 7.Знакомство с оформительским делом (50 ч.)
Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.
Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Обучение работы на ПК.
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER.
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами.Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
2
2
1
5
3
3
34
4
6
6
6
6
6
2
0
1
0
3
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
0
5
0
3
34
4
6
6
6
6
6
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (4 ч.)
Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
1
3
1
0
0
3
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (34 ч.)
Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей.
Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах.
Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
Вёрстка газеты.
4
10
10
10
0
0
0
0
4
10
10
10
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ
1
1
1
0
0
1
Итого:
144
52
92
Содержание программы
1-й год обучения
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося (теоретические).
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
Занятие 3-4. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Вид занятия - теоретические.
Раздел 3. Журналистика как профессия (10 ч.)
Занятие 5-14. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия. Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Знамя». Встреча с журналистом). Вид занятия: 8 ч. - теоретические, 2 ч. – практические.
4. Функции журналистики (10 ч.)
Занятие 15-24. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Вид занятия - теоретические.
Раздел 5. Требования к журналисту (6 ч.)
Занятие 25-30. Требования к журналисту компетентность, объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. Вид занятия - теоретические.
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (24 ч.)
Занятие 31-54. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Вид занятия: 12 ч. - теоретические, 12 ч. - практические.
Раздел 7. Знакомство с оформительским делом (50 ч.)
Занятие 55-104. Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Обучение работы на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- 6 часов. Подготовка презентации. Работа творческими группами . Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов. Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта. Вид занятия: 6 ч. – теоретические, 44 ч. – практические.
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (4 ч.)
Занятие 105 – 108. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина». Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия:1 ч. – теоретическое, 3 ч. – практическое.
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (34 ч.)
Занятие 109 – 142. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Занятие 143-144. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ. Вид занятия – 1ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое.
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе
теоре-тических
практи-ческих
Раздел 1. История журналистики (8 ч.)
1
Вводное занятие.
2
2
0
2
История мировой и российской журналистики
6
6
0
Раздел 2. Оформительское дело (124 ч.)
3
Знакомство с оформительским делом:
- знакомство с материалами периодической
печати, анализ материалов;
- эстетика классического дизайна
- эстетика модернистского дизайна
- новые технологии в оформлении газеты
- выпуск школьных газет
- работа на ПК
6
12
8
14
42
42
2
2
2
2
2
2
4
10
6
12
40
40
Раздел 3. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы журналистики (84 ч.)
4
Экскурсии
4
0
4
5
Обсуждение нравственных,
патриотических, художественных и
эстетических проблем журналистики
16
12
4
6
Индивидуальная работа и работа в малых группах
60
0
60
7
Итоговое занятие
4
0
4
Итого:
216
36
180
Содержание программы
2-й год обучения
Раздел 1. История журналистики (8ч.)
Занятие 1-2.Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами объединения «Юный журналист». Знакомство с творческими работами членов объединения за предыдущие годы. Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности.Анализ материалов периодической печати. Анализ некоторых рубрик, статей, шрифтов, цветовых решений и др.Вид занятия – теоретическое.
Занятие3-8.История журналистики. Знакомство с изданием «Писанные новости Венеции». Роль СМИ в развитии общества, формировании его мировоззрения. 4.История журналистики. Кто такой «спецкор»? Нравственные взгляды журналиста.История журналистики. Кто такой «собкор»? Вид занятия – теоретическое.
Раздел 2. Оформительское дело (124 ч.)
Занятие 9-14.Знакомство с оформительским делом: знакомство с материалами периодической печати, анализ материалов. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 4 ч.- практическое.
Занятие 15-26.Эстетика классического дизайна. Этическое поведение журналиста.Дизайн газеты. Главные черты, особенности, самостоятельный подбор примеров из прессы. Практическая работа. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 10 ч.- практическое.
Занятие 35-48. Новые технологии в оформлении газеты. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 12 ч.- практическое.
Занятие 49-90.Творческая работа. Написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор стиля оформления, печатание статей, оформление газеты рисунками. Обучение работать дружно в коллективе, находя общие решения.Выпуск газеты. Выпуск газеты ко Дню учителя. Обсуждение направлений газеты, определение рубрик, фотографирование, выбор стиля, цветового и графического решения, оформление газеты. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 40 ч.- практическое.
Занятие 91-132.Обучение работы на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 40 ч.- практическое.
Раздел 3. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы журналистики (84 ч.)
Занятие 133 – 136. Экскурсия.Выпуск газеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор
фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление газеты. Вид занятия - практическое.
Занятие 137-152. Обсуждение различных нравственных, патриотических, художественных и эстетических проблем журналистики. Вид занятия: 12 ч. - теоретическое, 4 ч.- практическое.
Занятие 153-214.Индивидуальная работа и работа в малых группах:
Выпуск газеты. Выпуск Новогодней газеты. Работа редактора, художника, журналиста, дизайнера, корректора. Согласование всех направлений для гармоничной работы. Распределение работы, помощь друг другу. Оформление газеты. Фотографирование. Роль фотографии в газете.
«Портрет», «Пейзаж», «Композиция». Фотографирование живых объектов. Просмотр работ, их обсуждение. Новые технологии издательского дела.
Знакомство учащихся с новыми технологиями издательского дела, ролью компьютерной вёрстки.
Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Проведение блиц – опросов. Как найти «общий язык» с читателем. Как проводятся опросы. Что нельзя журналисту. Проведение блиц – опросов и их анализ.
Работа на ПК. Самостоятельная творческая работа на ПК. Работа творческими группами. Выпуск газет с использованием современных компьютерных технологий.
Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества. Подбор материала. Поиск фотографий и материалов о выпускниках – офицерах нашей школы.
Работа на ПК. WWW. YNDEX. RU. Работа в Интернете. Просмотр материалов.
Выпуск газеты ко Дню 8 Марта. Подбор материала: стихов, иллюстраций, фотографий, написание статей, оформление газеты.
Работа на ПК. WWW.RAMBLER.RU. Работа в Интернете. Просмотр материалов.
Работа на ПК. Подготовка презентации на заданную тему. Подбор иллюстраций, текста, графическое и цветовое оформление презентации.
Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
Экскурсия.
Выпуск газеты по материалам экскурсии. Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление газеты.
Школьный сайт. Эстетика и дизайн сайта. Просмотр материалов школьного сайта. Оформление пробной страницы.
Выпуск газеты ко Дню победы – 9 Мая. Обсуждение газеты, подбор материала об участниках Великой Отечественной войны. Отбор и сканирование фотографий, написание статей. Оформление газеты.
Журнал. Отличительные особенности журнала. Просмотр современных журналов, анализ статей, иллюстраций графического оформления и др. Пробное оформление журнала.
Конкурс творческих работ на тему «Великая Отечественная война». Проведение беседы о войне, рассказ о подвиге народа в войне. Показ фрагментов из документального кинофильма «Неизвестная война». Выполнение творческих работ.
Творческая работа. Написание статей в газету. Работа творческими группами.
Экскурсия в редакцию газеты. Ознакомление с этапами выпуска газеты.
Вид занятия - практическое.
Занятие 215-216. Подведение итогов работы объединения за год. Анкетирование. Анализ анкет. Награждения лучших юных журналистов дипломами и грамотами. Вид занятия - практическое.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе
теоре-тических
практи-ческих
Раздел 1. История журналистики (8 ч.)
1
Вводное занятие.
2
2
0
2
История мировой и российской журналистики
6
2
4
Раздел 2.Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем вжурналистике (44ч.)
3
Обсуждение нравственных, патриотических,
эстетических и художественных проблем в
журналистике
10
4
6
4
Подготовка к защите творческих работ на тему «Журналистика в 21 веке»
14
2
12
5
Обсуждение материалов периодической печати
20
8
12
Раздел 3.Оформительское дело (91 ч.)
6
Овладение навыками оформительского дела:
- MicrosoftOfficeWord - текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов;
- MicrosoftOfficePowerPoint – программа для создания презентаций;
-правила нового графического дизайна;
-отличительные черты газеты;
-отличительные черты журнала;
-отличительные черты альманаха;
-выпуск школьных газет.
9
10
9
6
8
8
12
29
1
2
1
2
2
2
4
0
8
8
8
4
6
6
8
29
Раздел 4. Журналистика в 21 веке (73ч.)
7
Экскурсии
18
4
14
8
Клубные дни
8
0
8
9
Четвёртая ветвь власти - средства массовой
информации (встреча с журналистами)
10
4
6
10
Деловая игра «Журналист-око народное»
6
2
4
11
Защита творческих работ по теме «Журналистика в 21 веке»
26
0
26
12
Итоговые занятия
5
2
3
Итого:
216
44
172
Содержание программы
3-й год обучения
Раздел 1. История журналистики (8 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами объединения. Вид занятия –теоретическое.
Занятие 3-8.История мировой журналистики. Знакомство с журналистикой современного Запада. Знакомство с журналистикой современного Востока. Сравнительная характеристика общих черт и отличительных особенностей. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 4 ч.- практическое.
Раздел 2.Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем в журналистике (44ч.)
Занятие 8-17. Дискуссия «Что такое «жёлтая» пресса? Знакомство с материалами «жёлтой» прессы, обсуждение нравственных и эстетических сторон проблем. Вид занятия: 4ч. - теоретическое, 6 ч.- практическое.
Занятие 18-31.Подготовка к защите творческих работ на тему «Журналистика в 21 веке». Распределение на творческие группы, распределение обязанностей и выпуск газеты. Вид занятия: 2ч. - теоретическое, 12 ч.- практическое.
Занятие 32-51. Обсуждение материалов периодической печати. Вид занятия: 8ч. - теоретическое, 12 ч.- практическое.
Занятие 162-169. Клубные дни.вид занятия - практическое;
Занятие 170-179.Четвёртая ветвь власти - средства массовой информации (встреча с журналистами). Вид занятия: 4ч. - теоретическое, 6 ч.- практическое;
Занятие 180 -185.Деловая игра «Журналист-око народное»Подготовка к игре. Распределение ролей. Самостоятельная подготовка материала.вид занятия: 2ч. - теоретическое, 4 ч.- практическое;
Занятие 186-211.Защита творческих работ по теме «Журналистика в 21 веке». История мировой журналистики. Знакомство с переводными периодическими изданиями. Творческая работа. Оформление материалов в газету. О чём пишут газеты. Анализ главных тем в СМИ. Определение хронологических рамок отражаемого материала, определение тем, Выпуск газеты.История мировой журналистики. Знакомство со СМИ на Западе, сравнение со СМИ В РФ. Что такое «демократия», «свобода слова». Обсуждение материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.вид занятия - практическое;
Занятие 212-216.Итоговые занятия. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Награждения дипломами и грамотами.Выпуск газеты по итогам работы за год.Музыкальный вечер объединения «Юный журналист».вид занятия: 2ч. - теоретическое, 3 ч.- практическое.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно%
необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично-поисковый или эвристический;
исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.