Программа по здоровьесбережению составлена на основании нормативных документов. Цель программы: Создание модели воспитательно-образовательного процесса через поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа здоровьесбережения «Здоровье»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Программа здоровьесбережения
«Здоровье»
Составитель
Евтифеева Людмила
учитель физической культуры
Суслово
2015
Содержание
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Участники программы.
Сроки реализации.
Цель, задачи программы.
Основные направления деятельности.
Используемые образовательные технологии.
Ожидаемые результаты.
Календарный план мероприятий.
Система организации контроля.
Пояснительная записка
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме обучающихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией воспитательно - образовательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие). Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Обязательное условие для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников. С введением нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы с использованием педагогических средств становится одним из приоритетов. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения. Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Задача перед педагогом поставлена конкретная: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни»
Нормативно - правовая база:
Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка;
закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”;
письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002;
письма Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровьесберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26; письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ”;
“Об образовании в Кемеровской области”; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”).
«Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан».
Федеральный закон «О санитарно-эпидеологическом благополучии населения»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»
Федеральный закон «Об ограничении курения табака»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»
Закон РФ «Об образовании от 29.12.12г №273
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», №124-ФЗ от 24.07.98г.
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.06.93г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08 13г №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования.
Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Участники программы
обучающиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
школьная медсестра;
врач-педиатр МУЗ ГЦБ «Сусловская участковая больница»;
школьный психолог;
родители.
4.Сроки и этапы реализации программы
Период реализации с 2015 по 2018гг.:
I этап - 2015-2016гг. – организационно-мотивационный.
II этап - 2016-2017 гг. – основной.
III этап - 2017-2018 гг. – итогово-аналитический.
5. Цель программы
Создание модели воспитательно-образовательного процесса через поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи
-Проводить мониторинг состояния здоровья и адаптационных возможностей обучающихся.
-Использовать здоровьесберегающие приемы и методы в воспитательно-образовательном процессе. -Формировать систему физкультурно-оздоровительной работы. Формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность; -Совершенствовать систему профилактической деятельности направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей, предупреждение детского травматизма. -Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора детей в области физической культуры и спорта. -Продолжить просвещение родителей в вопросах сохранения и улучшения здоровья детей. Формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность; -Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся; - Создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса; - Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса; - Разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников.
6. Основные направления деятельности
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся первого класса с целью обеспечения адаптации
к новым условиям.
Сентябрь- ноябрь
2.Здоровьесберегающий анализ расписания уроков.
Сентябрь, январь
3.Организация перемен и создание на переменах таких условий,
которые способствовали бы двигательному режиму
обучающихся разных возрастов.
В течение года
4.Включение вопросов с определенной здоровьесберегающей направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физической культуры и окружающему миру.
7. Профилактические прививки согласно национальному календарю профилактических прививок.
В течение года
8.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.
Март, апрель
Информационно-просветительная работа- пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультация по всем здоровьесберегающим вопросам.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья, школьной спартакиады, соревнований «Веселые старты».
В течение года
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья.
В течение года
Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
МУЗ ГЦБ «Сусловская участковая больница»
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
Анализ организации рабочего пространства кабинета спортивный зал
№
Требование СанПин
Соответствует/не соответствует (в чем несоответствие)
Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии)
Меры предупреждения/минимализации негативных воздействий (при несоответствии)
1
Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Соответствует
Стены и пол гладкие окрашены
Произвести ремонт для устранения
дефектов.
2
Размещение спортзала на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону.
Соответствует
3
Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя)
Соответствует
4
Классная доска хорошо очищается, имеет соответствующий цвет и антибликовое покрытие
Соответствует
Заменить доску которая соответствует
требованиям
5
Оконные стекла, лампы ограждены сетками и решетками для безопасности занимающихся. Отопительные приборы закрыты решетками для создания безопасности.
Соответствует
Оградить стекла, лампы, отопительные
приборы.
6
В кабинете имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание
Соответствует
Установлены новые стаклопакеты с открывающимися форточками
Приобрести и установить термометр.
Проветривание по графику.
7
Оборудование зала учитывает поло-возрастные особенности школьников, находится в исправном состоянии.
Соответствует
Следить за исправным состоянием.
8
Кабинет имеет естественное и искусственное (люминесцентные лампы) освещение в соответствии с гигиеническими требованиями
Соответствует
Своевременная замена ламп, влажная
уборка по графику.
Аналитическая справка о состоянии здоровья учащихся
МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Перед коллективом школы в 2014-2015 учебном году стояла задача сохранения и укрепления здоровья учащихся, через проведение профилактических мероприятий, предотвращающих нарушение остроты зрения и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья учащихся реализовываются:
1.В организации образовательного процесса школы:
Общешкольная утренняя зарядка
Выполнение санитарно-гигиенических норм в образовательном процессе
Подвижные игры во время больших перемен на спортивной площадке или в спортивном зале (по погоде)
Ежемесячное проведение дней здоровья по плану физкультурно-оздоровительной работы школы.
Проведение 3 часов физической культуры.
Динамические паузы.
Проведение физкультминуток.
2. В организации учебного процесса:
На уроках биологии и окружающего мира учителя знакомят учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью организма человека, с причинами заболеваний и мерами профилактики, закрепляя гигиенические навыки.
На уроках физической культуры учитель занимается профилактикой (выполнение комплекса упражнений во время разминки) нарушений опорно-двигательной системы
Классные руководители (по планам классных часов) проводят беседы по профилактике вредных и опасных для здоровья привычек; включают в планы классных родительских собраний вопросы, направленные на организацию здорового образа жизни.
Проведение общешкольных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
3. Оздоровление учащихся через лагерь дневного пребывания.
4. Организация горячего питания.
На начало учебного года при совместной работе медицинской сестры школы и врачей детского кабинета МБУЗ «ЦГБ» г. Мариинска и Мариинского района Сусловская участковая больница, было изучено состояние здоровья и установлен диагноз каждого учащегося с I, II и III группой здоровья.
Собраны рекомендации по заболеваниям учащихся для работы учителей – предметников, учителей физической культуры и родителей.
Группы здоровья
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Всего учащихся
337
332
321
I группа
227
217
209
II группа
99
101
102
III группа
11
13
8
IY группа
0
1
2
Сведения об учащихся, отнесенных к различным типам здоровья
Учебный год
Количество учащихся
Основн.
группа
Подг. группа
Спец. группа
Освобождение от уроков физкультуры
«Д» учет
1-3 месяца
3-6 месяцев
1 год
2012-2013
337
274
57
6
2
3
6
63
2013-2014
332
262
59
11
3
1
11
70
2014-2015
321
256
56
9
3
2
9
65
На основании этих данных, которые записаны в листок здоровья классных журналов, учителя физической культуры проводят занятия в соответствии с группами здоровья. Данные вносятся в начале учебного года и могут корректироваться в связи с изменением групп здоровья учащихся (на основании справок) в течение года.
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников
Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.
Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.
Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе. 2. Занятия лечебной физкультурой.
Такая группа учащихся имеет справки на начало учебного года, где внесены данные о заболевании, группы здоровья, физкультурные группы. Занятия проводятся с учащимися специальной медицинской группы в теоретической форме.
Классификация учащихся, состоящих на диспансерном учете по разным категориям.
Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Всего учащихся
337
332
321
Больных детей
63
70
65
Из них имеют:
Заболевание
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Сердечно-сосудистое
8
10
8
Почек
4
2
2
Лор
15
15
9
Пищеварение
11
11
9
Эндокринная система
6
6
4
ЦНС
20
5
4
Органов зрения
18
21
18
Ортопедические
15
12
9
Органов дыхания
3
6
5
Туб.инфицирование
13
8
6
Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод, что в сравнении с 2012-2013 учебным годом показатели здоровья учащихся показали, что за 2013-2014 учебный год процент учащихся с первой группой здоровья понизился на 0,4%, а процент учащихся со второй группой здоровья повысился на 1,3%, с третьей группой понизился на 1,5%.
Из анализа мониторинга здоровья учащихся даются рекомендации учителям физической культуры - обратить особое внимание на работу с детьми подготовительной и специальной физической групп.
Учителями начальных классов, учителям - предметникам использовать рекомендации врачей в работе с детьми, имеющими хронические заболевания и уделить особое внимание физическим паузам, оздоровительным минуткам во время проведения урока.
Главной задачей ОУ является оздоровление детей направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это отдых детей в лагере с дневным пребыванием, поездки в санатории, туристические походы.
На учебный год был составлен план профилактических работ с учащимися начальных классов.
Согласно плана проводилась чеснокотерапия и фито-чаи в начальной школе. Осенью 14.10.2013 – 26.10.2013г. и весной 10.02.2014 – 07.03.2014г., а также на период повышения простудных заболеваний.
Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015
Начальная школа
129
127
115
Чеснокотерапия
Фито - чаи
38,2%
38,2%
36%
Ежегодно по плану профилактических прививок в январе проводилось обследование детей на туберкулез (охват 100%) – туберкуминодиагностика, цель, которой, раннее выявление туберкулеза.
Выявленные с патологией дети - 3 чел. (0,9 %) направляются на дополнительное обследование и лечение к узким специалистам (врач – фтизиатр, аллерголог).
Была проведена вакцинация в октябре 2013 г. против гриппа по согласию родителей и детей в начальных классах в количестве 78 человек. Прививки были проведены бесплатно.
В январе 2014 года учащимся 2007 года рождения (7 лет) проведена вакцинация АДС и полиомиелит и 2000 года рождения (14 лет) проведена ревакцинация АДС и полиомиелит - 38 человек.
Проводились беседы с учащимися
1-4-х классов «Ослепительная улыбка»
1-7-х классов «Физическая активность и здоровье», «Гигиена школьника.
Ослепительная улыбка на всю жизнь»
5-7 классов «Гигиена школьника. ТВ + здоровье»
1-11 классов «Бросай курить – ты уже не маленький» «7 апреля – Всемирный день
ЗДОРОВЬЯ»
Разработан и выпущен «Уголок здоровья» по профилактике курения «Курить – здоровью вредить», травматизма школьника в начальной школе, по профилактике заражения и распространения СПИДА, «Режим дня» (советы школьнику), «Закаливание – надежное средство профилактики простудных заболеваний», «Как правильно ухаживать за зубками».
В 2014-2015 учебном году планируется:
- вести контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм учреждения;
-продолжить проводить профилактическую работу простудных заболеваний;
- проводить профилактическую работу с учащимися по вопросам здорового образа жизни; - провести антропометрические измерения учащихся; определение остроты зрения;
- продолжать выпуск «Уголка здоровья».
7. Используемые образовательные технологии
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
№
Название технологии/метода
Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения.
1
Игровые технологии
Способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. А также:
- стимулирование мотивации и интереса;
- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
- развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, конкретных умений;
- саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
деловые;
организационно-деятельностные;
ролевые;
инновационные игры;
дидактические.
2
Метод проектов
Способствует становлению ребенка как личности, формирует в нем необходимые интеллектуальные качества, естественным образом приобщает его к культуре познавательной деятельности. Позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
3
Дифференцированное обучение
Способствует организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.).
Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
4
Проблемное обучение
Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, поскольку эмоционально по своей природе, вызывает чувство удовлетворения от познания.
Методы проблемного обучения:
Метод монологического изложения Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. При этом учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщается правильные окончательные выводы. Проблемные ситуации здесь могут быть созданы только с целью привлечения внимания учащихся.
Рассуждающий метод обучения Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает их поскольку повествование ведется в форме лекции. Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов.
Диалогический метод изложения Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.
Эвристический метод изложения Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
Исследовательский метод При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала, элементы структуры и порядок следования вопросов, указаний и заданий, как и в эвристическом методе. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняют направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились
Метод программированных заданий Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.
8. Ожидаемые результаты.
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
В результате реализации программы будут:
снижена заболеваемость или стабилизация здоровья
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработана школьная программа по здоровьесбережению;
разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
включено в план работы школы регулярное проведение дней здоровья (1 раз в месяц);
организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1.
Прививки детей согласно приказам Минздрава
В теч.
года
1-11
Мед.сестра
2.
Профилактическая работа во время эпидемий.
В теч.
года
1-11
мед.сестра
3.
Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, санбюллетени, полезные советы
В теч.
года
1-11
Медсестра
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1.
Увеличение двигательной активности школьников в учебное и во внеурочное время через утреннюю гимнастику, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные секции и туристические походы
В теч.
года
1-11
Учитель
физкультуры,
учителя начальных
классов, кл. руководители 5-11 классов
2.
Организация школьных соревнований и участие школьников в сельских, районных и областных соревнованиях
В теч.
года
1-11
Кл.руководители,
учителя физ-ры
3.
Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий.
В теч.
года
1-11
Зам.дир.по ВР
Кл.руководители
4.
Работа спортивных секций
В теч.года
1-11
Учителя физ-ры
5.
Проведение школьного конкурса «Самый спортивный класс»
В теч.года
1-11
Совет физ-ры
Профилактика травматизма
1.
Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков,плакатов)
В теч.
года
1-11
Зам.дир. по БЖ, ВР
Кл.руководит.
2.
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ
По прог
рамме
1-11
Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов
3.
Инструктаж сотрудников школы и обучающихся по правилам техники безопасности.
сентябрь, январь
1-11
Зам.дир. по БЖ,
Кл.руководители
4.
Статистика и анализ случаев травматизма в школе.
В теч.
года
1-11
Медсестра,зам.директора по БЖ
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1.
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и биологии, окружающего мира, физической культуры
В теч.
года
1-11
Преподаватель ОБЖ, биологии, физической культуры, учителя начальных классов
2.
Тематические классные часы (Приложение 1)
В теч.
года
1-11
Кл.руководители
3.
Тематические родительские собрания (Приложение 2)
В теч.
года
1-11
Кл.руководители,
Зам.дир по ВР
4.
Встречи с сотрудниками нарконадзора
В теч.
года
8-11
Зам.дир.по ВР
5.
Конкурсы, викторины (Приложение 3)
По
плану
11
Зам.дир.по ВР
Кл.руководители
6.
Работа волонтерской группы
По
плану
8-10
Зам.дир.поВР, старшая вожатая, мед. сестра.
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
№
Мероприятие
Срок
Класс
Ответственный
1
Туристический поход
Осенний кросс
«Кросс Нации»
Сентябрь
1-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
2
Турнир по мини футболу
Октябрь
2-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
3
Соревнования по армрестлингу
Первенство школы по волейболу Акция: «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!»
Ноябрь
1-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
4
Веселые старты
Президентские спортивные игры
Кубок Деда мороза по волейболу (среди уличных команд)
Кубок леспромхоза по настольному теннису
Декабрь
2-5
6-11
Учащиеся родители педагоги
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
5
«Лыжня России»
Кубок леспромхоза по баскетболу
Соревнования по хоккею, по зимнему футболу
Январь
2-11
Учащиеся родители педагоги
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
6
Турнир по пионерболу.
Кубок Д.Мартынова посвященный Дню защитника Отечества
Конкурсная программа «Русский солдат - умом и силой богат»
Февраль
2-5
6-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
7
Турнир по пионерболу
Турнир по баскетболу
Март
2-5
6-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
8
Папа, мама, я – спортивная семья. Всемирный день здоровья
Апрель
2-6
2-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
9
Весенний кросс
Турнир по мини-футболу
Май
2-11
2-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
10
Организация спортивно-оздоровительной площадки
Июнь-август
1-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
Родительские собрания, беседы, консультации.
№
Мероприятия
Срок
Класс
Ответственный
1
Психологические особенности обучающегося.
Сентябрь
1-11
Психолог
2
Режим дня и гигиенические нормы.
Октябрь
1-11
Мед. сестра
3
Режим питания.
Ноябрь
1-11
Мед. сестра
4
Лекции нарколога.
Декабрь
1-11
Врач нарколог
5
Семейные конфликты.
Январь
1-11
Психолог. Соц. работник
6
Как уберечь ребенка от наркотиков
Февраль
Врач нарколог
7
Март
8
Папа, мама, я - спортивная семья!
Апрель
2-6
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
9
Туристические походы, соревнования.
Профилактика травматизма
Май
1-11
Учителя физической культуры. Кл. руководители.
Мед. сестра
Зам.по БЖ
Система организации контроля за выполнением программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.
Ежемесячные выступления на педагогических совещаниях, отчет на сайте школы о проведенной работе.