kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности оздоровительного клуба "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание здорового школьника - проблема общегосударственная комплексная и её первоочерёдной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности оздоровительного клуба "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ" »



















ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА


«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»


для учащихся 4 класса

направленность спортивно-оздоровительная











Разработчик программы: Вакуленко Лариса Викторовна, учитель начальных классов,

педагогический стаж 17лет, первая квалификационная категория



2014 / 2015 учебный год


Мы живём не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить.

Сократ

I. Пояснительная записка.


Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни. Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое–нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

II. Общая характеристика программы « Здоровое питание»


В отличие от многих других обучающих программ, программа «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

Программа « Здоровое питание» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;

  • возрастная адекватность;

  • необходимость и достаточность информации;

  • практическая целесообразность;

  • динамическое развитие и системность;

  • вовлеченность семьи в реализацию программы;

  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически

сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

  1. "Здоровье - это здорово"

  2. "Самые полезные продукты»

  3. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее"

  4. "Где найти витамины в разное время года"

  5. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной"

  6. "Плох обед, если хлеба нет"

  7. "Как питались на Руси и в России"

  8. "Необычное кулинарное путешествие"

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения:

  • фронтальный;

  • групповой;

  • практический;

  • познавательная игра;

  • ситуационный;

  • игровой;

  • соревновательный;

Формы обучения

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;

  • экскурсии на пищеблок школьной столовой,

  • продовольственный магазин,

  • практические занятия;

  • творческие домашние задания;

  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

  • ярмарки полезных продуктов;

  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

  • мини – проекты.



III. Описание места программы « Здоровое питание» в учебном плане.


Преподавание программы «Здоровое питание» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

Программа «Здоровое питание» в 4 классе рассчитана по одному часу в неделю, в год 34 часа.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы «Здоровое питание»


Одним из результатов преподавания программы «Здоровое питание» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.





V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы «Здоровое питание»


Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.


Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.




VI. Тематическое планирование

4 класс

п/п


Дата

Название темы

Кол-во часов

Цели

Форма деятельности

По плану

Факт.

1



Вводное занятие.

Здоровье – это здорово!

1

- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

- формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей;

- понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

- правильное питание.

Практическая работа «Цветик – семицветик»

2



От каких факторов зависит наше здоровье?

1

Практическая работа

«Древо здоровья»

3



Мой ЗОЖ.

1

Тестирование.

Игра – путешествие « Лесной тропой»

4



Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания»

1

Практическая работа «Составление собственной пирамиды питания»

5



Самые полезные продукты.


1

Научить детей выбирать самые полезные продукты.


Сюжетно – ролевая игра «На кухне»; игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», тест.

6



Витамины и минеральные вещества.

1

Роль витаминов и минеральных веществ; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Динамическая игра «Поезд» Игра «Отгадай название» Игра-соревнование «Витаминный калейдоскоп»

7



Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья.

1

Взаимосвязь здоровья и воды. Представление о напитках здоровья; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

Игра «Посещение музея Воды»

Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки )

8



Где и как мы едим.

1

Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне – бытовые травмы.

Викторина

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся

Игра «Помоги Кубику и Бусинке»

Дидактическая игра «Доскажи пословицу»

9



« Фастфуды».


1

Заведения общественного питания навыки, связанные с этикетом в области питания; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать.

Кроссворд

Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой»

Ролевая игра «Фастфуды»


10



Ты – покупатель.

1

формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ; познакомить с основными признаками несвежего продукта.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

11



Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест.


12



Где найти витамины в разное время года?

1

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование.

13



Овощи и фрукты - самые полезные витаминные продукты.

1

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»

14



Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар»

15



Дары моря.

1

Расширить представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Викторина « В гостях у Нептуна»

Экскурсия в магазин

Работа с энциклопедиями

Творческая работа

16-17



Кухни разных народов.

2

-информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,

-расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран;

-формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

-знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.


Игра «Поварята»

Ролевая игра «Русская трапеза»;

Игра «Пословицы запутались»

Русская сказка «Вершки и корешки»

Конкурс «Самый оригинальный овощной салат»

Ярмарки полезных продуктов

Мини – проекты:

«Вопросы тетушки Почемучки»

18-19



Традиционные блюда на Руси.

2

20



Традиционные напитки на Руси.

1

21-22



Блюда жителей Крайнего Севера.

2

23



Традиционные блюда Болгарии.

1

24



Традиционные блюда Японии.

1

25



Традиционные блюда Кавказа.

1

26



Традиционные блюда Кубани.

1

27-28



Кухни разных народов в праздник.

2

29-30



Сахар его польза и вред

2

Взаимосвязь здоровья и потребления сахара.

Мини – проект « Меню для Сиропчика и Пончика»

31-32



Составляем формулу правильного питания

«Формула правильного питания»

2

-закрепление представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;

-формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье развитие.

Игра «Правильно-неправильно»

Игра «Доскажи словечко»

Организационно-деятельностная игра «Аукцион»

конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)

Мини – проект « Секреты здорового питания»

33-34



Путешествие по «Аппетитной стране»

2

-формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценносте;

- формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

Игра – путешествие

Сказки современной кухни.
















VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Здоровое питание» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  • продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни;

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Здоровое питание».

Наряду с принципом наглядности в изучении программы в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Здоровое питание», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Литература:

1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.

2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя.

3.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

4.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28 5.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8 6.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности оздоровительного клуба "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"

Автор: Вакуленко Лариса Викторовна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства