Программа внеурочной деятельности оздоровительного клуба "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"
Программа внеурочной деятельности оздоровительного клуба "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"
Воспитание здорового школьника - проблема общегосударственная комплексная и её первоочерёдной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
педагогический стаж 17лет, первая квалификационная категория
2014 / 2015 учебный год
Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить.
Сократ
I. Пояснительная записка.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни. Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое–нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
II. Общая характеристика программы « Здоровое питание»
В отличие от многих других обучающих программ, программа «Здоровое питание» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
Программа « Здоровое питание» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
практическая целесообразность;
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи в реализацию программы;
культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически
сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
"Здоровье - это здорово"
"Самые полезные продукты»
"Что надо есть, если хочешь стать сильнее"
"Где найти витамины в разное время года"
"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной"
"Плох обед, если хлеба нет"
"Как питались на Руси и в России"
"Необычное кулинарное путешествие"
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:
фронтальный;
групповой;
практический;
познавательная игра;
ситуационный;
игровой;
соревновательный;
Формы обучения
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии на пищеблок школьной столовой,
продовольственный магазин,
практические занятия;
творческие домашние задания;
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
ярмарки полезных продуктов;
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини – проекты.
III. Описание места программы « Здоровое питание» в учебном плане.
Преподавание программы «Здоровое питание» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
Программа «Здоровое питание» в 4 классе рассчитана по одному часу в неделю, в год 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы «Здоровое питание»
Одним из результатов преподавания программы «Здоровое питание» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы «Здоровое питание»
Универсальными компетенциямиучащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VI. Тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Дата
Название темы
Кол-во часов
Цели
Форма деятельности
По плану
Факт.
1
Вводное занятие.
Здоровье – это здорово!
1
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
- формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей;
- понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- правильное питание.
Практическая работа «Цветик – семицветик»
2
От каких факторов зависит наше здоровье?
1
Практическая работа
«Древо здоровья»
3
Мой ЗОЖ.
1
Тестирование.
Игра – путешествие « Лесной тропой»
4
Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания»
1
Практическая работа «Составление собственной пирамиды питания»
5
Самые полезные продукты.
1
Научить детей выбирать самые полезные продукты.
Сюжетно – ролевая игра «На кухне»; игра – соревнование «Разложи продукты на разные столы», тест.
6
Витамины и минеральные вещества.
1
Роль витаминов и минеральных веществ; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.
Динамическая игра «Поезд» Игра «Отгадай название» Игра-соревнование «Витаминный калейдоскоп»
7
Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья.
1
Взаимосвязь здоровья и воды. Представление о напитках здоровья; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы
Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»
Игра «Посещение музея Воды»
Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки )
8
Где и как мы едим.
1
Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне – бытовые травмы.
Викторина
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Тестирование учащихся
Игра «Помоги Кубику и Бусинке»
Дидактическая игра «Доскажи пословицу»
9
« Фастфуды».
1
Заведения общественного питания навыки, связанные с этикетом в области питания; дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать.
Кроссворд
Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой»
Ролевая игра «Фастфуды»
10
Ты – покупатель.
1
формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ; познакомить с основными признаками несвежего продукта.
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»
11
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
1
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
Игра «Мой день», викторина «Нужно дополнительное питание или нет», игра «Меню спортсмена», тест.
12
Где найти витамины в разное время года?
1
Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Конкурс загадок, игра «Отгадай название», рассказ по картинкам, тематическое рисование.
13
Овощи и фрукты - самые полезные витаминные продукты.
1
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.
Соревнование трёх команд «Овощи, ягоды и фрукты»
14
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
1
Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»; конкурс «Кашевар»
15
Дары моря.
1
Расширить представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.
Викторина « В гостях у Нептуна»
Экскурсия в магазин
Работа с энциклопедиями
Творческая работа
16-17
Кухни разных народов.
2
-информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем,
-расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран;
-формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
-знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.
Игра «Поварята»
Ролевая игра «Русская трапеза»;
Игра «Пословицы запутались»
Русская сказка «Вершки и корешки»
Конкурс «Самый оригинальный овощной салат»
Ярмарки полезных продуктов
Мини – проекты:
«Вопросы тетушки Почемучки»
18-19
Традиционные блюда на Руси.
2
20
Традиционные напитки на Руси.
1
21-22
Блюда жителей Крайнего Севера.
2
23
Традиционные блюда Болгарии.
1
24
Традиционные блюда Японии.
1
25
Традиционные блюда Кавказа.
1
26
Традиционные блюда Кубани.
1
27-28
Кухни разных народов в праздник.
2
29-30
Сахар его польза и вред
2
Взаимосвязь здоровья и потребления сахара.
Мини – проект « Меню для Сиропчика и Пончика»
31-32
Составляем формулу правильного питания
«Формула правильного питания»
2
-закрепление представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания;
-формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
-формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье развитие.
Игра «Правильно-неправильно»
Игра «Доскажи словечко»
Организационно-деятельностная игра «Аукцион»
конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов)
Мини – проект « Секреты здорового питания»
33-34
Путешествие по «Аппетитной стране»
2
-формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценносте;
- формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
Игра – путешествие
Сказки современной кухни.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Здоровое питание» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни;
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Здоровое питание».
Наряду с принципом наглядности в изучении программы в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Здоровое питание», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Литература:
1 . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя.
3.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
4.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28 5.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8 6.Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47