Программа написана для 1 класса. Соответствует ФГОС. Программа направлена на создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразными материалалами.
Задачи:
· Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края;
· создание условий для формирования художественно - творческой активности учащихся;
· формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом; навыков вышивания; вязания крючком и спицами; изготовления мягкой игрушки.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объем программы- 101 час.
Часы распределяются следующим образом:
· Первый год обучения: 33 ч (1 ч в неделю);
· второй год обучения: 34 ч (1 ч в неделю);
· третий год обучения: 34 ч (1 ч в неделю).
Программа обучения состоит из разделов: «Изделия из природного материала», «История ручного вязания», «История вышивки и мягкой игрушки», «История аппликации», «История народной игрушки», «Аппликация. Виды аппликации», «Вышивка крестом», «Лепка из соленого теста», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление мягкой игрушки».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Умелые ручки"»
Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовым ориентиром федерального государственного образовательного стандарта.
Дети на протяжении 3-х лет обучения должны научиться изготавливать разнообразные сувениры из соленого теста, познакомиться с разнообразием аппликации и научиться выполнять аппликацию из бумаги и ткани; познакомиться и научиться изготавливать мягкую игрушку, научиться вышивать; самостоятельно разбираться в предлагаемой работе, находить наиболее короткий и рациональный путь изготовления изделия, доводить работу до конца, осознанно выполнять правила безопасности труда, уважительно относиться к труду другого, познакомиться с разнообразием видов декоративно-прикладного искусства.
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.
Задачи:
Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края;
создание условий для формирования художественно - творческой активности учащихся;
формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом; навыков вышивания; вязания крючком и спицами; изготовления мягкой игрушки.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Объем программы- 101 час.
Часы распределяются следующим образом:
Первый год обучения: 33 ч (1 ч в неделю);
второй год обучения: 34 ч (1 ч в неделю);
третий год обучения: 34 ч (1 ч в неделю).
Программа обучения состоит из разделов: «Изделия из природного материала», «История ручного вязания», «История вышивки и мягкой игрушки», «История аппликации», «История народной игрушки», «Аппликация. Виды аппликации», «Вышивка крестом», «Лепка из соленого теста», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление мягкой игрушки».
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также его уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
Сотрудничества и ответственности;
Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых и симметрических форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к лепке объемных форм.
Особенностью второго, третьего годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.
В процессе обучения используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использованием фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, то есть каждый учащийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, экскурсия, учебная игра, «творческие минутки», в ходе которых педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чьё творчество объединено общей тематикой, знакомит с видами декоративно-прикладного искусства.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденной теме;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, участие в конкурсах, выставках.
Возраст обучающихся: 7-10 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Программа дает возможность детям проявить себя, работая с бумагой, природным материалом, тканью, пластилином. Трудовая деятельность развивает природные задатки и способности детей, помогающие достижению успеха; учит приёмам исполнительского мастерства. В занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым и индивидуальным творческим проектам.
Содержание изучаемого курса.
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Экскурсия в парк. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Правила просушивания и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата», «Грибок», «Птичка».
2. Работа с бумагой.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Летающие и плавающие модели. Понятие: летательный аппарат, оригами.
Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции).
3. Работа с различными тканями, простейшая мягкая игрушка.
Краткая история знакомства с различными тканями. Правила безопасности на рабочих местах. Правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. Виды тканей. Подготовка тканей, необходимые инструменты. Особенности изготовления мягкой игрушки (обведение по шаблону, вырезание, сшивание, набивка).
Дары леса. Виды листьев. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с ножницами, шилом и клеем.
Практическая работа: изготовление аппликаций проект «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».
5.Художественное конструирование.
Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея. Браслет. Бусы.
Беседа «Из истории бумаги». Знакомство с навыками работы с белой бумагой. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами. Понятие: оригами.
Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практическая работа: Аппликация: «На полянке. Бабочка. Стрекоза. Жук». Насекомые родного края.
8. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
Правила поведения в гостях.
Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.
9. Пластилин.
Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стеком.
Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик - семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных.
Практическая работа: проведение выставки.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Понятие: народно-прикладное искусство, орнамент.
2. Лепка из соленого теста. История лепки. Барельеф. Композиция.
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и приемов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Понятия: тестопластика, барельеф, композиция.
Практические работы: Композиция «Золотая рыбка». Композиция «Урожай». Натюрморт из фруктов и овощей.
Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.
3. Аппликация. Понятие об аппликации. Виды аппликации. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани.
Понятие: аппликация. Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани. Использование литературных текстов для презентации изделий. Организация рабочего места.
Практическая работа: изготовление аппликаций по придуманным темам детьми.
4. Вышивка. История русской вышивки. Простейшие швы. Перевод рисунка на ткань. Вышивка изделий «крестом». Изготовление прихваток и грелок для чайника. Их отделка с помощью аппликации или вышивки.
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Разметка изделий. Выбор ткани. Отделка ткани с помощью аппликации или вышивки. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Организация рабочего места при шитье. Профессии: вышивальщица, швея.
Практические работы: Вышивка салфеток, изготовление прихваток и грелок для чайника.
5. Мягкая игрушка. История игрушки. Материалы. Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки.
Технологический процесс производства тканей. Виды тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Сочетание цветов. История игрушки. Приемы изготовления игрушек. Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки. Правила работы по эскизам. Выкройка деталей. Правила работы с ножницами и иглой. Организация рабочего места при шитье.
Практические работы: Игрушки из ниток и лоскутков. Объемные игрушки по желанию детей.
Проекты: «Вторая жизнь одежды», «Моя игрушка».
6.Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.
2. Лепка из соленого теста. Картины из теста.
Продолжается знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой, приемами работы с соленым тестом. Создание картин. Правилами сочетания цветов. Организация рабочего места.
Практические работы: Картины из теста.
3.Аппликация. Нарядные декоративные прихватки.
Понятие «аппликация». Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Предметная и сюжетная аппликация. Аппликация из ткани. Сочетание цветов. Подбор ткани для прихватки. Прихватка и её назначение. Декоративная отделка прихватки с помощью вышивки или апликации. Организация рабочего места.
4. Кукла на чайник. Игольница «Кактус». Настенная кукла.
Проекты: «Кукла на чайник». «Игольница «Кактус». «Настенная кукла». Заполнение технологических карт. Назначение изделия. Работа с тканью, бумагой по шаблону (готовому) или самостоятельно составленному. Презентация, работа с технологической картой, расчет стоимости изделия. Работа с различными материалами. Правила безопасной работы с иглой, ножницами и клеем. Организация рабочего места при шитье.
5. Вышивка. Вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков. Изготовление диванных подушек и их вышивка.
Понятия: «вышивка», «гладь». Виды и свойства тканей. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Разметка узора. Правила переноса рисунка на ткань. Техника выполнения шва «гладь». Техника выполнения стебельчатого шва. Изготовление диванных подушек и их вышивка различными швами. Организация рабочего места при шитье.
Мягкая игрушка. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы с иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье. Проект «Подарок». Составление технологической карты. Презентация, расчет стоимости игрушки.
Профессии: игрушечник.
Практическая работа: проект «Подарок».
7. Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».
Понятия: «панно», «рабочий уголок». Работа с различными материалами. Проектирование «рабочего уголка». Подбор материалов. Составление технологической карты. Презентация, расчет стоимости панно. Организация рабочего места. Профессии «проектировщик».
Практические работы: Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».
8.Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся:
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
чувство прекрасного и эстетические чувства;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать оценку учителя;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
выполнять правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером.
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера, искать информацию с использованием простейших запросов.
Чтение: работа с информацией.
Получение, поиск и фиксация информации:
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема).
Понимание и преобразование информации.
понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
находить информацию, факты.
Применение и представление информации.
участвовать в диалоге при обсуждении;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Оценка достоверности получаемой информации:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Тематическое планирование
1 класс
№
Темы
Количество часов
Виды деятельности учащихся
Всего
1
Вводное занятие.
Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата», «Грибок», «Птичка».
4
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
2
Работа с бумагой.
Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции).
5
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону, и сгибанием. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать при помощи оригами игрушки. Выполнять простейшие исследования: промокание бумаги. Планировать и осуществлять работу. Вести записи исследований. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды
конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов:
принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
3
Работа с различными тканями. Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка», «Котик».
5
Осмысление значимости организации рабочего места удобного и безопасного использования материалов и инструментов, осмысление индивидуальных особенностей в организации рабочего места, освоение способов организации рабочего места в соответствии с целью и индивидуальными особенностями, осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия
с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).
Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
4
Работа с природным материалом. Практическая работа: изготовление аппликаций проект «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».
4
Использовать умение работать над проектом: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия
с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
5
Морские пришельцы. Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок, «Подводный мир».
Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила безопасной работы с ножницами и клеем. Планировать и осуществлять работу. Моделировать несложные изделия
с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
Пластилин. Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик - семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных.
2
Использовать умение работать над проектом: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
9
Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.
2
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника.
Итого
33
Тематическое планирование
2 класс
№
Тема
Количество часов
Виды деятельности учащихся
1.
Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.
1
Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.
2.
Лепка из соленого теста.
6
Ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с тестом: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
2.1
История лепки.
1
2.2
Барельеф. Композиция.
1
2.3
Композиция «Золотая рыбка»
1
2.4
Композиция «Урожай».
1
2.5
Натюрморт из фруктов и овощей.
2
3.
Экскурсия в музей.
1
Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.
4.
Аппликация.
7
Осваивать технику создания аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объема. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Определять основные этапы изготовления аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности до и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работу свою и друга. Соблюдать правила работы с ножницами, клеем, электрическим прибором – утюгом. Знать особенности работы с тканью, технологию выполнения аппликации. Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
4.1
Понятие об аппликации. Виды аппликации.
1
4.2
Предметная и сюжетная аппликация.
3
4.3
Аппликация из ткани.
3
5.
Вышивка.
8
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать технологию выполнения различных швов, правила переноса рисунка на ткань. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать прихватку с помощью вышивки. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
5.1
История русской вышивки.
1
5.2
Простейшие швы. Перевод рисунка на ткань.
2
5.3
Вышивка изделий «крестом».
3
5.4
Изготовление прихваток и грелок для чайника. Их отделка с помощью аппликации или вышивки.
2
6.
Мягкая игрушка.
10
Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы
над мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки. Составлять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные ранее. Соблюдать правила работы иглой, ножницами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
6.1
История игрушки. Материалы.
1
6.2
Игрушки из ниток и лоскутков.
3
6.3
Объемные игрушки.
5
7.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника.
ИТОГО
34
Тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Количество часов
Виды деятельности учащихся
1.
Вводное занятие.
1
Осуществлять поиск необходимой информации. Задавать вопросы о круге интересов. Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.
2.
Лепка из соленого теста.
4
Ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Использовать приемы работы с тестом: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет, размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Осваивать технику изготовления рельефной картины. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Оценивать результат деятельности:
проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
2.1
Картины из теста.
4
3.
Аппликация.
9
Осваивать технику создания аппликации, использовать умения работать с тканью. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Определять основные этапы изготовления аппликации. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности до и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работу свою и друга. Соблюдать правила работы с ножницами, клеем, электрическим прибором – утюгом. Знать особенности работы с тканью, технологию выполнения аппликации. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
3.1
Нарядные декоративные прихватки.
3
3.2
Кукла на чайник.
2
3.3
Игольница «Кактус».
2
3.4
Настенная кукла.
2
4.
Вышивка.
8
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать технологию выполнения различных швов, правила переноса рисунка на ткань. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умения выполнять аппликацию на ткани, украшать диванную подушку с помощью вышивки. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
4.1
Вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков.
4
4.2
Изготовление диванных подушек и их вышивка.
4
5.
Вязание.
4
Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материалы Интернета и собственные знания. Осваивать технику вязания спицами и крючком. Использовать правила работы спицами и крючком. Подбирать размер спиц и крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания различных узоров, технику вязания воздушных петель крючком, умение читать простейшие схемы. Правильно организовывать рабочее место. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
5.1
Вязание спицами шапочек.
2
5.3
Вязание крючком. Основные приемы.
2
6.
Мягкая игрушка.
9
Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над объемной мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки. Составлять технологическую карту. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные ранее. Соблюдать правила работы иглой, ножницами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.
6.1
Изготовление объемной мягкой игрушки.
3
6.2
Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».
3
7.
Подведение итогов.
Организация выставки.
2
Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работу. Оценивать выступления по заданным критериям. Умение слушать собеседника.
ИТОГО
34
Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса
№
Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО)
Диагностические средства, инструментарий
Сроки проведения
Метапредметные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Проект: «Растения нашего леса»
1 год обучения
Предметные результаты Учащиеся научатся:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
организовывать рабочее место для работы с материалами (тканью, нитками) и инструментами (ножницами, швейной иглой);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
Учащиеся получат возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.
Проекты: «Вторая жизнь одежды», «Моя игрушка».
2 год обучения
Метапредметные:
Учащиеся научатся:
•находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
• выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
• высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
• проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
• сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Проекты: «Кукла на чайник». «Игольница «Кактус». «Настенная кукла».
Проект «Подарок».
3 год обучения
апрель - май
Материально-техническое обеспечение
Для работы учащимся необходимы:
индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться — трансформироваться в часть площадки для групповой работы);
специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
примечание
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)
д
«Человек, природа, общество»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса
Краски акварельные, гуашевые.
к
Тушь.
к
Бумага А 4.
к
Бумага цветная.
к
Фломастеры.
к
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды.
к
Кисти для работы с клеем и красками.
Пластилин
к
Клей ПВА, канцелярский.
к
Ткань.
к
Нитки швейные.
к
Иглы в игольнице (швейные и вязальные), крючки, напёрстки.
к
Копировальная бумага, фольга, картон различных видов.