kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Риторический клуб".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с тем, что приоритетной задачей образовательного процесса Новой школы России 21 века является создание единого образовательного пространства, направленного на развитие духовной, нравственной, интеллектуальной, творческой зрелости каждого ребенка, встала необходимость в изучении предмета «Риторика», который позволяет целостно развивать личность.  В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ по риторике.

Ступени образовательного движения определяются в соответствии с этапами становления личности ребенка.    На  пеpвой  ступени  обучения  (начальные классы) осваиваются  языки культуpы, совеpшается введение в ее целостный текст. Мир “говорит” c ребенком языком пpиpоды, гоpода, науки. Пластика форм, их цвет и звучание; невербальный язык  общения  - движение и жест, поза и мимика; языки науки и техники - число, формула,  cхема, понятие и опpеделение, язык  компьютера и дизайна; выразительность пpиpодных стихий- огня, воды, воздуха, земли; многообразие и единство фоpм живой и неживой пpиpоды; язык "пятой стихии"-  искусства (танец, изобpажение, музыка, театp и кино); наконец,- pодной и  иностpанный языки в их pечевых и письменных фоpмах.

      Важно помнить, что особенность возрастного психо-интеллектуального развития ребенка - действие, движение, опережающая кинетическая реакция: мысль рождается вместе с движением. Поэтому здесь освоение знаний идет пpеимущественно в игpовой  методике, соответствующей  синкpетизму возpастного миpовоспpиятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Риторический клуб". »

ПОЯСН И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

В связи с тем, что приоритетной задачей образовательного процесса Новой школы России 21 века является создание единого образовательного пространства, направленного на развитие духовной, нравственной, интеллектуальной, творческой зрелости каждого ребенка, встала необходимость в изучении предмета «Риторика», который позволяет целостно развивать личность. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ по риторике.

Ступени образовательного движения определяются в соответствии с этапами становления личности ребенка. На пеpвой ступени обучения (начальные классы) осваиваются языки культуpы, совеpшается введение в ее целостный текст. Мир “говорит” c ребенком языком пpиpоды, гоpода, науки. Пластика форм, их цвет и звучание; невербальный язык общения - движение и жест, поза и мимика; языки науки и техники - число, формула, cхема, понятие и опpеделение, язык компьютера и дизайна; выразительность пpиpодных стихий- огня, воды, воздуха, земли; многообразие и единство фоpм живой и неживой пpиpоды; язык "пятой стихии"- искусства (танец, изобpажение, музыка, театp и кино); наконец,- pодной и иностpанный языки в их pечевых и письменных фоpмах.

Важно помнить, что особенность возрастного психо-интеллектуального развития ребенка - действие, движение, опережающая кинетическая реакция: мысль рождается вместе с движением. Поэтому здесь освоение знаний идет пpеимущественно в игpовой методике, соответствующей синкpетизму возpастного миpовоспpиятия.

Основная учебно-методическая задача на этом этапе - преодоление традиции поурочного пеpечня pазpозненных знаний, оpганизация системы комплексных занятий, цель котоpых обучение пониманию и “пеpеводу” с одного языка на дpугой, самостоятельному твоpчеству в pазличных языковых стихиях культуpы.

Основной материал – язык устной и письменной речи как средство (инструмент) в познании мира.

Разумеется, традиционная для начальных классов задача обучения внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека – это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

Цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи –устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которая ставит перед учениками сама жизнь.

В общем виде обpазовательную задачу этапа можно сфоpмулиpовать так: pазвитие синестезийного миpовоспpиятия до отчетливого ассоциативно-обpазного мышления, овладение культуpой понимания.

ЗАДАЧИ: Риторика как инновационный, практико- ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, « отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального… состава российского общества»*.

Новизна этого курса в том, что эта лингвистическая дисциплина вооружает обучающихся основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Данная программа рассчитана на 1-4 классы общеобразовательной школы.

Этот курс носит пропедевтический характер. И, конечно, простейшие навыки общения, выражения своей мысли, умение презентовать свою работу, отстаивать свою точку зрения должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Программа курса рассчитана на следующее количество часов:

  • 2 класс - 34 часа ( 1 раз в неделю )




Актуальность: Целостное мировоззрение, образа мира и человека в нем, включающего представления о природе, культуре, обществе, человеке и самом себе в отношении к миру. .

Содержательная доминанта деятельности: культура понимания через язык риторики. Общеинтеллектуальная направленность

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: На первом возрастном этапе важно заложить основы грамотной речи через правильность и красоту мысли ребенка. В основе программы лежит максилогия личности ребенка: что должен знать и делать, что может делать, а что фактически делает на данном этапе. На этой основе буду базировать свое отношение в организации деятельности на занятиях.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программ: обучающиеся 1-4 классов (от 7 до 12 лет)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

  • 2 класс - 34 часа ( 1 раз в неделю )

Формы и режим занятий: групповые и индивидуальные занятия, носящие преимущественно деятельный характер.

Диагностика первого и второго уровня (базовый уровень) развития личности ребенка: выявление продвижения ребенка в процессе воспитания через метапредметные и предметные и личностные результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология» «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.


Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;


Третий уровень: использование в деятельности


формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, презентация проектов)








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( 34 часа из расчета 1 час в неделю)

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Речь в жизни человека Знакомство с учебной тетрадью.

1

0,5

0,5

2

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.


2

2

1

3


Вывески, их информационная роль.


1

0,5

0,5

4

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.


1

0,5

0,5

5

Давайте договоримся

1

0,5

0,5

6

Говорим – слушаем, читаем – пишем.


1

1

-

7

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.


2

1

1

8

Правила разговора по телефону.



1

0,5

0,5

9

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.


2

1

1

10

Прощаемся в разных ситуациях


Правила вежливого поведения во время разговора.

1

0,5

0,5

12

Благодарим за подарок, услугу.


1

О,5

О,5

13

Повторение и обобщение

1

0,5

0,5

14

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.


4

2

2

15

Извинение

1

0,5

0,5

16

Очень важные слова

1

0,5

0,5

17

Знакомые незнакомцы

1

О,5

0,5

18

Ключ к тексту( Основная мысль текста)

1

0,5

0,5

19

Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы.

2

1

1


20

Как построен текст.

2

1

1

21

Обращение

2

1

1

22

Повторение и обобщение

3

2

1


Итого

34часа





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часа)


ОБЩЕНИЕ. (16 часов)

Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Практическая работа: диалог, монолог, выступление по теме, сочинение, инсценирование игровых ситуаций

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

(Инсценирование игровых ситуаций, решение риторических задач).

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Практическая работа: этикетные формулы при телефонном разговоре, диалог, моделирование телефонного разговора в соответствии с условиями общения, тренинги, решение риторических задач.


ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (18 часов)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учетом особенностей этих текстов.

Практическая работа: определение темы, озаглавливание текста, определение ключевых слов, выделение незнакомых слов в тексте, выяснение значения непонятных слов, определение основной мысли текста, чтение текстов, знание разновидностей текстов, этикетный диалог, изготовление вывески, конкурс скороговорок, чистоговорок, считалок, письмо.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: развитие поэтапной зрелости ребенка: эмоциональная, интеллектуальная, социальная, духовная зрелость через усвоения навыков здорового образа жизни (информационную культуру.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культурыЦенность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Конечный результат. Ученик умеет моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, применять полученные знания в повседневной жизни.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ:

1.Игровые ситуации

2.Монолог

3.Диалог

4.Конкурс скороговорок, чистоговорок, считалок.

5.Инсценирование игровых ситуаций.

6.Этикетные формулы при телефонном разговоре.

7.Речевые тренинги.

8.Составление рассказов и сказочных историй по картинкам.

9.Чтение текстов.

10. Письмо.

11.Решение риторических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:

  2. Методические рекомендации.- 2-е изд., перераб.: С- инфо,Баласс,2003.

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. –М.: Баласс; Ювента.

  1. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению.Речевые жанры. Книга для учителя. Под ред. Т.А.Ладыженской. –М.: Баласс; Ювента.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Вестник образования России.- 2009.-№2.- С.47.

  3. Методические рекомендации к учебнику « Детская риторика» ( Г.И.Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А Ладыженская. Под ред. Т.А. Ладыженской). – М.: Баласс,2003.

  4. Методические рекомендации к учебнику « Детская риторика в рассказах и рисунках»: 2 класс ( Г.И.Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А Ладыженская. Под ред. Т.А. Ладыженской). – М.: Баласс,2003.

  5. Методические рекомендации к раздаточному изобразительному материалу для 1 класса.(Автор Л.М.Зельманова).


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: ( Г.И.Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А Ладыженская. Под ред. Т.А. Ладыженской). – М.: Баласс,2003.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Вестник образования России.- 2009.-№2.- С.47.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Раздаточный изобразительный материал ( автор Л.М. Зельманова).

  2. Детская риторика. Учебник. 2 кл. ( Г.И.Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А Ладыженская. Под ред. Т.А. Ладыженской). – М.: Баласс,200 Детская риторика. 2 кл. Учебная тетрадь. . ( Г.И.Сорокина, И.В. Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А Ладыженская. Под ред. Т.А. Ладыженской). – М.: Баласс,2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Риторический клуб".

Автор: Зайцева Татьяна Николаевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Заседание клуба «Весёлых и начитанных» Тема: Что такое информация?"
    ["seo_title"] => string(74) "zasiedaniie-kluba-viesiolykh-i-nachitannykh-tiema-chto-takoie-informatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "266907"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450269668"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Развитие речи. КТП. 3 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "razvitiie-riechi-ktp-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415038908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства