Внеурочное занятие по риторике 4 класс. Формирует представление учащихся об информации, её источниках, способах передачи и хранения.На уроке развивается познавательный интерес, вводятся новые понятия, выполнябтся различные задания, совершенствуется работа с толковым словарем.У учащихся обогащается словарный запас и повышается культура речи.
- Поисковая работа учащихся.
- Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.
- Подготовка инсценировки отрывка произведения А.С. Пушкина.
- Подготовка сообщений о жизни А.С. Пушкина.
Организационный момент:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Приглашаю вас, ребята, в храм науки «Риторика», которая учит говорить так, чтобы вас слушали и понимали.
Итак, «В начале было слово.».
1-й ученик: Священное уменье говорить,
2-й ученик: Произносить слова и строить фразу, –
3-й ученик: Как просто это: стоит рот раскрыть,
4-й ученик: И чудо слова возникает сразу.
5-й ученик: Как ты проста, осмысленная речь!
6-й ученик: Слова умеют плакать и смеяться,
7-й ученик: Приказывать, молить и заклинать,
8-й ученик: И, словно сердце, кровью обливаться
9-й ученик: И равнодушно холодом дышать.
10-й ученик: На доброе слово не надо скупиться,
11-й ученик: Сказать это слово –что дать напиться.
12-й ученик: Со словом обидным нельзя торопиться,
13-й ученик: Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
-Ребята, спешу сообщить вам, что заседание клуба «Весёлых и начитанных» открыто! На вас надеты эмблемы. Расскажите нашим гостям, кто на них изображен и что они обозначают.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.
На официальном логотипе, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой.
-Сегодня мы повторим изученный раннее материал по риторике с помощью кроссворда. Разгадав все задания, мы узнаем тему сегодняшнего занятия.
1. Тип текста, в котором описываются люди, предметы, животные, события. К такому тексту можно поставить вопросы какой?, какая?, какое? (описание)
2. Действительные, вполне реальные события, явления, то что действительно произошло, происходит, существует, имеет место.(факты)
3. Изложение содержания чего-нибудь. Он бывает полный, краткий, выборочный. (пересказ)
4. Перерывы в звучании, отделяющие друг от друга речевые отрезки.(паузы)
5. Условный знак, условное обозначение чего-нибудь. (символ)
6. Объяснение, доказательство.(аргумент)
7. Один из типов текста, в которых рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось? (повествование)
8. Движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. (мимика)
9. Самая маленькая смысловая часть письменного текста. Мы её узнаём по отступам в 2-3 буквы в начале предложения. (абзац)
10. Начало любого литературного произведения, начальный момент развития действия в рассказе. (завязка)
Языковая разминка
-Но перед тем, как начать по тренеруем наш речевой аппарат.
Открытие нового знания.
-Вы, наверное, часто слышите слово“ информация”. Например: “ Прослушайте наиболее важную информацию сегодняшнего дня. ”
Что же, по-вашему, такое информация?
Как вы понимаете значение этого слова?
Что вы знаете об информации?
Откуда, по вашему, люди получают информацию?
То, откуда мы получаем информацию, называют источником информации.
Учебник задание 186.
Назовите и запишите изображённые здесь источники информации.
Информацией мы можем обмениваться, общаясь друг с другом; также информацию мы узнаём из книг, из газет, из журналов, из телевизионных программ, из радиопередач, кинофильмов, видеофильмов. На уроках мы тоже получаем информацию.
Люди давно осознали, что информация имеет большое значение. Наверное, раньше других это поняли воевавшие между собой племена. Лазутчики и разведчики были первыми профессионалами, задачей которых стала добыча информации. Владение информацией давало её обладателю большие преимущества. Постепенно увеличилась потребность в широком обмене разной информацией.
Давайте найдём в толковом словаре С.И. Ожегова объяснение слова“ информация”. Информация - сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Обратите внимание на слово“ осведомляющее ” в определении информации. Что оно означает? Что оно вам говорит?
Осведомиться - справиться о чём-нибудь, узнать что-нибудь новое.
Любое ли сообщение будет информацией?
Информация не просто сообщение, а сообщение, в котором содержатся новые сведения о чём-то. Информация - это то, что мы слышим впервые; какие-то новые сведения; новости науки, культуры, спорта, искусства, политики.
Ребята, давайте вспомним треугольник “ речевая ситуация”. А вспомнить его компоненты нам поможет стихотворение Роджера Уоддиса:
Лишь пять вещей должны все знать,
И нам язык не враг:
Кому сказать,
О ком сказать,
Когда, и где, и как.
Какой компонент в речевой ситуации будет являться источником информации? (кто) Это, когда данный объект говорит и пишет.
А когда этот же компонент будет являться источником запроса информации? (Это, когда данный объект слышит и читает.)
Давайте подумаем, а где же в нашем риторическом треугольнике отведено место для самой информации? (компонент что)
То, что мы говорим, читаем, пишем и слышим, то, что один человек сообщает другому, - это и есть информация. Вы видите, что информация занимает в риторическом треугольнике центральное место.
Сейчас мы с вами поработаем над отрывком “ Сказки о попе и работнике его Балде ”. Попробуем описать речевую ситуацию этого отрывка. Мы будем не просто читать отрывок, а посмотрим небольшую инсценировку, которую подготовили по моей просьбе ребята нашего класса.
А пока они готовятся, давайте вспомним, кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин)
Мы с вами не раз сталкивались с его творчеством на уроках чтения и знаем некоторые сведения из его биографии.
Я просила нескольких учеников подготовить небольшие сообщения об А. С. Пушкине. Сейчас мы внимательно прослушаем одно из них. А потом я задам несколько вопросов, касающихся темы сегодняшнего занятия.
Что из данного сообщения явилось для вас информацией? Почему? (потому что мы об этом не знали)
Что не было информацией? Почему? (эти факты его биографии нам известны)
Сообщение получилось информационным?
Инсценировка учащимися отрывка сказки.
В какой форме представлена нам в этом отрывке “ речевая ситуация” ?
(в форме диалога)
Что такое диалог? Что такое реплика? Сколько участников в нашем диалоге? Кто они?
В какой реплике содержится запрос информации? (“Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался? ”) Запрос содержится также в ответе попа, который сообщает: “ Нужен мне работник: повар, конюх, плотник. ”
Что является информацией для попа? Где содержится эта информация? (в ответе Балды)
Что ещё сообщает поп Балде? (“Ладно. Не будет нам обоим накладно. ”)
В этом отрывке нам встретилось слово “ полба”. Как вы понимаете его значение? Посмотрим объяснение его значения в словаре Ожегова.
Полба - злак, особый вид пшеницы с ломким колосом.
Ребята, информация всегда связана с тем, как, каким образом она передаётся.
Для передачи информации используются особые сигналы и некоторые технические средства.
Работа по рисунку учебника с. 135 Одним из сигналов передачи информации являются жесты.
Задание по группам. Каждой группе я предлагаю передать сообщения с помощью жестов.
- У меня всё хорошо.
- Тише, спит ребёнок.
- Выход там.
- Очень громко.
- Не шали!
Давайте посмотрим на экран и проверим себя.
Физкультминутка.
Мы с вами только что говорили, что информацию можно передавать с помощью жестов. Давайте мы немножко отдохнём, а поможет нам в этом физкультминутка, в которой вы передаёте мне информацию с пКак живёшь? Вот так.
Как даёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как шалишь?
А за партою сидишь?
Кто в данной речевой ситуации является источником информации? (Дети.)
А кто её запрашивает? (Учитель.)
Мы уже говорили об источнике информации, как передаётся информация. А как можно хранить информацию?
Хранить информацию можно различными способами : на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте, на компьютерном диске, в памяти и т.омощью жестов.
Работа по учебнику
А как можно передавать информацию? С помощью чего? (по почте, телефону, телеграфу, по радио, через газету. слово.)
Задание 190 в учебнике (коллективно).
Проанализировав сообщения, учащиеся делают вывод, что все эти сообщения состоят из шести слов, но говорится в них о разном :
- болезни отца и необходимости приехать
- о признании в любви
- о приезде и необходимости встретить
Дети читают вывод на стр. 135
Самостоятельная творческая работа.
Попробуйте написать разные по содержанию сообщения, состоящие из 10 слов.
Какое из сообщений не содержит для вас информацию? Почему?
Итог занятия. Рефлексия.
С какими понятиями мы сегодня работали на занятии? Что из материалов занятия вам было известно ранее ? Что вы узнали нового? Что ещё хотели бы узнать?
Ребята, у вас у каждого есть три цветочка-смайлика. С помощью их вы в своей группе оформите « Букет настроения» оцените свою работу сегодня. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то покажите мне “улыбающийся смайлик”. Если вы совсем ничего не поняли и выполнение заданий было для вас тяжёлым, то покажите “грустный смайлик”. Если вы поняли не всё и выполнение некоторых заданий для было несколько затруднительным, то используйте оставшийся смайлик.
Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
-Спасибо всем за урок. Попрощаемся с нашими гостями и скажем: «До новых встреч!».