kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Речецветик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена с использованием   программы курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа "Речецветик" »

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Черепанова Новосибирской области










Рабочая программа по развитию речи

для учащихся 1-4 классов

«Речецветик»








Составитель: Бороздина Анна Владимировна

учитель начальных классов







2015г.


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена с использованием программы курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

При составлении данной программы использовался учебно-методический комплект курса «Речь» Т.Н.Соколовой. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с обучающимися 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, это можно достичь посредством применения на уроках и во внеурочных занятиях карт В. Я. Проппа. Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся компетенций связанных с изложением своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.Одним из способов решения данной проблемы является работа над составлением сказки с использованием карт, предлагаемых В.Я. Проппом. Поэтому данная программа помогает через внеклассную игровую деятельность и введение элементов игровых технологий по методу Проппа на уроках развивать разговорные и письменные компетенции школьников младшего возраста

Программа формирует следующие универсальные учебные действия в процессе работы над составлением сказки:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- совершенствовать письменную речь.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и героев сказок (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Курс «Речецветик» направлен на достижение следующей цели:

создание условий с помощью карт Проппа для:

  • прочного и сознательного усвоения норм родного языка,

  • содействия развитию речи детей,

  • совершенствования у них навыков лингвистического анализа,

  • повышения уровня языкового развития школьников,

  • воспитания познавательного интереса к родному языку,

  • решения проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечить посредством карт Проппа правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создавать при помощи сказки речевые ситуации, стимулирующие мотивацию развития речи учащихся;

- формировать речевые интересы и потребности младших школьников.

Материал учебного курса «Речецветик» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Формой занятий по развитию речи учащихся специально выделяемое один раз в неделю внеклассное занятие.

Программа курса «Речецветик» изучается в течение всего обучения на первом уровне (с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.)

1 класс – 33 часа в год,

2-4 класс- 34 часа в год.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речецветик» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, использовать соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;































Программа курса «Речецветик»

1 класс

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.



Тематический план.


Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Речь.

Знакомство с ролью речи в жизни людей

Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем.

Тише, громче.

Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни.

Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию)

Слова, слова, слова.

Формирование представлений о слове как комплексе звуков.

Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами

Озорные буквы.

Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Уметь видеть и исправлять ошибки,

допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила.

Слова играют в прятки.

Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову.

Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно.

Слово и его значение.

Сведения о лексическом значении слова.

Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов.

Прямое и переносное значение слова.

Сведения

о прямом и переносном значении слова.

Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену.

Омонимы.

Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи.

Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи.

Синонимы.

Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи.

Уметь различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов)

Антонимы.

Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи.

Уметь пользоваться словами, имеющими противополож–ный смысл, работать с поговорками.

Тематические группы слов.

Познакомить с тематическими группами слов

Уметь работать со словами различных тематических групп.

Наш цветной мир.

Формировать первичное представление об образности.

Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.

Что на что похоже.

Формировать первичное представление о сравнении.

Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения .

Голоса природы.

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом.

Голоса природы.

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом.

Загадки.

Формировать умения отгадывать загадки.

Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения.

Культура речи. Вежливые слова.

Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости.

Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком.

Пословицы.

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей.

Учимся рассуждать.

Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями.

Уметь устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку.

Учимся рассуждать.

Подбор слов , наиболее точно передающих мысль.

Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения.

Сказка.

Формирование общего представления о сказке и ее признаках .

Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

Сказка .

Обсуждение целостного единства предложений в сказке

Уметь делить сказку на предложения, составлять сказку из предложений на заданную тему.

Заглавие сказки.

Выделение в сказке главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Уметь находить главные строки сказки, озаглавливать ее.

Тема сказки.

Определение темы сказки и составление сказки на определенную тему по картам Проппа.

Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу.

Повторение пройденного

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста.

Карты Проппа

Формировать первичное представление об картах Проппа.

Уметь объяснять смысл предложенных карт.

Карты Проппа

Формировать первичное представление об картах Проппа.

Уметь объяснять смысл предложенных карт.

Опорные слова.

Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов.

Уметь находить опорные слова, составлять по ним сказку.

Мы строим сказку.

Отработка навыков построения связного текста по картам Проппа.

Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свою сказку на заданную тему.

Мы строим текст.

Сформирование сведений построения связного текста.

Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.

План текста.

Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Уметь определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план.

План текста.

Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста.

Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям.

План текста

Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста.

Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям.







Программа курса «Речецветик»

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией,мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.









































Тематический план.

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


Слово. Значение слова.

Продолжить работу над понятием «слово»

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.


Многозначные слова.

Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание.

Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями


Омонимы.


Продолжить формирование понятия «омонимы»

Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.


Омофоны. Омоформы.

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку.

Уметь различать омофоны и омоформы

Синонимы

Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление.

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Антонимы

Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти.

Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

Фразеологизмы

Познакомить с понятием «фразеологизмы»

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Фразеологизмы

Познакомить с понятием «фразеологизмы»

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Пословицы

Продолжить знакомство с пословицами.

Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.

Загадки

Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями.

Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений.

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка.


Текст. Тема текста. Заглавие..

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её.

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.

Текст. Тема текста. Заглавие..

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её.

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.

Опорные слова

Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

Опорные слова

Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста

План текста

Продолжить работу над выработкой умения составлять план.

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное

План текста

Продолжить работу над выработкой умения составлять план.

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

Виды плана

Познакомить с разными видами плана.

Уметь различать картинный план, цитатный план.

Связь между предложениями в тексте.

Работа над деформированным текстом.

Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Связь между частями текста

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

Связь между частями текста

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

Работа с деформированным текстом

Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

Редактирование текста

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Редактирование текста

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Типы текста. Описание.

Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.

Текст – сравнительное описание

Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Типы текста. Повествование

Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Типы текста. Рассуждение

Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление.

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Обучение письменному сочинению

Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

Редактирование текста

Исправление ошибок, допущенных в тексте.

Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

Повторение пройденного

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.























Программа курса «Речецветик»

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный ( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном стиле. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.









































Тематический план.


Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами.


Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.


Омонимы, омоформы омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.


Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».


Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Сравнения.

Познакомить с понятием «сравнение».

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

Олицетворение.

Познакомить с понятием «олицетворение».

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением.

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

Откуда приходят слова.

Познакомить с заимствованными словами.

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением имен.

Уметь объяснять происхождение имен.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением отчеств.

Уметь объяснять происхождение отчеств.

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Уметь объяснять топонимы.

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Уметь употреблять фразеологические обороты.

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».


Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

Единый временной план текста.

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Уметь редактировать повествовательные тексты.

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Уметь находить текст в разговорном стиле.

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Уметь различать научный текс от других.

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями.


Программа курса «Речецветик»

4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

























Тематический план


Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.

Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

Фразеологизмы

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.

Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

Фразеологизмы

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

Диалектизмы.

Значение диалектизмов в литературном языке.

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

Диалектизмы

Значение диалектизмов в литературном языке.

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

Метафора.

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.


Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Умение уместного употребления пословиц в речи.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Умение уместного употребления пословиц в речи.

Сочинение по пословице.

Составлять текст по заданной пословице.

Умение раскрывать смысл пословицы.

Анализ сочинений по пословицам.

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

Художественный стиль. Общее понятие.

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Умение составлять текст в художественном стиле.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Подбор образных средств для написания сочинения.

Умение составлять текст в художественном стиле.

Рифма.

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Умение определять стихи, определенный ритм.

Диалог и монолог.

Определение в тексте диалогов, монологов.

Диалог и монолог как форма речи.

Драматические импровизации.

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

Драматические импровизации.

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Знакомство с элементами композиции текста.

Уметь определять все части текста.

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

Уметь определять элементы композиции текста.

Творческая работа.

Письмо сочинения на определенную тему.

Писать сочинение на определенную тему.

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Письмо сочинения в художественном стиле.

Составлять текст в художественном стиле.

Творческая работа.

Письмо сочинения «наоборот».

Сочинение сказки по опоре.

Публицистический стиль.

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

Газетно – публицистичекий стиль.

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Формирование умения выпускать стенную газету.

Официально – деловой стиль.

Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями.

Формировать умение написания деловых документов.

Тезисы. Конспект.

Составления конспекта.

Формировать умение написания конспектов статей.

Аннотация.

Написание аннотации к любимой книге.

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

Я пишу письмо.

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Формирование умения оформления адреса на письме.

Личный дневник.

Важность ведения личного дневника.

Умение вести записи в личном дневнике.

Сочинение «Мои любимые стихи».

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

Сочини сценарий для мультфильма.

Придумать тему, каждому герою роль.

Формирование навыка составления мультфильма.

Конкурс на лучшее название конфет.

Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

Оформление своих исследований в виде презентации.

Обобщение.

Лингвистический турнир.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

















Литература:


Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа "Речецветик"

Автор: Бороздина Анна Владимировна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Новые подходы к реализации программы «Речецветик» во внеурочной деятельности с учениками начальной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "novyie_podkhody_k_riealizatsii_proghrammy_riechietsvietik_vo_vnieurochnoi_dieiat"
    ["file_id"] => string(6) "353193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477742297"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Отчет по ДОП "Речецветик""
    ["seo_title"] => string(26) "otchet_po_dop_rechetsvetik"
    ["file_id"] => string(6) "607996"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1653463191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства