Дополнительная программа - это эффективный метод работы с дошкольниками, который способствует развитию речи и познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.
Актуальность: Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет по ДОП "Речецветик"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 комбинированного вида»
Отчёт
по дополнительному образованию
«Речецветик»
Руководитель: Титова Е. А.
Саранск
Дополнительная программа - это эффективный метод работы с дошкольниками, который способствует развитию речи и познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.
Актуальность: Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка – фонетической, лексической, грамматической. Возраст от 3 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что-то, какой-то факт, явление, предмет, признак или отношения, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей применяется в процессе развития ребенка.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Дети старшего дошкольного возраста полностью овладевают грамматическим строем речи и пользуются им достаточно свободно, активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный), пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. Несмотря на все это, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно – залог успешного обучения его в школе.
Цель:
развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.
2. Развивать словарный запас, интерес к народному творчеству.
3. Развивать грамматический строй речи, чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать связную речь
5. Развивать внимание, зрительное восприятие.
6. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение.
2. Воспитывать любовь ко всему живому.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательнойпрограммы:
Программа дополнительного образования строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками. Содержание программы организовано как занятие и обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей, в формах самостоятельной деятельности. При этом используются технологии игрового обучения и педагогики сотрудничества. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет.
Продолжительность освоения: 1 год.
К шести годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.
Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи.
Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:
1) обследование речи и произношения ребенка;
2) развитие правильной артикуляции;
3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) развитие фонетического восприятия;
5) навыки звукового анализа предложения и слова.
Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходимо дополнительное образование по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.
Форма проведения занятий: подгрупповая.
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Методы проведения кружка:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
В течение года, 2 раза в неделю, на группе я вела дополнительную программу по развитию речи.
Учебно-воспитательный процесс старалась строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждого занятия проводила специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционную гимнастику (различные сказки о веселом язычке, дыхательную гимнастику). Ведущей деятельностью у дошкольников являлась игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являлись системой игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались, делали «открытия». В ходе этих игр и осуществлялось личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечали, что идет обучение – они перемещались по группе, работали с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринималась ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Особое внимание на данных занятиях уделялось воспитанию правильного произношения, обучению связной речи и формированию первоначальных навыков в овладении грамотой.
В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя интеграцию разных направлений развития. При определении задач этой деятельности, я выделила два ведущих направления работы:
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие связной речи.
К концу года, дети начали самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.
Поскольку формирование и развитие речи – это длительный процесс, то на следующий год планирую продолжать дополнительную программу по развитию речи.