Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к реализации программы «Речецветик» во внеурочной деятельности с учениками начальной школы»
Селиванова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МОУ Гамовская СОШ
Пермского района
Новые подходы к реализации программы «Речецветик»
во внеурочной деятельности с учениками начальной школы
Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить.
Франсуа Рабле,
французский писатель-гуманист
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывать свои идеи.
Большая роль сегодня отводится внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Для достижения обозначенных задач мною реализовывалась программа факультатива «Речецветик» в 3 и 4 классах. Но с переходом на новые стандарты возникла необходимость пересмотреть эту программу, подходы к ней. В течение последних двух лет я реализую программу «Речецветик» и во внеурочной деятельности с учащимися 1 и 2 классов начальной школы.
Программа данного курса предполагает не только развитие речи, но и развитие творческих способностей у младших школьников. Она нацелена на углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку и литературному чтению, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребенка.
Организуя внеурочную деятельность в 1 и 2 классах, я понимала, что надо учесть при разработке творческих заданий стартовый уровень речевой креативности детей. Через эти задания привить интерес учащихся к любому проявлению творчества; учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятным окружающими; создать ситуации комфортности и успешности в творческой деятельности, повышать уровень самооценки.
Как организовать работу во внеурочной деятельности?
Каждое моё занятие состоят из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части занятия большое внимании уделяю мыслительной деятельности учащихся: выполняются задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части занятия ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют сказки, скороговорки, стихи, считалки, чистоговорки, пишут сочинения – миниатюры.
Разнообразные методы, приемы, принципы, на которые опирается содержание и структура программы, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе.
Большой интерес вызывают у ребёнка приёмы, который использую на занятиях:
- эмоциональная речевая разминка (чтение побасенок по ролям, чтение пословиц с разной интонацией, чтение с правильным произношением);
- конкурс «скороговорителей» (чтецов),
- орфографическая минутка;
- языковые игры;
- веселая физкультминутка;
- речевое творчество (написание сочинения – миниатюры, иллюстрирование, составление предложений и рассказов с пиктограммами или без пиктограмм).
С точки зрения результатов введения ФГОС данный курс развивает личностные качества ребёнка. Ребёнок осознает свою роль в жизни, знает и применяет правила культурного человека.
Мною замечено, что дети учатся договариваться о распределении ролей в игре. Организуя совместную деятельность, ребёнок приучается делать выводы и обобщения. А самое главное - ученик даёт эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности товарищей. Это результат формирования регулятивных УУД.
Развитие познавательных УУД позволяет детям свободно работать с разными источниками информации, легко ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Отрадным является то, что дети самостоятельно добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Что ещё является результатом изучения курса «Речецветик»? Учащиеся различают устное и письменное общение, умеют работать с разными видами текстов и заданий к ним, дети могут отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Таким образом, речевое обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: желание учителя и детей, а также творческий подход к изучаемому материалу.