kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену «Первый раз - в пятый класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена  в среднее звено школы. Снова приходится адаптироваться к новым социальным условиям. Переход в среднее звено является началом подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.
Чтобы сохранить психологическое здоровье целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.    В данной работе представлен цикл занятий для успешной адаптации учащихся к среднему звену. Программа предназначена для классных руководителей и педагогов-психологов.В программе подробно представлены  занятия и упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену «Первый раз - в пятый класс» »

Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену

«Первый раз - в пятый класс»



Разработала

учитель начальных классов

педагог-психолог,

Волынкина Е.А.



Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителей, одноклассникам, проблема адаптации остается актуальной на данной ступени обучения. Школьникам снова приходится адаптироваться к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель предъявляет свои требования. Данный возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

Поэтому целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Таким образом, все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Задачи:

  1. Изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов.

  2. Провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.

  3. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

  4. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

  5. Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

  6. Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести.

  7. Дать положительный настрой на работу.

  8. Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними.

  9. Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.

  10. Исследовать уровень адаптации пятиклассников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года

  11. Провести анализ проделанной работы.

План мероприятий.

  1. Знакомство. – 1 занятие (1 неделя марта)

Познакомиться с учениками 4-х классов, рассказать, чем будем заниматься на занятиях и зачем, что нам будет нужно, как часто будем встречаться,

  1. Диагностический минимум, - 1 занятие в каждом 4 классе (2 неделя марта)

Изучить особенности поведения и общения (методика Н.Г Лускановой), особенности отношения к себе (самооценка Б. Лонга), уровень внимания (методика С.Л. Кабыльницкой), уровень умственной работоспособности (“Счёт по Крепелину”), уровень умственного развития (методика Э.Ф. Замбицявичене), особенности мотивации (опросник Н.Г. Лускановой).

  1. Развивающие занятия. – 4 занятия (1 раз в неделю)

Развитие психических процессов, творческих способностей, снятие напряжения, дать позитивный настрой на работу, получение положительных эмоций.

  1. Психолого-педагогический консилиум по параллели 4-х классов. -1 встреча (2часа)

Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем по начальной школе; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

  1. Родительские собрания в 4-х классах. – 1 занятие в каждом 4-ом классе.

Рассказать об особенностях четвероклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, дать некоторые рекомендации, дать первоначальное представление об особенностях адаптационного периода в пятых классах.

  1. Психолого-педагогическая игра “Дорога в пятый класс”. – 2 занятия (каждое по 2 часа). (Приложение №1 в программе)

    • 1 занятие – выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена; дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию; создать положительный настрой.

    • 2 занятие – помочь расслабиться, дать возможность представить и в виде графических навыков выразить свои ощущения и опасения от пятого класса; снять напряжение и расстройство.

  1. Большая психолого-педагогическая игра “ Первый раз в пятый класс”. – 1 занятие (2-3 часа 1 сентября после линейки). ( Приложение №2 в программе)

Знакомство с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся; дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах; познакомить с кабинетами и их расположением; сплотить коллектив класса; помочь лучше узнать друг друга; учить работать сообща в группе; прививать навыки общения; учить нести ответственность друг за друга; сформировать положительный настрой на учёбу.

  1. Семинар для педагогов 5-х классов. - 1 занятие (1-2 неделя сентября)

Рассказать педагогам об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по организации работы в пятых классах в адаптационный период, о способах знакомства с классом, о мерах снятия напряжения.

  1. Родительское собрание в пятых классах. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Рассказать родителям об особенностях адаптации учеников пятых классов, об особенностях возраста. Дать рекомендации по общению с детьми.

  1. Адаптационные занятия. – 8 занятий.

Снятие напряжение, развитие творчества, беседы о школе, о друзьях, о себе, об учителях, о конфликтах и т.д. Игры и упражнения на снижение школьной тревожности, формирование адекватной самооценки и устойчивой учебной мотивации. Отработка навыков общения.

  1. Диагностический минимум. – 1 занятие в каждом пятом классе.

Исследование особенностей поведения и общения (методика Н.Г. Лускановой); особенностей отношения к себе (самооценка Б. Лонга); уровня умственной работоспособности (“ Счёт по Крепелину”); школьной тревожности (тест Филипса); исследование мотивации (опросник Н. Г.Лускановой).

  1. Психолого-педагогический консилиум по параллели 5-х классов. – 1 встреча

(2 часа). Обсудить результаты, полученные разными специалистами – психологом, социальным педагогом, медиком, педагогами, Завучем; наметить пути устранения выявленных трудностей и проблем.

  1. Родительское собрание в пятых классах по результатам диагностики. – 1 занятие в каждом классе.

Сообщить о результатах, полученных в ходе диагностического минимума, в целом по параллели пятых классов и о классе в целом , дать общие рекомендации. Назначить время проведения индивидуальных консультаций для родителей по результатам диагностики.

  1. Контрольная диагностика учащихся пятых классов. – 1 занятие в каждом пятом классе (конец апреля).

Исследование особенностей поведения и общения, особенностей отношения к себе, тревожности и мотивации.


Приложение 1 Дорога в пятый класс.

Психолога - педагогическая игра для учащихся четвёртых классов.


Цель психолого-педагогической игры: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Задачи:

  • Выделить и назвать качества учеников и класса в целом, необходимые учащимся среднего звена;

  • Дать уверенность в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы;

  • Способствовать сплочению коллектива класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;

  • Создать положительный настрой;

  • Дать возможность в виде графических навыков выразить свои ожидания и опасения от пятого класса.

Продолжительность: 2 занятия (2-ое через неделю после первого) с последующим продолжением в пятом классе.


ХОД ИГРЫ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Приглашение в дорогу.

Захожу в класс и приглашаю детей вместе с педагогом пройти в актовый зал. Садятся в зале на стуле полукругом. На стенде перед ними прикреплён лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «дорога в пятый класс» и лист чистого ватмана.

-Ребята, сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как вы думаете, куда? (ответы детей ).

-Что обычно люди берут с собой в дорогу? (чемодан, карту, и т.д.) На карте в пятый класс мы поместим ваши ожидания и те качества, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте сегодня соберём чемодан вашего класса. Для этого надо решить, что мы возьмём с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело? (ожидания и качества фиксируются на карте).

-Вы назвали много разных вещей, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, что же это? Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получаете пазлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогало. В конце игры из пазлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.

Разделиться на команды.

ИГРА-РАЗМИНКА « ЗООПАРК»


- Сейчас каждый из вас получит листок, на котором написано название животного. По моей команде «Начали!» вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано у вас на листке. Задача каждого участника найти того одноклассника, который изображает такое же животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя. (Раздать листки с названиями всех животных по 2 . В течение минуты каждый из детей решает, как он будет изображать своё животное, по команде все начинают показывать и искать своего «сородича»).

- А теперь представьте, что ваши животные в первый раз в лесу встретились. Каждый из них решил что-то рассказать о себе. И сейчас вам нужно немного пообщаться в парах. Ваша задача – постараться узнать как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом на зверином языке, то есть при помощи звуков и жестов. ( Дети по очереди рассказывают о своём животном. Далее обсуждения в каждой паре. Что же кому удалось узнать о своём сородиче, напарники поправляют, если не правильно).


1 ИСПЫТАНИЕ.

-Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина- чётко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и чётко выполнять его команды.

Для того, чтобы выяснить кто в паре будет хозяином , а кто машинкой, проведём жеребьёвку. Во время игры каждый сначала побывает в одной роли, а затем в другой. По одному участнику от пары тянут листки (хозяин-машинка).

Едут сразу несколько пар по площади с хаотично расставленными стульями. Взрослые наблюдатели помечают на бумаге для каждой пары : сколько столкновений с предметами, другими машинками, неправильных указаний или выполнений указаний. У машинок завязанные глаза. В результате выбираем пару, где машинка проехала весь путь без аварий. ( В ходе работы видно насколько дети ценят и уважают друг друга). В конце испытания вопрос классу и взрослым: кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему? (в ходе обсуждения выбирается один человек).

-Какое же качество всем помогало справиться с этим заданием? ( Умение слушать и выполнять задание, умение ориентироваться в пространстве и внимательность). Вы сумели правильно назвать и продемонстрировать одно из важных качеств – внимательность, поэтому ваш класс получает первый пазл, на котором написано это качество. Решите, пожалуйста, кто из вашего класса станет хранителем этого пазла?


ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ


  1. ИСПЫТАНИЕ

Игра « Изобрази фразу».

-Для этой игры нам нужно выбрать от каждой команды по два человека- сообразительных и артистичных. На обсуждение 1 минута. Каждый получает по карточке, на которых написаны фразы. Задача ребят – передать при помощи различных звуков и жестов смысл этой фразы так, чтобы вы сумели её понять и назвать.


ФРАЗЫ:

  • Встреча гостей;

  • Решение задачи;

  • Прогулка в парке;

  • Занятие спортом;

  • Чтение интересной книги;

  • Игра на компьютере;

  • Укладывание чемодана;

  • Игра на музыкальных инструментах;

  • Просмотр телепередач.

- Как вы думаете, какое качество помогало вам справиться с этим заданием?

ТВОРЧЕСТВО

- Вы правильно назвали ещё одно качество, поэтому получаете второй пазл, на котором написано это качество. Решите, кто будет беречь пазл до конца игры.


  1. ИСПЫТАНИЕ

1. Игра «переправа».

- В нашей следующей игре вам нужно, используя различные способы передвижения, перебраться с одной половины зала на другую. Вам даётся 2 минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что эти способы у всех должны быть разными. Если хотя бы двое из вас повторятся, то все участники игры должны будут вернуться на исходное место и игра начнётся заново (дети обсуждают способы переправы 2 минуты, выстраиваются в шеренгу, по сигналу- музыка- начинают передвигаться по очереди: шагом, ползком, прыжками, танцами и т.д.).

- Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре? (дружба, взаимопонимание, находчивость и оригинальность).

- Вы получаете третий пазл с названием качества

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Выберите его хранителя до конца нашей игры.


  1. ИСПЫТАНИЕ.

Игра « Вопрос – ответ».

- Вам предлагается в течение небольшого количества времени ответить на несколько вопросов, принимается только один ответ от команды , поэтому надо совещаться внутри команды, чтобы выбрать тот ответ, который вы считаете наиболее правильным. Команды будут отвечать поочереди.

ЗАГАДКИ

  1. Чем кончается лето и начинается осень? (буква «о»)

  2. Сколько в азбуке букв? (6)

  3. Чем кончается бал и карнавал? (буквой «л»)

  4. Название, какого предмета на кухне состоит из ста одинаковых букв? (сто «л»)

  5. Отчего гусь плавает? (от берега)

  6. Почему, когда захочешь спать идёшь на кровать? (по полу)

  7. Каждый месяц заканчивается 30 31 числом, а какой месяц имеет число 28? (все)

  8. В каком числе столько же цифр, сколько и букв? (100 –сто)

  9. Почему кошка бегает? (летать не умеет)

  10. Может ли петух назвать себя птицей? ( нет, он говорить не умеет)

  11. Когда мальчика называют женским именем? (когда он долго спит – Соня)

  12. Когда человек бывает деревом? ( когда он со сна – сосна)

  13. Что легко поднимешь, да далеко не закинешь? (пушинка)

  14. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль)



ШАРАДЫ

- Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставлять букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Например:

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Подробно разобрать принцип разгадывания шарад.

  1. Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут –

Тигру я сродни. (Ток – Кот)

  1. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (Шпала – Лапша)

3. Известное я блюдо.

Когда прибавишь «м»

Лететь, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха – Муха)

  1. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдёшь меня в буфете. (Атлас – Салат)

5. Я – дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (Сосна – Насос)

6. Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси – гусли)

-Кто может назвать качество, которое помогало вам в этой игре? (умение думать, мыслить логически, смекалка)


СМЕКАЛКА

- Кто будет хранителем этого пазла, выберите.


  1. ИСПЫТАНИЕ .

- В этом испытании вам необходимо очень аккуратно выполнить работу всей командой. Каждая команда получает банку с крупами, где перемешаны: горох, фасоль, гречиха и перловая крупа. Нужно их разобрать в разные баночки .

- Какое качество вам помогало в этом задании?


СТАРАТЕЛЬНОСТЬ


  1. ИСПЫТАНИЕ.

Игра « Составь слово».

- Сейчас ваш класс, обе команды, получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача – в течение 2 минут составить из эти букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.

Класс получил набор карточек с буквами:

б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н.

и получается слово

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Выберите хранителя этого пазла.


  1. ИСПЫТАНИЕ

Кроссвордёнок «По дорогам сказок».

- Вам будет предложен кроссвордёнок «По дорогам сказок». Он очень простой и поэтому на каждый вопрос даётся очень мало времени, вопросов 12, время выполнения -5 минут. От каждой команды по 3 человека для выполнения этого задания.

По горизонтали:

3- Кто из героев русских сказок был бессмертным?

4- Какой овощ вытянули из земли шесть персонажей?

6- Какое домашнее животное является персонажем многих сказок?

8- Кто из героев сказок похож на мяч?

9- Кто Емели помогал творить чудеса?

10- Кем оказалась лягушка, около которой упала стрела?

12- Как звали сестру Иванушки, которого унесли Гуси-Лебеди?

По вертикали:

1-Кто из героев сказок не разрешал открывать дверь, чтобы не пришёл волк?

2- Кого из сказочных героев называли «Золотой гребешок»?

4- Какое золото дед поймал в море?

5- Какая птица снесла деду с бабкой золотое яичко?

6- С чем осталась старуха после того, как пожелала стать морскою владычицей?

7- Кто пригласил в гости лису и угощал её из кувшина?

11- Как Дед Мороз называет Снегурочку?



Ответы:

По горизонтали:3-Кощей, 4-репка, 6-кот, 8-колобок,9-щука,10-царевна,12-Алёнушка.

По вертикали:1-коза, 2-петушок, 4-рыбка, 5-курочка, 6-корыто, 7-журавль,11-внучка.

- Какое качество было необходимо в этом испытании?(скорость, быстрота…)


БЫСТРЫЙ ТЕМП РАБОТЫ

- Кто будет хранителем этого пазла?

  1. ИСПЫТАНИЕ. «Помоги поэту».

Каждой команде по три маленьких стихотворения, где надо вставить слова.

Один рассеянный поэт сочинил стихотворения, но забыл написать кое-какие слова.

  1. Тили-бом, тили-бом,

Загорелся Кошкин дом.

По такому …(поводу)

Кот помчался по воду.

  1. В размышлениях о кошке

Посидел кот на …(окошке),

Посмотрел на … (потолок),

Воду в ступе потолок.

  1. Говорили тиграм … (львы)

«Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может …(носорог)

Почесать свой нос о рог?»

  1. Солнце прячется за бор,

А Котофей Иванович

Прыгает через… (забор)-

Прогуляться на ночь.

  1. Стрела остра и зелена

Растёт на грядке лука.

К тому же так пряма она,

Что хоть стреляй из …(лука).

  1. На виду честного люда

Трусит с горки съехать …(Люда)

А у Сани, а у Сани

С горки сами едут…(сани).

- Какое качество вам сейчас помогало? (Находчивость)

НАХОДЧИВОСТЬ


  1. ИСПЫТАНИЕ – Музыкальное.

- Сейчас командами вы будете петь песни на одну тему на ваш выбор (о школе, о любви, о цветах, о лете и др.) не повторяться, петь по очереди.


-Какое качество необходимо? (дружба, хорошие отношения)


ДРУЖБА

ИЛИ Убрать лишнюю пословицу:

  1. Конь познаётся при горе, а друг –при беде.

  2. Старый друг лучше новых двух.

  3. Где умному горе, там дураку веселье.

  4. У дружных соседей и сохи свились вместе.

- Какая лишняя? (3) почему? (1,2,4 –о дружбе) так о каком же качестве мы говорим? ( о дружбе).


ДРУЖБА

  1. ИСПЫТАНИЕ «Пойми меня».

- Каждая команда получает по слову, его нужно объяснять, описывать словами, но не называть само слово, в обратном случае слово заменяется на другое и начинаете сначала. Первый слово читает и объясняет, второй записывает как понял и объясняет третьему и т.д. Команды выполняют по очереди. Противоположная команда слово знает и следит, чтобы не было названо слово.

Слова: математика, чтение, парта, авторучка, стирательная резинка и т.д.


- Какое качество необходимо сейчас? (взаимопонимание)


ВЗАИМОПОНИМАНИЕ


- Итак, вы сумели набрать достаточно много пазлов с названиями важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих пазлов сложить символ класса. (выполняют)

На что это похоже? (….), можете придумать свой девиз.

- Сегодня стало ясно, что ваш класс –внимательный, творческий, оригинальный, любознательный, дружный, находчивый, сообразительный, старательный, умеете понимать друг друга и делать всё быстро. Впереди у вас средняя и старшая школа, и вы каждый сам, и всем классом вместе, будете приобретать новые важные качества для учёбы и жизни. Я предлагаю поместить ваш символ с качествами на карту, где каждый поставит свою подпись.



ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ


- Понравилась ли игра? Чем?

- Что особенно понравилось или нет?

- Что приобрели в ходе игры? Чему научились? Что поняли?

Могут выступить взрослые ( переживали за ребят и рады , что они сумели самостоятельно справиться со многими проблемами).

- Ребята, я предлагаю через неделю провести вторую часть игры «Дорога в пятый класс» согласны?


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


- Вспоминаем, что было в первой части игры, что особенно запомнилось, что понравилось. Произошли ли какие-нибудь изменения в классе, после этого, если да, то какие?

На доску вывешивается карта дороги и символ.

Игра «ВОДОПАД»

Цель: эта игра на воображение помогает детям расслабиться. После неё стоит заниматься чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течёт по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течёт также по твоим рукам , по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё твоё тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом ты всё глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

- Это упражнение подготовило вас к дальнейшей работе. Сейчас мы с вами пофантазируем о том, что ждёт вас в пятом классе. (Включаю спокойную, релаксационную музыку.) Итак, закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить то, о чём я буду говорить.

Лето. На улице прекрасная, тёплая погода, вы отдыхаете, гуляете, загораете, кто где. Представьте, где вы отдыхаете… ,чем занимаетесь…с кем вы отдыхаете…В приятном времяпрепровождении лето подходит к концу, скоро в школу. В конце августа вы приходите на перекличку, снова встречаетесь со своими школьными друзьями, делитесь своими впечатлениями о лете, общаетесь…представьте себе это.

Наступило 1 сентября, вы пришли в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем вы общаетесь, что делаете, что говорите … Звенит звонок. Теперь вы на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь , кто из учителей ведёт урок, какой это урок, о чём вас спрашивают, что от вас требуют? Способны ли вы выполнить те требования, которые вам предъявляют?

Попытайтесь представить в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. Уроки подходят к концу. Представьте, чем закончился ваш первый школьный день в пятом классе школы.

А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвёртый класс. Я считаю до пяти. На счёт «пять» вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе. Итак: «Раз, два, три, четыре, пять».

- Всем удалось представить то, о чём я говорила?

- Пишем мини-сочинение о том, что вы себе представляли.

-Рисуем свой автопортрет « Я в настоящем» как себя представляете, как сможете, как получится.

- Рисуем себя в ближайшем будущем в пятом классе, какими вы станете. Напишите, что в вас изменится. Обращайте внимание не только на внешность , но и на внутренние стороны. Дети по желанию рассказывают о том, что они написали, нарисовали, о своих изменениях в будущем.

- Запишите свои ожидания: что вы ждёте от себя , от школы, от учителей, от одноклассников, от родителей в пятом классе.

Давайте свои работы приклеим на лист ватмана, чтобы они сохранились до будущего года. Посмотрите, у нас теперь есть карта с символом вашего класса, с важными качествами для средних классов, рисунки вас настоящих( какие есть в данный момент) и вас будущих ( какими вы хотите стать или какими вы себя представляете).Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете , когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса много нужных и важных качеств, которые помогут вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене.

- Напоследок я предлагаю вас поиграть в игру, которая позволит вам вернуть бодрость и активность после долгого сидячего занятия.

Игра « Бумажные мячики».

Цель: эта игра даёт детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить своё беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию , разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»


Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне , на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. (2-3 минуты).


На этом наша игра заканчивается

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! МОЛОДЦЫ!



Приложение 2


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5 КЛАССА

« ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС»

Психолого-педагогическая игра даёт возможность детям получить положительный настрой на будущую работу, почувствовать уверенность в завтрашнем дне и свою « нужность » в школе.

Цель: оказание помощи учащимся 5-х классов в адаптации к обучению в средней школе.

Задачи:

  • Сплотить коллектив класса;

  • Помочь узнать лучше друг друга;

  • Учить работать сообща в группе;

  • Прививать навыки общения;

  • Учить нести ответственность друг за друга;

  • Учить говорить друг другу приятные слова или комплименты;

  • Обучать анализировать ситуации;

  • Познакомить с учителями-предметниками и их требованиями к учащимся;

  • Дать первоначальное представление о новых и уже знакомых учебных предметах;

  • Сформировать положительный настрой на учёбу.

Время проведения: 1 сентября.

Продолжительность: 2-3 часа.

Участники: ученики 5-х классов, учителя-предметники, учителя начальных классов, выпустившие этих 4-классников, психолог, социальный педагог, вожатые.

Каждый 5-ый класс проходит игру под руководством старших вожатых, получивших подробную инструкцию об игре, которые им помогают.

После линейки, которая состоится на улице, где учеников поздравляют с началом следующего учебного года: директор, завучи, учителя; вожатые, закреплённые за определённым пятым классом, расходятся, и начинается игра.

Далее ведут вожатые.

- В конце того учебного года вы играли в игру «Дорога в пятый класс», в ходе которой выяснили, какие наиболее важные качества вам необходимы для дальнейшей учёбы в школе, а кто их помнит? (внимательность, творчество, оригинальность, смекалка, старательность, любознательность, быстрый темп работы, находчивость, дружба, взаимопонимание). Все эти качества вам пригодятся и сегодня и в дальнейшем.

- Итак, сегодня мы с вами путешествуем, чемодан в дорогу вы уже собрали, что надо дальше, чтобы отправиться в путь? (билет). Путешествовать мы будем по станциям - это различные препятствия на пути и кабинеты, в которых вам предстоит учиться, билетом будет ваш маршрутный лист. Но чтобы получить билет вы должны выполнить несколько заданий и только потом в фойе школы в кассе вы получите свой маршрутный лист-билет.

ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ. Здесь ребятам пригодятся такие качества, как ум, юмор, дружба, находчивость. Они учатся самостоятельно разбиваться на отдельные группы для выполнения различных заданий.

- Сейчас вам нужно разбиться на группы, никто не должен остаться в стороне, участвуют все. Для выполнения первого задания нужны те, кто хорошо соображает, для второго - знатоки русского фольклора, для третьего - умеющие коллективно решать творческие задания, для четвёртого - изобретатели.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЮНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ.

  1. Разгадать ребусы:

ДА ЛИ

ЕЖ КЛ

(над-еж-да) (под-ли-в-к-а) (на-кл-он)


  1. Рисунки каждого ряда составлены по определённому правилу, догадайся какому?


/ \\ /// ? (\\\\)


?



  1. Анаграммы.

Переставьте буквы в словах так, чтобы новые слова начинались с буквы «Г»

Слуги, луг, рога, влага, загон, враги.

(гусли, гул, гора, глава, газон, грива).

ЗАДАНИЕ ЮНЫМ ФОЛЬКЛОРИСТАМ.

  1. Сказать хором очень быстро скороговорки:

  • Сшила Саша Саньке шапку.

  • Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только услышат шум на шоссе.

  • Корабль лавировал, лавировал, да не вылавировал.

  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.

  • Белые бараны били в барабаны, без разбора били, лбы себе набили.

  1. Закончить частушки:

  • У медведя во бору

Много сору…

  • Я на улицу пойду,

Я себе найду ….

  • В поле чёрная черёмушка,

Чернеешь или нет?

Скажи….

  • Наша реченька глубока,

На ней тоненький ледок

……………………

……………………….

  • Уточки, гагарочки

Все плывут по парочке,

А я бедная сиротка

……………………


ТВОРЧЕСКОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ (6 человек).

Придумайте и покажите сказку, в которой принимают участие следующие герои: Красная шапочка, Буратино, Бэтмен, Золушка, Карлсон.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ.

Вам необходимо придумать несуществующий прибор для домашнего хозяйства, написать к нему инструкцию и нарисовать его.

- Для подготовки вам каждой группе по 10 минут, после все показывают, и в результате идёте в кассу за маршрутным листом.

Далее каждый класс по своему маршрутному листу ходят по кабинетам, в которых им предстоит учиться. Учителя находятся в своих кабинетах, где они обычно ведут свои уроки и с каждым классом знакомятся, проводят небольшой конкурс по предмету (задания должны быть посильными для учеников, т.о. создавая ситуацию успеха, что они могут с этим справиться.), говорят, чем они вместе будут заниматься в течении года, знакомят с теми требованиями, которые они предъявляют ученикам, ставят подпись в маршрутном листе.

Примерно по середине прохождения «Семафор». Путь преграждает семафор, продолжить движение можно только, если каждый ученик скажет доброе слово, сказавшие могут помогать затрудняющимся, повторяться нельзя.

После спортивного зала проходим « ТУНЕЛЬ»: все берутся за руки, завязывают глаза, и медленно идут все вместе друг за другом через препятствия, созданные вожатыми.

В самом конце каждый класс едет к своему первому учителю, (вожатые могут быть свободными). Станция «ВСПОМИНАЕМ ПРОШЛОЕ».

Здесь дети могут повспоминать, и поделиться своими ощущениями и впечатлениями от сегодняшнего дня. На прощание ребята пишут плакат: « Начальная школа! Спасибо за…». Каждый продолжает фразу и отмечает самое важное и дорогое. После учитель начальных классов провожает детей к новому классному руководителю в кабинет. Учитель начальных классов торжественно перепоручает детей классному руководителю, обещает их навещать, приходить на праздники и вручает большую характеристику класса классному руководителю, а дети обязуются не подводить своего первого учителя, хорошо учиться и быть дружными. Учитель начальных классов прощается и уходит. Классный руководитель проводит обсуждение первого учебного дня, знакомиться, проводит занятие на своё усмотрение, подводит итоги.


№ п\п

№ кабинета, предмет

5-1

5-2

5-3

5-4

1

Иностранный язык





2

География





3

Музыка





4

Математика





5

«Семафор»





6

Технология





7

История





8

Русский язык





9

Физкультура, СП\з





10

«Туннель»





11

Вспоминаем прошлое





12

Классный руководитель







Маршрутный лист 5 Класса


№ п\п

№ кабинета

Подпись педагога

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Волынкина Елена Александровна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124766

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
1330 руб.
1900 руб.
1232 руб.
1760 руб.
1498 руб.
2140 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства