В связи с тем, что приоритетной задачей образовательного процесса «Школа 2100…» является создание единого информационного пространства школы, компьютеризация и информатизация учебного процесса, встала необходимость в изучении предмета информатики и ИТК с первой ступени обучения, с первого класса (по основному учебному плану предмет информатика и ИКТ вводится со 2 класса).
В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.
Ступени образовательного движения определяются в соответствии с этапами становления личности ребенка.
На пеpвой ступени обучения (начальные классы) осваивается компьютерная культура, совеpшается знакомство с предметом. Мир “говорит” c ребенком языком пpиpоды, гоpода, науки. Пластика форм, их цвет и звучание; невербальное общения - движение и жест, поза и мимика; языки науки и техники - число, формула, схема, понятие и определение, знакомство с компьютером; выразительность пpиpодных стихий - огня, воды, воздуха, земли; многообразие и единство фоpм живой и неживой пpиpоды; понятие "пятой стихии"- искусства (танец, изображение, музыка, театр и кино); наконец,- pодной и иностpанный языки в их речевых и письменных формах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Мир Мультимедиа" »
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
"Мир мультимедиа". Курс для 1 класса
В связи с тем, что приоритетной задачей образовательного процесса «Школа 2100…» является создание единого информационного пространства школы, компьютеризация и информатизация учебного процесса, встала необходимость в изучении предмета информатики и ИТК с первой ступени обучения, с первого класса (по основному учебному плану предмет информатика и ИКТ вводится со 2 класса).
В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.
Ступени образовательного движения определяются в соответствии с этапами становления личности ребенка.
На пеpвой ступени обучения (начальные классы) осваивается компьютерная культура, совеpшается знакомство с предметом. Мир “говорит” c ребенком языком пpиpоды, гоpода, науки. Пластика форм, их цвет и звучание; невербальное общения - движение и жест, поза и мимика; языки науки и техники - число, формула, схема, понятие и определение, знакомство с компьютером; выразительность пpиpодных стихий - огня, воды, воздуха, земли; многообразие и единство фоpм живой и неживой пpиpоды; понятие "пятой стихии"- искусства (танец, изображение, музыка, театр и кино); наконец,- pодной и иностpанный языки в их речевых и письменных формах.
Важно помнить, что особенность возрастного психо-интеллектуального развития ребенка - действие, движение, опережающая кинетическая реакция: мысль рождается вместе с движением. Поэтому здесь освоение знаний идет преимущественно в игровой методике, соответствующей синкретизму возрастного миpовоспpиятия.
Основная учебно-методическая задача на этом этапе - преодоление традиции поурочного пеpечня pазpозненных знаний, оpганизация системы комплексных занятий, цель котоpых обучение пониманию и “пеpеводу” с одного языка на дpугой, самостоятельному твоpчеству в pазличных стихиях культуpы.
Основной материал – компьютер как средство (инструмент) в познании мира.
Разумеется, тpадиционная для начальных классов задача обучения внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
В общем виде обpазовательную задачу этапа можно сфоpмулиpовать так: pазвитие синестезийного миpовоспpиятия до отчетливого ассоциативно-обpазного мышления и понимания.
Данная программа по курсу информатики "Мир мультимедиа" рассчитана на 1 классы общеобразовательной школы.
Этот курс носит пропедевтический характер. И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.
Программа курса рассчитана на следующее количество часов:
1 класс - 33 часа (1 раз в неделю);
Актуальность: Целостное мировоззрение, образа мира и человека в нем, включающего представления о природе, культуре, обществе, человеке и самом себе в отношении к миру. Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Содержательная доминанта деятельности: культура понимания через язык техники - компьютерная азбука.
Общеинтеллектуальная направленность
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Введение курса "Мир мультимедиа" в значительной мере восполняет этот пробел. Внеклассные уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.
Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивают компьютер.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: На первом возрастном этапе важно заложить основы здорового образа жизни через правильность и красоту движений ребенка. В основе программы лежит максилогия личности ребенка: что должен знать и делать, что может делать, а что фактически делает на данном этапе. На этой основе буду базировать свое отношение в организации деятельности на занятиях.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программ: обучающиеся 1 класса (от 7 до 8 лет)
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
1 класс - 33 часа (1 раз в неделю).
Формы и режим занятий: групповые занятия во второй половине дня.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: развитие поэтапной зрелости ребенка: эмоциональная, интеллектуальная, социальная, духовная зрелость через усвоения навыков здорового образа жизни (информационную культуру).
Диагностика первого уровня (базовый уровень) развития личности ребенка: выявление продвижения ребенка в процессе воспитания через межпредметные и предметные результаты:
Регулятивным УУД, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями относятся:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Познавательным УУД, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира относятся:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Диагностика второго уровня развития личности ребенка: приобретение.
Личностным УУД, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности относятся:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Третий уровень: использование получивших знаний и умений в деятельности отслеживается через наблюдения, самооценку, взаимооценку, организацию викторин, походов, экскурсий, практическую, самостоятельную работу, составления портфолио ученика к иследовательскому проекту и т.д.
Коммуникативные УУД включают в себя:
работу в команде, в группе;
умение вести дискуссию;
презентовать работы;
владеть устной и письменной речью.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока: поиск информации, умение работать с клавиатурой, текстовый редактор и т.д. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
В курсе "Мир мультимедиа" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе информатики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информатике.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.
При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".
Программное обеспечение, используемое для обучения в начальной школе, - это пакеты программ, разработанные в рамках проекта "Пилотные школы", а именно; программный пакет "Знакомство с компьютером", программный пакет "Компоненты компьютера", компьютерная среда "Кенгуренок" и "Пылесосик", графический пакет CPEN, а также пакет "Роботландия", программы и методические разработки учителей информатики школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
Результаты формирования УУД.
Познавательные:
понятие информации, многообразие ее форм,
носители информации,
информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).
Регулятивные:
приводить примеры информации и информационных процессов;
приводить примеры носителей информации.
2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство.
Результаты формирования УУД.
Познавательные:
назначение основных компонентов компьютера;
правила техники безопасности при работе на компьютере;
применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Регулятивные:
работать в режиме микрокалькулятора;
пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские,
латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы;
3. КОМПЬЮТЕР – ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Результаты формирования УУД.
Познавательные:
назначение и основные возможности графического редактора.
Регулятивные:
"вырезать", "склеивать" и "стирать" произвольные части изображения;
применять для рисования произвольные "краски" и "кисти";
запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
масштабировать (изменять размеры) рисунки;
добавлять к рисункам текст.
Учебно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)
N темы
Наименование разделов и тем
всего количество часов
в том числе практической работы
Введение
1
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС
1.1
Понятие информации. Примеры. Формы представления информации. Носители информации.
1
1.2
Виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации. Примеры. Схема движения информации. Кодирование информации.
1
1.3
Хранение информации. Примеры информационных носителей: от древнего мира до наших дней.
1
Итого по разделу
3
РАЗДЕЛ 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
2.1
Компьютеры и их возможности.
1
2.2
Инструктаж по технике безопасности. Включение и выключение компьютера.
1
2.3
Знакомство с клавиатурой: клавиши управления курсором.
4
3
2.4
Знакомство с клавиатурой: работа в режиме микрокалькулятора.
4
3
2.5
Знакомство с носителем информации - дискетой. Демонстрационная игра.
1
2.6
Знакомство с устройством "мышь" и дальнейшее знакомство с клавиатурой.
3
3
Итого по разделу
20
11
РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1
Знакомство с элементами компьютерной графики и графическими возможностями редактора TUX. Демонстрационная программа.
1
3.2
Знакомство с инструментами графической системы GPEN и создание рисунков:
1
3.2.1
изменение фонового цвета, карандаш, распылитель;
2
1
03.02.02
лупа, заливка;
4
4
Итого по разделу
8
5
Резерв
5
Всего по предмету
33
16
Методическое обеспечение образовательного процесса:
дискуссия, викторина;
игра, соревнования;
презентация проекта;
практикумы;
работа с дидактическими материалами, и т.д.
Литература для учителя:
1. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. 2. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. 3. Мухмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989 5. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М.: Просвещение, 1989.
Литература для родителей:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988
2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.
3. Левин В.Е. Воспитание творчества. М.: Просвещение, 1977.
4. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
5. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989. 6. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989
Литература для учеников:
1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
2. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.