Программа курса по выбору «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
Программа курса по выбору «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
В концепции Федерального образовательного стандарта осуществлен "Перенос акцента с изучения наук на обеспечение развития универсальных учебных действий". Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности учащегося, его способностей, склонностей, интересов. Актуальность программы определена тем, что начальная школа является звеном, которое обеспечивает целостное развитие личности учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»»
Программа курса по выбору
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
М.А. Иванкина, учитель начальных классов
МБ НОУ «Гимназия № 62» г. Новокузнецка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В концепции федерального образовательного стандарта осуществлён «перенос акцента с изучения наук на обеспечение развития универсальных учебных действий».
Целью обучения становится не передача определённой суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности учащегося, его способностей, склонностей, интересов.
Актуальность программы определена тем, что начальная школа является звеном, которое обеспечивает целостное развитие личности учащегося. Необходимо научить учащихся самостоятельно добывать знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Эти умения напрямую связаны с развитием психических процессов: вниманием, памятью, мышлением, воображением.
Данная программа позволяет учащимся изучить приёмы логического мышления, что способствует дальнейшему осознанному их использованию в учебном процессе.
Цель курса: развитие когнитивных способностей младших школьников.
Основные задачи курса:
развивать психические процессы, лежащие в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение, восприятие;
изучать и развивать основные приёмы мыслительной деятельности учащихся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, установление закономерностей и т. д.;
развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся;
развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формировать и развивать коммуникативные умения учащихся: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основу преподавания курса составляют следующие принципы:
принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект учащегося (в процессе работы вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств);
принцип действенного подхода к обучению, который заключается в такой организации и проведении занятий курса, в результате которых осуществляется поиск учащимися собственных, желательно неординарных, путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества;
принцип обоснованного ответа;
принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся;
реализация принципа «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же виду задания, но на более высоком уровне трудности (от первого класса к четвёртому);
Обучение на занятиях ведётся на материале математики, родного языка, а также на на внепрограммном материале, знакомом учащимся.
Для реализации системы интеллектуального комплексного развития младших школьников предлагается следующая модель занятия.
Вводная часть.
Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Вводная часть включает:
а) разминку (вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности);
б) «мозговую гимнастику» (упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения способствуют улучшению показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются психомоторные процессы).
2. Основная часть занятия.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления. Изучение и развитие логических приёмов мышления. Логические задачи на развитие аналитических способностей и умений рассуждать.
В первом классе часть занятия отводится на построение предметных картинок, штриховку. Источник способностей и дарований учеников - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума.
3. Заключительная часть.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении
результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.
На занятиях используются различные методы и приемы работы по характеру познавательной деятельности учащихся: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры, выдвижение гипотез, взаимообучение и др.
Занятия курса по выбору «Развитие познавательных способностей учащихся» проводятся 4 раза в месяц (36 часов в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность
к концу 1-го класса
знать:
- приём выделения признаков объекта познания;
- правила сравнения объектов познания;
- способы составления загадок;
уметь:
- выделять признаки объекта познания;
- узнавать объекты по данным признакам;
- выделять сходства объектов познания;
- выделять различия объектов познания;
- сравнивать объекты познания;
- выделять существенные признаки объектов познания;
- сочинять загадки;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
К концу 2-го класса учащиеся получат возможность
знать:
- отношения «Род – вид» между понятиями;
- способ построений определений через родо-видовые отношения;
- подбирать к определяемому понятию ближайший род;
- подбирать подходящее видовое отличие;
- самостоятельно строить определение знакомого понятия;
- анализировать готовые определения с точки зрения их правильности (соответствия правилам определения);
- выполнять действия по алгоритму;
- составлять алгоритм деятельности;
- описывать словами группы в готовой классификации;
- классифицировать объекты по заданному основанию;
- проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию;
- находить ошибки в классификации;
-подмечать закономерности;
- делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частных случаев;
-осуществлять направленный переход логических возможностей;
-находить следствия из данных посылок;
-подбирать посылки к данному заключению (выводу);
-проводить простейшие доказательства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Мышление
Признаки объектов познания. Приём нахождения признаков объектов познания на основе сравнения с другими признаками. Общие и отличительные признаки объектов познания. Существенные и несущественные признаки объектов познания. Узнавание предметов по различным признакам. Сходства объектов. Различия объектов. Приём «Сравнение». Правила сравнения. Упражнения на сравнение объектов познания. Приёмы «Анализ», «Обобщение». Упражнения, направленные на формирование умений анализировать, обобщать.
Внимание, память, воображение
Игры на развитие концентрации, объёма внимания. Способы самоконтроля: сопоставление результата своих действий с образцом. Игры на развитие слуховой и зрительной памяти, воображения. Приёмы запоминания по ассоциациям.
Элементы логики
Логико – поисковые задания.
2 класс
Мышление
Приём «Сравнение». Необходимые и достаточные признаки объекта познания. Правила сравнения. Упражнения на развитие умений сравнивать объекты познания.
Приём «Классификация». Понятие о классах. Основания. Выбор основания для классификации. Деление объектов познания по заданному основанию. Правила классификации. Упражнения на развитие умений учащихся классифицировать объекты познания. Приёмы «Анализ», «Обобщение». Упражнения на развитие умений анализировать, обобщать.
Внимание, память, воображение
Упражнения на развитие различных свойств внимания и памяти, воображения. Мнемонические приёмы запоминания словарных слов.
Элементы логики
Отношения «род – вид» между понятиями. Упорядочивание по родо-видовым отношениям. Способы построения определений через родо-видовые отношения. Ошибки в построении определений.
3 год обучения
Мышление
Правила приёма «Сравнение». Правила приёма «Классификация». Упражнения на развитие умений учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать объекты познания.
Внимание, память, воображение
Игры и упражнения на развитие различных свойств памяти и внимания, воображения.
Элементы логики
Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Анализ ошибок в построении рассуждений. Упражнения на нахождение следствий к данным посылкам. Упражнения на подбор посылок к данному следствию. Истинные и ложные высказывания. Построение определений через родо-видовые отношения.
4 год обучения
Мышление
Правила приёмов мышления: «Сравнение», «Классификация». Упражнения на развитие умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Внимание, память, воображение
Игры и упражнения на развитие различных свойств внимания и памяти, воображения.
Элементы логики
Рассуждение. Ошибки в рассуждениях. Знакомство с кругами Эйлера. Упражнения на нахождения следствий из данных посылок. Упражнения на подбор посылок к данному следствию. Приёмы опровержения с помощью контр-примера. Определения. Анализ ошибок в построении определений. Правильные (корректные) и неправильные (некорректные) вопросы. Дедуктивные и индуктивные заключения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№
Тема занятия
1.
Знакомство с курсом «Развитие познавательных способностей». Начальная диагностика.
2.
Выделение признаков или свойств одного объекта. Игры на развитие концентрации внимания.
3.
Выделение признаков объекта через сравнение его с другими объектами. Тренировка слуховой памяти.
4.
Узнавание предметов по различным признакам. Игровой тренинг внимания.