Данная программа адресована учащимся 3 класса, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по детской риторике (УМК «Школа 2100»). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по внеурочной деятельности и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что в основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Детская риторика" 3 класс ФГОС »
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДЕТСКОЙ РИТОРИКЕ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
детская риторика, / авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская
Болдыревой Оксаной Николаевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании предложенной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
обучение умелой, искусной, эффективной речи;
овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 3 класса, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по детской риторике (УМК «Школа 2100»). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по внеурочной деятельности и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что в основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Продолжительность изучения курса «Детская риторика» в 3 классе 34 учебные недели по 1 часу в неделю. Программа «Детская риторика» рассчитана на 34 часа.
Изменения, внесенные в авторскую программу Т.А. Ладыженской
без изменений.
В итоге по плану:
изучение предмета «Детская риторика» - 34 часа
Срок реализации программы: один год
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- наблюдение, беседа;
-риторический анализ устных и письменных текстов;
- риторические задачи;
-риторические игры.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Детская риторика», авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению и человек, который общается.
Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это общение, при котором реализуются коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Цель курса обуславливает важнейшую задачу:
осмысление и интериоризацию (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
К ценностным ориентирам содержания предмета «Детская риторика» относятся:
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
В программе можно выделить два смысловых блока: – первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»). Содержание каждого из блоков:
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Структура программы выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
К особенностям преподавания предмета следует отнести:
Курс риторики в школе – сугубо практический, поэтому большая часть урока отводится эффективному общению учащихся.
На уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
риторический анализ устных и письменных текстов;
риторические задачи;
риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
что сказал говорящий;
что хотел сказать;
что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
кто говорит – пишет (адресант);
кому говорит – пишет (адресат);
почему (причина);
для чего, зачем (задача высказывания);
что – о чем (содержание высказывания);
как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Наука риторика
4
1.1
Проверь себя.
1
1.2.
Что мы помним о речевой ситуации.
1
1.3.
Твои речевые роли (Повторение)
1
1.4.
С какой целью? Зачем? (Задачи обобщения)
1
2
Учимся говорить
5
2.1.
Неподготовленная речь.
1
2.2.
Подготовленная речь.
2
2.3.
Приемы подготовки.
1
2.4
Говорим подробно, кратко.
1
3
Похвала (комплимент)
1
3.1.
Похвала (комплимент)
1
4
Слушаем, вдумываемся
2
4.1.
Слушаем, вдумываемся
1
4.2.
Слушаем по-разному
1
5
Учимся читать, писать
3
5.1.
Читаем учебные тексты
1
5.2.
Учимся писать, редактировать
1
5.3.
Как исправить текст? (Правка текста).
1
6
Вежливое общение
2
6.1.
Что такое вежливость
1
6.2.
Добрые слова – добрые дела
1
7
Разные тексты
2
7.1.
Проверь себя. Текты разные нужны.
1
7.2.
Диалог и монолог
1
8
Правильная речь
3
8.1.
Пиши правильно!
1
8.2.
Произноси правильно!
1
8.3.
Употребляй слова правильно!
1
9
Правила успешного пересказа
4
9.1.
Пересказ.
1
9.2.
Выбери нужное (Выборочный пересказ)
1
9.3.
Цитата в пересказе
1
9.4.
Кратко о книге (аннотация)
1
10.
Поздравляю тебя… вас
2
10.1.
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
1
10.2.
С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!
1
11.
Учись объяснять и доказывать
2
11.1.
Рассуждение, вывод в рассуждении.
1
11.2.
Правило и цитата в доказательстве
1
12
Что общего – чем отличаются
4
12.1.
Сравни и скажи.
1
12.2.
Правила сравнения.
1
12.3.
Как строятся сравнительные тексты.
1
12.4.
Риторический урок-фестиваль
1
Итог
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Наука риторика (4 часа)
1.1. – 1.4. Наука риторика, ее задачи, значение в жизни людей. Анализ своей и чужой речи. Задачи общения. Коммуникативные профессии.
Учимся говорить (5 часов).
2.1. – 2.4. Различия между подготовленной и неподготовленной речью. Приемы подготовки устного высказывания.
Похвала (комплимент) (1 час)
3.1. Оценка похвалы с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения. Умение выражать похвалу и отвечать на нее в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Слушаем, вдумываемся (2 часа)
4.1. – 4.2. Задачи слушания. Уместное использование сигналов внимательного слушателя. Использование приемов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Учимся читать, писать (3 часа)
5.1. – 5.3. Анализ роли различных выделений в тексте. Приемы редактирования текста (вставка, замена слова, словосочетания, исключение ненужного и т. д.).
Вежливое общение (2 часа)
6.1. – 6.2. Определение вежливости. Анализ своей и чужой степени вежливости в различных ситуациях. Соответствие вежливых слов добрым делам.
Разные тексты (2 часа)
7.1. – 7.2. Признаки текста, типы текста. Отличие письменных и устных текстов. Характеристика разных текстов с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. Различия между диалогом и монологом.
Правильная речь (3 часа)
8.1. – 8.3. Умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарем для успешного взаимопонимания и общения.
Правила успешного пересказа (4 часа)
9.1. – 9.4. Способы сжатия текста по сравнению с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщенного изложения текста.
Поздравляю тебя… вас (2 часа)
10.1. – 10.2. Анализ структуры устного и письменного поздравления. Оценка поздравления с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Учись объяснять и доказывать (2 часа)
11.1. – 11.2. Анализ известных структур рассуждения. Объяснение роли правила и цитаты в рассуждении.
Что общего – чем отличаются (4 часа)
12.1. – 12.4. Анализ сравнит6ельных описаний и их структуры. Правила сравнения. Способы построения сравнительных описаний – последовательное или параллельное сравнение. Риторические игры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами изучения курса риторики в 3 классе является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для учащихся:
Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. / Т.А.Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
для учителя:
Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. / Т.А.Ладыженская и др. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.
Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: Методические рекомендации для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.