Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный журналист" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД
«Станция юных туристов»
________________ И.Н. Шишкина
«___»_________________ 2012 г.
Модифицированная
образовательная программа
творческого объединения
«Юный журналист»
Срок реализации: 2012 – 2013 гг.
Возраст обучающихся: 10 – 14 лет
Педагог дополнительного
образования Царегородцева Е.М.
2012 г
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:
1.Направленность - социально-педагогическая
2.Объединение - «Юный журналист»
3.Ф.И.О. педагога – Царегородцева Елена Михайловна
4.Вид программы- модифицированная
5.Тип программы –профессионально-ориентированная
6.Целевая установка - профессионально-прикладная
7.Уровень освоения - общекультурный
8.Образовательная область – литературная
9.Возрастной диапазон - 10-14 лет
10.Формы организации образовательного процесса - групповая
11. Срок реализации - один год
12.По характеру – интегрированная
Программа кружка «Юный журналист»
(Развитие коммуникативной компетенции учащихся
через реализацию программы «Юный журналист»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если вы желаете научиться азам журналистики
и впоследствии связать свою жизнь
с профессией журналист - приходите к нам!
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.
Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
развивать творческие способности детей, формировать умение ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
воспитывать человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивающие:
развитие образного и логического мышления;
развитие умения устного и письменного выступления
развитие творческие способности школьников: выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформление альбомов, стендов.
развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств;
развитие критического мышления;
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства
развитие умения анализировать и отбирать полученную информацию;
умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
формирование у ребят практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
Воспитывающие:
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
привитие культуру общения;
воспитание духовных качеств личности, активной жизненной позиции
воспитание у учащихся потребности в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНИЯТИЙ
Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно – художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
выполнение творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
индивидуальные занятия;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
семинары-практикумы по изученной теме;
творческие конкурсы;
публикации.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12 человек.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
П/п
№
Вид учебно-творческой деятельности
Время
(мин)
1
Формулирование целей и задач занятия
5
2
Основное содержание
20
3
Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия
20
4
Отдых, подвижные игры
15
5
Консультация
10
6
Отработка практической части по теме занятия
25
7
Контроль знаний по теме занятия
15
8
Подведение итогов занятия
5
9
Релаксация
5
ИТОГО:
120 мин
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь станции» и другие. Тематика определяется общим планом работы станции, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
понятие макета;
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
цветовые системы;
основные термины работы со шрифтами;
основные понятия верстки.
Учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с различными видами литературы.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.
ОСНОВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ЖУРНАЛИСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий,
участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
Тема
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в программу.
2
2
-
2.
История российской журналистики.
2
2
-
3.
Журналистика как профессия.
10
8
2
4.
Функции журналистики.
10
10
-
5.
Требования к журналисту.
6
6
6.
Формирование жанров журналистики.
24
12
12
7.
Знакомство с оформительским делом.
50
10
40
8.
СМИ – воспитатель гражданственности
4
1
3
9.
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей.
34
-
34
10.
Подведение итогов работы объединения
2
1
1
Всего
144
52
92
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
Тема
Дата
Факт
1.Введение в программу - 2 часа.
1/1
Введение в программу. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист». Цели и задачи объединения.Ознакомление обучающихся с местом проведения занятий, окружающей территорией, беседа о правилах безопасного поведения во время занятий.
2/2
Решение организационных вопросов. Цели, задачи структура портфолио воспитанника.
2.История российской журналистики - 2 часа.
3/1
История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в.
4/2
Влияние газеты на общественную мысль в России.
3.Журналистика как профессия - 10 часов.
5/1
Формирование представлений о профессии журналиста.
6/2
Журналистика как профессия.
7/3
Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
8/4
Нравственные позиции журналиста.
9/5
Соблюдение этики поведения.
10/6
Журналистика как профессия.
11/7
Журналистика как профессия.
12/8
Знакомство с этапами выпуска газеты.
13/9
Экскурсия в редакцию газеты «Югорский экспресс»
14/10
Экскурсия в редакцию газеты «Югорский экспресс».
Встреча с журналистом.
4.Функции журналистики - 10 часов.
15/1
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
16/2
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
17/3
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
18/4
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
19/5
Функции журналистики.
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
20/6
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
21/7
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
22/8
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
23/9
Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
24/10
Функции журналистики. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5.Требования к журналисту - 6 часов.
25/1
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком
26/2
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком
27/3
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
28/4
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком
29/5
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
30/6
Требования к журналисту.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
6.Формирование жанров журналистики - 24 часа.
31/1
Формирование жанров журналистики. Заметка.
32/2
Формирование жанров журналистики. Заметка.
33/3
Формирование жанров журналистики. Написание заметки.
34/4
Формирование жанров журналистики. Написание заметки.
35/5
Формирование жанров журналистики. Интервью.
36/6
Формирование жанров журналистики. Интервью.
37/7
Формирование жанров журналистики. Написание интервью.
38/8
Формирование жанров журналистики. Написание интервью.
39/9
Формирование жанров журналистики. Статья.
40/10
Формирование жанров журналистики. Статья.
41/11
Формирование жанров журналистики. Написание статьи.
42/12
Формирование жанров журналистики. Написание статьи.
43/13
Формирование жанров журналистики. Репортаж.
44/14
Формирование жанров журналистики. Репортаж.
45/15
Формирование жанров журналистики.Написание репортажа.
46/16
Формирование жанров журналистики. Написание репортажа.
47/17
Формирование жанров журналистики. Очерк.
48/18
Формирование жанров журналистики. Очерк.
49/19
Формирование жанров журналистики. Написание
очерка.
50/20
Формирование жанров журналистики. Написание очерка.
51/21
Формирование жанров журналистики. Фельетон.
52/22
Формирование жанров журналистики. Фельетон.
53/23
Формирование жанров журналистики. Написание фельетона.
54/24
Формирование жанров журналистики. Написание фельетона.
7.Знакомство с оформительским делом - 50 часов.
55/1
Знакомство соформительским делом. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.
56/2
Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.
57/3
Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
58/4
Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
59/5
Иллюстрированное оформление газеты.
60/6
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
61/7
Просмотргазет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
62/8
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
63/9
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
64/10
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
65/11
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
66/12
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
67/13
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
68/14
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
69/15
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
70/16
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
71/17
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSWORD. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
72/18
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
73/19
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
74/20
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
75/21
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
76/22
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
77/23
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
78/24
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
79/25
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
80/26
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT.
81/27
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
82/28
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
83/29
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
84/30
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
85/31
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
86/32
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
87/33
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
88/34
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
89/35
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
90/36
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
91/37
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
92/38
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
93/39
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
94/40
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
95/41
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
96/42
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
97/43
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
98/44
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
99/45
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
100/
46
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
101/
47
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
102/
48
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
103/
49
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
104/
50
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта.
8.СМИ – воспитатель гражданственности - 4 часа
105/1
СМИ – воспитатель гражданственности. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
106/2
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
107/3
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
108/4
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
9.Анализ материалов периодической печати.
Выпуск газет. Написание статей. - 34 часа.
109/1
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей.
110/2
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей.
111/3
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей.
112/4
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей.
113/5
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
114/6
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
115/7
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
116/8
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
117/9
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
118/
10
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
119/
11
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
120/
12
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
121/
13
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
122/
14
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных техников на городских и областных конкурсах.
123/
15
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
124/
16
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
125/
17
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
126/
18
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
127/
19
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей.
128/
20
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
129/
21
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
130/
22
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
131/
23
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
132/
24
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
133/
25
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.
134/
26
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
135/
27
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
136/
28
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты
137/
29
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
138/
30
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
139/
31
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
140/
32
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
141/
33
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
142/
34
Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Вёрстка газеты.
10. Подведение итогов работы объединения - 2 часа
143/1
Подведение итогов работы объединения. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
144/2
Подведение итогов работы объединения. Конкурс журналистских работ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение в программу - 2 часа.
Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цели и задачи. Ознакомление обучающихся с местом проведения занятий, окружающей территорией, беседа о правилах безопасного поведения во время занятий. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио воспитанника.
2.История российской журналистики - 2 часа.
Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIIIв. Влияние газеты на общественную мысль в России.
3.Журналистика как профессия - 10 часов.
Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия.
Практика.Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Югорский экспресс».Встреча с журналистом.)
4.Функции журналистики - 10 часов.
Теория.
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5.Требования к журналисту - 6 часов.
Теория.
компетентность, объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
6.Формирование жанров журналистики - 24 часа.
Заметка
Теория – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Теория -2,Практика-2
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.Теория -2,Практика-2
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Теория -2,Практика-2
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Теория -2,Практика-2
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Теория -2, Практика-2
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Теория -2, Практика-2
7.Знакомство с оформительским делом - 50 часов.
Шрифт (4 часа)
Теория -2
Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.
Практика-2 Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
Оформление газеты (6 часов)
Теория-1 Иллюстрированное оформление газеты.
Практика-5 Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Роль фотографии в газете. (6 часов)
Теория-3 часа. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Практика- 3 часа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSWORD. Обучение работы на ПК . (34 часа)
Практика -34 часа
Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. -4 часа
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT- 6 часов.
Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение - 6 часов.
Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер- 6 часов.
Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов- 6 часов.
Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта- 6 часов.
8.СМИ – воспитатель гражданственности - 4 часа
Теория - 1 час
Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
Практика – 3 часа
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
9.Анализ материалов периодической печати.
Выпуск газет. Написание статей. - 34 часа.
Практика – 34 часа
Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Практика-4
Написание статьи освещающей успехи учеников Станции юных туристов на городских и областных конкурсах. Практика-10
Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Практика-10
Вёрстка газеты. Практика-10
10. Подведение итогов работы объединения - 2 часа
Теория - Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Практика - Анкетирование «Мои успехи в журналистике».
- Конкурс журналистских работ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ТЕМАМИ ПРОГРАММЫ
Тема1. Зарисовка.
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
подготовить пейзажную зарисовку;
подготовить портретную зарисовку;
подготовить производственную зарисовку;
подготовить бытовую зарисовку;
подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.
Тема 2. Интервью.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Тема 3. Заметка.
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Тема 4. Репортаж.
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
проанализировать расширенную заметку и репортаж;
на одном материале подготовить заметку и репортаж;
подготовить спортивный репортаж;
подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема 5. Рецензия.
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии..
Практическая работа:
провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
подготовить рецензию на книгу;
подготовить рецензию на фильм;
подготовить рецензию на спектакль;
подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
подготовить аннотацию к книге.
Тема 6. Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
подготовить информационную корреспонденцию;
подготовить аналитическую корреспонденцию.
Тема 7. Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
подготовить проблемную статью;
подготовить общеисследовательскую статью;
подготовить полемическую статью;
подготовить историческую статью.
Тема 8. Обозрение.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
подготовить общее обозрение;
подготовить экономическое обозрение;
подготовить литературное обозрение;
подготовить спортивное обозрение.
Тема 9. Обзор.
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Тема 10. Комментарий, колонка.
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Тема 11. Эксперимент.
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:
1. Журналистское произведение как тип текста.
2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.
3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
5. Оперативное отражение действительности в журналистике.
6. Журналистское творчество и культура.
7. Закономерности журналистского творчества.
8. Право и этика журналиста.
СТАТЬЯ.
Роли сотрудников городской газеты играют:
Корреспондент-учащийся.
Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь – учащийся.
Главный редактор- учащийся.
Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.
1. Дайте оценку материала.
2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции
Оценить достоинство и недостатки материала.
Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
ОЧЕРК.
Роли сотрудников редакции городской газеты играют:
Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.
Действие первое. Журналист пишет очерк.
Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.
Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.
Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
3. Дайте оценку заголовка.
5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли Вы с заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:
1. Дайте оценку материала.
2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое. Материал опубликован (условно).
Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:
Оценить достоинство и недостатки материала.
Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной
ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики".Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.
9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.
13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.
16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.
17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.