kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный журналист" разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист".»

Муниципальное образование город Краснодар


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

основная общеобразовательная школа № 7

имени Евдокии Давыдовны Бершанской




УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от 30 августа 2018 года протокол№ 1

Председатель _______ И.Г.Левицкая





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

Клуб «Юный журналист».

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс

Учитель русского языка и литературы Шевляк Ирина Алексеевна (высшая квалификационная категория)























2018-2019 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный журналист" разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Методологическая основа предполагает активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала.

Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А. и на основе программы по организации внеурочной деятельности в МБОУ ООШ №7 в 5 классах, реализующих ФГОС.

Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

II. Цель и задачи курса. 

Цель курса:  

- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело; создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Задачи курса:

Обучающие:

- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

- активизировать познавательную мыслительную деятельность;

- развивать критическое мышление;

- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

- прививать культуру общения.

Воспитывающие:

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки.

Развивающие:

- развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

-формировать творческие способности детей;

-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

III.  Особенности программы «Юный журналист»

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный журналист» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.

Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


IV. Основные методы и технологии:

    • технология  разноуровневого обучения;

    • развивающее обучение;

    • технология  обучения в сотрудничестве;

    • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.


V. Место курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов за год. Клуб «Юный журналист» объединяет учащихся 5-х классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

VI. Форма проведения занятий.

Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы клуба:

-индивидуальные занятия;

-занятия по звеньям;

-семинары;

-лекции;

-выездные занятия;

-встречи с интересными людьми;

-практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.

VII.  Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру, сформировать познавательные интересы;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией;

- научиться теории и методике журналистского творчества,

- быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;

- развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов необходима для ведения мониторинга по эффективности проведения занятий кружка «Юный журналист», достижения поставленных целей и задач, а также для проверки знаний и умений обучающихся. Оценка достижений осуществляется через анкетирование учащихся. Анкетирование рекомендуется проводить в начале, середине и в конце учебного года.

VIII. Содержание курса.

Раздел I. «Краткое введение в историю журналистики» (6 часов). Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с историей возникновения и развития журналистики.

Задачи раздела:

развитие познавательных способностей учащихся;

развитие интереса к журналистике.

Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике.

Раздел II. «Основы журналистики» (30 часов). Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами журналистики, с правилами журналистики, с газетными жанрами.

Задачи раздела:

развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;

развитие культуры делового общения;

развитие культуры устной и письменной речи учащихся;

воспитание любви к журналистике.

Темы раздела: Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. Заметка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Репортаж. Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет. Культура речи.

Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью.

Раздел III. «Художественно-техническое оформление издания» (14 часов). Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с правилами и способами оформления газеты.

Задачи раздела:

развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;

расширение кругозора учащихся;

формирование и развитие практических навыков оформления издания.

Темы раздела: Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка. Типы и виды школьных газет.

Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области журналистики.

Раздел IV. «Редакционно-издательская деятельность» (12 часов). Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами редакционно-издательской деятельности.

Задачи раздела:

развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;

расширение кругозора учащихся;

развитие умения редактировать имеющийся материал.

Темы раздела: Редактирование – это… Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр.

Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности.

IX. Материально-техническое обеспечение курса.

Печатные пособия:

1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006

2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004

3. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006

4. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 1999

5. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000

6. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001

7. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2001

8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999

9. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

10. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995

11. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000

12. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999

13. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже 0-83 тысячелетий. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000

14. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.

15. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007

16. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000

17. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.. 1999

18. Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,  1998

19. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004



Технические средства обучения:

  1. Компьтер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.

  4. Принтер.



Цифровые и электронно-образовательные ресурсы:

  1. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/).

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  3. Яндекс словари (slovari.yandex.ru/)

  4. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)

  5. Крылатые слова и выражения   (slova.ndo.ru)

  6. Материалы сайта «Как стать журналистом?» (http://www.journ-lessons.com

X. Тематическое планирование

п/п

Кол-во

часов

Раздел

Основное содержание по темам

1

6

Краткое введение в историю журналистики

Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

2

30

Основы журналистики

Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. Заметка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Репортаж. Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет. Культура речи.


3

14

Художественно-техническое оформление издания

Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка. Типы и виды школьных газет.

4

12

Редакционно-издательская деятельность

Редактирование – это… Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр.


5

6

Повторение, подведение итогов

Подготовка и выпуск итогового номера лицейской газеты

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в

презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей русского языка МБОУ ООШ № 7

от ___________ 2018 года № 1

___________ _________

подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


И. О. заместитель директора по УВР

МБОУ ООШ № 7 г. Краснодара

________ / Еремкина А.С. /

подпись Ф.И.О

« » 20­­18 г.




Используемые источники:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(в.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смтрнов); под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение,2014.


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист".

Автор: Шевляк Ирина Алексеевна

Дата: 07.01.2020

Номер свидетельства: 534691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "рабочая программа внеурочной деятельности на тему "Юный журналист 2-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-na-tiemu-iunyi-zhurnalist-2-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "231192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442414527"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-zhurnalist"
    ["file_id"] => string(6) "101378"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402415657"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства