Программа факультативного курса "Шаг в науку" 5 класс
Программа факультативного курса "Шаг в науку" 5 класс
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, общим делом должна стать научная деятельность. Чмена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний - одна из важнейших задач образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Шаг в науку" 5 класс »
Солтүстіқ Қазақстан облысы
Тайынша ауданы
Тайынша қаласы
№ 1 орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
средняя школа № 1
г. Тайынша
Программа факультативного курса
“Шаг в науку”
5 класс
2014-2015 уч. год
Автор-составитель программы: учитель русского языка и литературы первой категории Колесникова Н.С.
БЕКІТЕМІН:
Утверждаю:
Директор СШ№1
Иванова О.Ф.
_____________
«__» _____2014г.
КЕЛІСЕМІН:
Согласовано:
Зам.директора
по УР Ищанова Б.М.
_______________
«__»______2014г.
ҚАРАЛДЫ:
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол №__
Садвокасова А.С.
_______________
«__» ______2014г.
Программа факультативного курса
“Шаг в науку ”
5 класс
Пояснительная записка:
Все мы мечтаем, чтобы в школе детям было интересно учиться, учителям – интересно учить, а администрации – интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное – найти общее дело.
Для динамически развивающегося образовательного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом должна стать научная деятельность. Смена парадигм образования, ее нацеленность на личностное ориентирование в образовательном процессе с механизмами развития и саморазвития личности учащихся настоятельно ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Это естественно, так как овладение основами наук, пробуждение у учащихся познавательного поискового интереса в той или иной области знаний – одна из важнейших задач образования.
Цель: выявление и раскрытие одаренности у учащихся и их профессиональная ориентация.
Задачи:
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к поисковой деятельности;
совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
профессиональная ориентация учащихся;
проведение исследований, имеющих практическое значение;
пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Принципы.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся, принцип равноправного участия школьников. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы.
На факультативе используются такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней; выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются две части:
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Курс “Шаг в науку” рассчитан для учащихся 5-7-х классов.
Этапы реализации программы курса:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы курса:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Программа рассчитана на 34 часа
Содержание программы (34 часа)
1.Возможно ли детское научное творчество?
2. Сообщение, выступление, реферат
3. Проект, исследование.
4. Стили речи. Научный стиль
5. Работа с литературой
6. Копилки слов. Словари
7. Применение ИКТ
8. Что такое "хорошая" тема
9. Выбор и обоснование темы научной работы
10. Этапы организации научной работы
11. Как сформулировать цели и задачи
12. Что такое гипотеза
13. Актуальность, новизна и практическая значимость работы
14. Методы научных исследований
15. Как написать введение
16. Как подготовить теоретическую часть
17. Как подготовить практическую часть
18. Сбор и обработка информации
19. Способы обработки информации
20. Эффективная обработка и представление результатов исследования
21. Ведение журнала наблюдений
22. Как написать заключение
23. Требования к оформлению
24. По каким критериям оценивается работа
25. Риторика. Культура речи. Техника речи.
26. Композиция речи. Выразительные средства речи
27. Как подготовить защиту работы
28. Подготовка презентации к выступлению
29. Публичное выступление. Импровизация речи
30. Практикум зрительского контакта во время выступления
31. Защита творческих работ
32. Подготовка к научным соревнования школьников
33. Оформление результатов
34. Заключительное занятие. Подведение итогов работы
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
дата
1
Возможно ли детское научное творчество?
1
2
Сообщение, выступление, реферат
1
3
Проект, исследование
1
4
Стили речи. Научный стиль
1
5
Работа с литературой
1
6
Копилки слов. Словари
1
7
Применение ИКТ
1
8
Что такое "хорошая" тема
1
9
Выбор и обоснование темы научной работы
1
10
Этапы организации научной работы
1
11
Как сформулировать цели и задачи
1
12
Что такое гипотеза
1
13
Актуальность, новизна и практическая значимость работы
1
14
Методы научных исследований
1
15
Как написать введение
1
16
Как подготовить теоретическую часть
1
17
Как подготовить практическую часть
1
18
Сбор и обработка информации
1
19
Способы обработки информации
1
20
Эффективная обработка и представление результатов исследования
1
21
Ведение журнала наблюдений
1
22
Как написать заключение
1
23
Требования к оформлению
1
24
По каким критериям оценивается работа
1
25
Риторика. Культура речи. Техника речи.
1
26
Композиция речи. Выразительные средства речи
1
27
Как подготовить защиту работы
1
28
Подготовка презентации к выступлению
1
29
Публичное выступление. Импровизация речи
1
30
Практикум зрительского контакта во время выступления
1
31
Защита творческих работ
1
32
Подготовка к научным соревнования школьников
1
33
Оформление результатов
1
34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы
1
Планируемый результат:
Планирование и разработка исследовательских действий
Выбор средств реализации цели, сбор данных.
Анализ и синтез собранных данных.
Построение обобщений и выводов.
Подготовка и написание сообщений, рефератов.
Разработка исследовательской работы, проекта.
Защита проекта, исследовательской работы.
Литература:
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. – М.: Изд-во: Академический проект, 2008. – 208 с.
Загвязинский В. И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976.
Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. - Тюмень, 1995.
Кочетов А.И Культура педагогического исследования. - Минск, 1996.
Кыверялг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования. /Советская педагогика. - 1988. - № -5. - С.35.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил).
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М.1999.