Программа факультатива “Мой родной край” составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.“Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Программа факультатива даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Мой край" »
Муниципальное образовательное учреждение
«Красносельцевская средняя общеобразовательная школа»
Быковского муниципального района Волгоградской области
Программа факультатива по краеведению "Мой край"
подготовила учитель
Сизякина Оксана Ивановна
Красноселец 2013г
Программа факультатива по краеведению "Мой край" МКОУ «Красносельцевская СОШ»
Данная дополнительная программа утверждена в рамках
- основного положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепции модернизации российского образования на период до 2012г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Данная дополнительная образовательная программа : рассчитана на детей в возрасте от 10 до 17лет
Срок реализации программы : 2013- 2015 г
Автор дополнительной образовательной программы: Сизякина О.И. ,учитель немецкого языка
Даннаядополнительная образовательная программа реализуется:
С. Красноселец
Быковский район
Волгоградская область
МОУ «Красносельская СОШ»
Даннаядополнительная образовательная программа разработана: в 2013г
Программа факультатива по краеведению "Мой край"
Программа факультатива “Мой родной край” составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.“Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Программа факультатива даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Цель программы: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования
принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
принцип тематизма;
принцип последовательности;
принцип культуросообразности;
принцип деятельностного подхода.
Познавательная деятельность
1. Наблюдение за объектами окружающего мира.
2. Анализ результатов наблюдений.
3. Творческие работы: сообщения, сочинения, инсценирование, рукотворные изделия и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Беседы с людьми старшего поколения.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 7 класса.
Программа рассчитана на 34 часа в год в 1час в неделю
Содержание программы:
Организация деятельности
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Соблюдение правил коллективной работы.
Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
Работа в парах, группах.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Мой родной край” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по селу.
2. Знакомство с памятником погибшим односельчанам.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города Волгограда ,его предприятиями, их история.
2. Встречи с ветеранами труда, главами поселения
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: “Герб района” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Учебный план
Тема
теория
практика
экскурсия
Массовые мероприятия
Всего часов
Дата проведения
-1. Введение
1
1
1
2. Мой край на карте Родины
1
1
2
3 .Я и моя семья
1
2
3
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить
1
1
2
5. Моя улица
1
1
2
6. Наша школа
1
1
2
7. Моя малая Родина
1
1
2
8. Природа нашего края
3
3
6
9. Что дает наш край стране
1
1
2
10. Наш край богат талантами
1
1
2
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны
2
1
1
1
4
12. Герб района
1
1
2
13. Красная книга родного края.
1
1
2
11
16
6
1
34
Результат
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Строев К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение. 1974 (электр. вариант на
кафедре).
2. Вопросы географического краеведения в школе. Сб. Новгород, 1978.
3. Изучение Волгоградской области области в школьном курсе географии. Сб.
, 1992.
4. Использование краеведческого принципа в преподавании географии в
школе. Сб. Новгород, 1986.
5. Организация внеклассного географического краеведения в школе. Сб.
Новгород, 1981.
6. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.:
Просвещение, 1985.
Дополнительная
1. Дик Н.Е. географическая экспозиция школьного краеведческого музея. М.:
Просвещение, 1979.
2. Мешечко Е.Е. Географическое краеведение. М.: Просвещение, 1979.
3. Патрушев В.Н. Изучаем свой край. Волго-Вятское изд-во, 1989.
4. Саффиулин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной
школе. М.: Просвещение. 1979.
5. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. М.:
Просвещение, 1974.
6. Ильев И.С. Краеведение и туризм. М.: Знание, 1974.