kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Азбука психологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание курса психологии в школе представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования и роли.

Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Как избежать ссор со своими товарищами, друзьями, родственниками? Как справляться с домашними заданиями? Как стать умным и сильным, смелым, чтобы все ценили и уважали?

Ответы на эти вопросы можно получить ответ, изучив курс занятий по психологии «Азбука психологии».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа "Азбука психологии" »

Согласовано Утверждаю:

на методсовете Директор МАОУ СОШ № 58 КГО

Протокол №____ __________________

от___________ С.А. Ремнева




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №58

Камышловского городского округа











Рабочая программа по курсу

внеурочной деятельности

«Азбука психологии»

5 класс





Составитель:

Суворова Т.А., учитель

первой квалификационной категории











г. Камышлов

2015

Пояснительная записка

Программа по курсу «Азбука психологии» разработана согласно следующим нормативно-правовым документам:

-Закон «Об образовании в РФ»;

- Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования (М. «Просвещение», 2009г.);

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. «Просвещение», 2010г.);

- Образовательная программа ООО МАОУ СОШ №58 КГО.

Преподавание курса психологии в школе представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, осваивает различные социальные требования и роли.

Данный курс занятий направлен на изучение внутреннего мира, мыслей, чувств, причин поведения младшего подростка. Почему одни люди относятся к нему хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Как избежать ссор со своими товарищами, друзьями, родственниками? Как справляться с домашними заданиями? Как стать умным и сильным, смелым, чтобы все ценили и уважали?

Ответы на эти вопросы можно получить ответ, изучив курс занятий по психологии «Азбука психологии».

Цель: познание младшим подростком своих возможностей, внутренних качеств, постичь смысл своего предназначения.

Задачи:

• Развитие собственного чувства достоинства и умение уважать достоинства других;

• Развитие способности к самоанализу;

• Развитие социальной восприимчивости;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Формирование поведенческих навыков и умений эффективного выхода из сложных ситуаций.

Программа составлена на базе авторских разработок Г.К. Селевко «Познай себя».

Год издания: 2009г. Издательство: Москва, «Народное образование»

Данная программа ориентирована на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю.


Личностные результаты освоения учебного предмета:

• — формирование ответственного отношения к обучению;

• — формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

• — формирование осознанных навыков поведения в обществе;

• — осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

• — формирование основ конструктивного взаимодействия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся должны уметь:

• — работать в соответствии с поставленной задачей;

• — составлять простой и сложный план текста;

• — участвовать в совместной деятельности;

• — узнавать изучаемые объекты на таблицах, в жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

• - взаимосвязь общения и деятельности;

• - способы отработки навыков внимательного отношения друг к другу;

• - способы анализа собственных достоинств и недостатков;

• - способы мотивации на работу с собственными недостатками;

• - способы организации своего времени;

• - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

• - этические принципы общения.


Содержание учебного курса.

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки:

1. Ритуал приветствия.

Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

2. Объяснение темы занятий.

3. Работа по теме занятий.

Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформированными для работы над каждой темой.

4. Подведение итогов занятий.

Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Создание мотивации на работу по следующей теме.

5. Ритуал завершения занятий.

Основные разделы курса.

1. Личность.

2. Самопознание.

3. Качества личности.

4. Эмоции и чувства.

5. Темперамент.

6. Внимание.

7. Мышление.

8. Память.

9. Воображение.

10. Характер.

11. Самосознание.

12. организация (самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, рефлексия);

13. Регистрация самопознания (тесты, анкеты, дневники, воспоминания).


В работе используются следующие методические приемы (виды деятельности):

• устный или анкетный опрос,

• проективные методы работы,

• обращение к личному опыту учащихся,

• тестирование, ситуативно-ролевые, деловые, развивающие игры, рефлексия урока,

• контроль «уровня достижений»,

• мини-тренинги.

Такая форма работы ориентирована на обращение к тем проблемам, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.


Планируемые результаты изучаемого курса.

• Приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

• Овладение способами самопознания и релаксации;

• Получение подростком опыта переживания базовых ценностей общества;

• Позитивное отношение к этим ценностям;

• Получение опыта выхода из сложных жизненных ситуаций.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

• - применять техники и приемы эффективного общения,

• - использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.

• — адекватно оценивать себя, свои способности и возможности;

• — регулировать свои психические состояния;

• — демонстрировать навыки уверенного поведения.



Программно– методическое обеспечение.

Учебники

Литература для учителя

Литература для учащихся

Г Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина , Познай себя,- Москва: Народное образование, 2009 г.

  1. Н.М. Погосова, Цветовой игротренинг ,- Санкт-Петербург: Речь, 2007 г.

2. О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

3. М.Ю. Савченко, Л.А. Обухова, Формиование коллектива класса,- Москва: 5 за знания, 2007г.

Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина , Познай себя,- Москва: Народное образование, 2009 г.



Материально-техническое оснащение и оборудование.

Занятия проходят в учебном классе. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

• компьютер с мультимедийным устройством,

• принадлежности для рисования: краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

• клей, степлер, скотч-лента, ножницы,

• кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,

• мячик;

• тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

• заготовленные задания.





Календарно-тематическое планирование


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

СРОКИ

1.

Давайте познакомимся

1 четверть – 18 часов

1 час

сентябрь

2.

Что такое пятый класс?

1 час

сентябрь

3.

Мы и наши близкие

1 час

сентябрь

4.

Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит

1 час

сентябрь

5.

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

6.

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

7.

Мы и наши привычки

1 час

сентябрь

8.

Мы, наши недостатки и наши достоинства

1 час

сентябрь

9.

Психологический практикум

1 час

сентябрь

10.

Мы, наши права и наши обязанности

1 час

октябрь

11.

Мы и наш класс

1 час

октябрь

12.

Я и окружающие

1 час

октябрь

13.

Вы - личность

1 час

октябрь

14.

Оценивайте себя

1 час

октябрь

15.

Сходство и различие наших «Я»

1 час

октябрь

16.

Как вы воспринимаете окружающий мир

1 час

октябрь

17.

Психологический практикум

1 час

октябрь

18.

Обобщающее занятие

1 час

октябрь



2 четверть – 16 часов


1.

Внимание

1 час

Ноябрь

2.

Упражнения на развитие внимания

1 час

Ноябрь

3.

Игры на внимание

1 час

ноябрь

4.

Память

1 час

ноябрь

5-6.

Упражнения на развитие памяти

2 часа

ноябрь

7.

Воображение

1 час

декабрь

8-9.

Упражнения на развитие воображения

2 часа

декабрь

10.

Воображение и мы

1 час

декабрь

11-12

Мышление

2 часа

декабрь

13-14.

Упражнения на развитие мышления

2 часа

декабрь

15.

Психологический практикум

1 час

декабрь

16.

Обобщающее занятие

1 час

декабрь



3 четверть-20 часов


1-2.

Логика мысли

2 часа

Январь

3-4.

Решение проблем

2 часа

Январь

5-6.

Мир эмоций

2 часа

январь

7-8

Эмоция и воля

2 часа

Февраль

9.

От чего зависит настроение?

1 час

Февраль

10.

Регуляция своих эмоций

1 час

Февраль

11-12

Темперамент

2 часа

Февраль

13-14

Темперамент и мы

2 часа

Февраль

15-16

Характер и воля

2 часа

Март

17-18

Воспитание характера

2 часа

Март

19-20

Психологический практикум

2 часа

март



4 четверть – 16 часов


1-2.

Самостоятельность

2 часа

апрель

3-4.

Кто такой друг?

2 часа

апрель

5-6.

Настоящий друг

2 часа

апрель

7-8.

Подарок другу

2 часа

апрель

9-10.

Психологические игры

2 часа

апрель

11-12

Практикумы по психологии

2 часа

май

13-14

Игра «Проверь себя»

2 часа

май

15-16

Обобщение пройденного

2 часа

май



















№ урока

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Контроль знаний учащихся

ИКТ – поддержка

Программное обеспечение

Описание

деятельности

Домашнее задание

1.


Давайте познакомимся

Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути её решения

Психологический тренинг


Обсудить с родителями правила поведения на тренинге

2.


Что такое пятый класс?

Умение оказывать поддержку себе и другим

Упражнения, игры, работа в группах


Обсудить с родителями, какая помощь может понадобиться в 5-м классе

3.


Мы и наши близкие

Умение осмысливать свои возможности по оказанию помощи близким

Упражнения, дискуссия


Обсудить с родителями свои рисунки

4.


Мы и наше настроение – от кого и от чего оно зависит

Развитие навыков произвольного влияния на собственное настроение

Игры, дискуссия, психогимнастика


Учиться дома выполнять упражнение «Вверх по радуге»

5.


Мы и наши привычки

Умение предварительно планировать предстоящие дела

Упражнение-разминка, работа в группах


Обсудить с родителями свой режим дня

6.


Мы и наши привычки

Осмысление и коррекция своих гигиенических привычек

Упражнения, работа в группах


Обсудить необходимые правила гигиены с домашними

7.


Мы и наши привычки

Развитие убеждений в необходимости полноценного питания

Упражнение с элементами тренинга, дискуссия, работа в группах


Обсудить режим питания в семье

8.


Мы, наши недостатки и наши достоинства

Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны

Игры, беседа, психологическое упражнение «Мой дракон»


Обсудить дома, как можно в себе развить выбранные достоинства

9.


Психологический практикум

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Упражнения с элементами тренинга


Повторение изученного материала

10.


Мы, наши права и наши обязанности

Развитие умения уважать права других и отстаивать свои права

Упражнения, психологические ситуации


Дополнить список личных прав

11.


Мы и наш класс

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения

Элементы тренинга, упражнения, общая фотография группы


Заполнение анкеты

12.


Я и окружающие

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Упражнения, анкетирование, ситуации-пробы


Расположить свое окружение в порядке значимости

13.


Вы - личность

Умение оценивать свои внутренние качества

Беседа, упражнение, ситуация-проба


Вспомнить примеры из жизни проявления своих внутренних качеств

14.


Оценивайте себя

Адекватно оценивать свои качества

Беседа, самонаблюдение, упражнение


Оцените свои качества по пятибалльной системе

15.


Сходство и различие наших «Я»

Умение адекватно оценивать мнение другого

Упражнения, дискуссия


Ответить на вопрос: «В чем вы хотите в будущем походить на своих родителей»

16.


Как вы воспринимаете окружающий мир

Умения распознавать свои ощущения

Упражнения, игры


Оцените способности своих органов чувств по пятибалльной системе

17.


Внимание

Знание основных понятий, умение тренировать внимание

Упражнения, тестирование


Отработать способы привлечения внимания

18.


Воображение

Знание основных понятий, умение тренировать воображение

Упражнения, тестирование


Оценить свои способности к воображению

19.


Память

Знание основных понятий, умение тренировать память

Упражнения, тестирование


Разобрать способы заучивания

20.


Память

Умение тренировать память

Упражнения, тестирование


Разобрать способы запоминания

21.


Мышление

Знание основных понятий

Беседа, упражнения


Повторить вопросы темы

22.


Мышление

Знание основных понятий, освоение приемов мышления

Тестирование, упражнения


Разобрать приемы мышления

23.


Логика мысли

Знание основных понятий

Упражнения, тестирование


Разобрать рекомендации

24.


Решение проблем

Знание основных понятий

Упражнения, дискуссия


Разобрать рекомендации к решению задач

25.


Мир эмоций

Умение распознавать эмоциональные состояния

Упражнения, тестирование


Выучить основные понятия

26.


Мир эмоций

Умение распознавать эмоциональные состояния

Упражнения, тестирование


Повторение изученного

27.


Настроение – «О кей!»

Уметь распознавать свое эмоциональное состояние и настроение других людей

Упражнения, диагностика эмоций


Рассказать о своем способе поднятия настроения другу

28.


Темперамент

Знание основных понятий

Беседа, упражнения, диагностика


Повторить вопросы темы

29.


Темперамент

Знание основных понятий

Диагностика, упражнения


Повторить вопросы темы

30.


Характер человека

Знание основных понятий

Беседа, упражнения


Повторить вопросы темы

31.


Характер человека

Знание основных понятий

Тестирование, анкетирование


Повторить основные понятия

32.


Воля

Знание основных понятий

Упражнения, дискуссия


Повторить основные понятия

33.


Самостоятельность

Знание основных понятий

Тестирование, анкетирование


Вспомнить проблемную ситуацию и способы выхода из нее

34.


Настоящий друг

Навыки взаимопонимания и взаимопомощи

Дискуссия, анкетирование


Составить характеристику своего друга

35.


Психологический практикум «Сборы чемодана».

Знания, умения, навыки по сплочению классного коллектива

Тренинг
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
программа "Азбука психологии"

Автор: Суворова Татьяна Анатольевна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Тренинговая программа"
    ["seo_title"] => string(24) "trieninghovaiaproghramma"
    ["file_id"] => string(6) "279843"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453295225"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Азбука общения Разработки дет сад"
    ["seo_title"] => string(39) "azbuka-obshchieniia-razrabotki-diet-sad"
    ["file_id"] => string(6) "258294"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448469043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по теме: "Математическая логика" "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-tiemie-matiematichieskaia-loghika"
    ["file_id"] => string(6) "127354"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415294786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства