Педагогическая система профориентационной работы со студентами
Педагогическая система профориентационной работы со студентами
С целью создания системы профориенационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ГБОУ СПО «ВТЭиС» разработана Концепция и Программа профориентационной работы, ставшие составной частью единой системы.
Концепция содержит характеристику рынка труда в здравоохранении области, системы профориенационной работы, организационной структуры управления, методы и технологию формирования профессионального самоопределения будущего специалиста, модель специалиста – выпускника техникума.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая система профориентационной работы со студентами »
В период рыночной экономики, развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является создание системы профориенационной работы в образовательном учреждении с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории и традиции здравоохранения.
С целью создания системы профориенационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ГБОУ СПО «ВТЭиС» разработана Концепция и Программа профориентационной работы, ставшие составной частью единой системы.
Концепция содержит характеристику рынка труда в здравоохранении области, системы профориенационной работы, организационной структуры управления, методы и технологию формирования профессионального самоопределения будущего специалиста, модель специалиста – выпускника техникума.
Программа представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.
Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы со студентами разных уровней обучения (НПО, СПО), слушателями курсов дополнительного образования в условиях учебного заведения медицинского профиля диктуется следующими причинами:
- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности;
- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий этнокультурный потенциал;
- демографической, определяющей снижение выпуска в общеобразовательных школах и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.
Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями:
- объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;
- ориентацией образования на всех его ступенях, прежде всего на выполнении «знаниевых» стандартов и программ и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении;
- объективной потребностью личности в профессиональной ориентации в течение жизни и существующей теорией и практикой формирования траектории профессионального самоопределения, реализуемой современными учреждениями образования;
- необходимостью функционирования устойчивой системы работы медицинского ссуза по профессиональному сопровождению абитуриента, студента, начинающего специалиста и отсутствием достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.
С позиций системного подхода профориентация в ГБОУ СПО «ВТЭиС» развивается как система, имеющая досузовскую, сузовскую, послесузовскую подсистемы, компоненты (профдиагностику, профконсультацию, профинформирование, профадаптацию, профотбор, профподбор, профориентированную деятельность), устойчивые связи с внешними (социальными заказчиками, работодателями, партнерами и др.) и внутренними (преподаватели, руководители, сотрудники и студенты) субъектами профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся.
Используя компетентностный подход к организации профориентации в техникуме, приоритетным направлением на досузовском этапе является формирование профессионального самоопределения абитуриентов, на сузовском и послесузовском - формирование универсальных и профессиональных компетенций, личностных и профессионально важных качеств специалистов со средним медицинским образованием в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Реализуемая профориентационная деятельность в техникуме основана на личностно-ориентированной парадигме, согласно которой студент является активным субъектом личностного и профессионального развития. В техникуме созданы благоприятные условия для успешной профессионализации обучающихся в процессе обучения. Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволяет индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и становлении студентов.
В ходе подготовки будущих специалистов формируются нравственные и ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности медицинского работника для осознания студентами значимости труда в успешной профессиональной карьере, личностном и профессиональном развитии.
Определение методологических основ концепции развития профессиональной ориентации в ГБОУ СПО «ВТЭиС», позволяет конкретизировать основные ее параметры: цели, задачи, принципы, направления и ресурсное обеспечение профориентационной деятельности. Для эффективного обеспечения организации профориентационной работы используются материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, информационные ресурсы с целью аккумулирования потенциала внешней среды и собственно системы профориентации, рассчитанного на непосредственную деятельность и длительную перспективу развития системы профориентации в техникуме.