Просмотр содержимого документа
«Палитра разноцветных нитей »
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Тема:
(Мастер-класс)
Составила
учитель народных промыслов Чемеева А.М.
Косолапово, 2014
Цель проведения мастер-класса:
Создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса:
Передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
Совместная обработка методических приемов решения поставленной в теме педагога-мастера проблемы;
Организация работы мастер-класса:
Количество участников мастер-класса – 5 учениц (8, 9 классы)
Длительность проведения мастер-класса – 35 минут
Планирование работы:
Использование различных методов работы: словесный, наглядный, практическая работа;
Использование средств информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечить три типа условий:
Мотивация и познавательная потребность;
Стимулирование познавательного интереса;
Индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса.
Тема занятия: «Палитра разноцветных нитей».
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
Займитесь лучше рукодельем.
Цель: создание коллективной декоративной работы.
Задачи:
1. Дать краткие сведения об истории возникновения ковровой вышивки;
познакомить с инструментами, приспособлениями, материалами, необходимыми при выполнении ковровой вышивки;
2. Закрепить знания по выполнению элементов ковровой вышивки с соблюдением техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
3. Коррекция мелкой моторики пальцев рук;
4. Прививать навыки культуры труда и аккуратности, воспитывать эстетический вкус.
Оснащение занятия:
Образцы работ ковровой вышивки, эскизы, рисунки вышивки, канва ковровая (страмин), пряжа разных цветов, специальные крючки, ножницы, картон.
Ход занятия:
Организационная часть.
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим в наш класс,
Полюбоваться на нас.
А вот и мои мастерицы!
- Готовы ли вы трудиться?
Ну что же, не будем лениться.
Проверим все ли на месте.
И сядем все тихо вместе…
-Ребята, посмотрите: за окном все еще лежит снег, а в нашей уютной комнате светит ласковое солнышко (показываю на доске) и потому я хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее солнечное настроение, а сегодняшнее наше занятие получилось необычным и запомнилось всем надолго.
II. Основная часть.
Изложение нового материала.
Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт для вас и ваших близких. Сделать свой дом уютным помогут вещи, выполненные своими руками. Интерьер вашей комнаты преобразится благодаря картинам, выполненным в технике ручного ковроткачества.
История возникновения гобелена.
Гобелен – это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены.
Термин «гобелен» родился во Франции в XVII веке. Своим происхождением термин обязан семейству Гобеленов, чье имя сначала носила фабрика и местность, где она была устроена, а потом так стали называть и ее изделия.
На Руси всегда было много талантливых людей, многие переняли опыт французских мастеров и стали своими золотыми руками создавать прекрасные изделия.
История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме.
Сделать настоящий гобелен слишком сложно, т.к. он создается за ткацким станком, а вот рельефную композицию в технике нетканого гобелена создать реально, используя доступные материалы.
Информация о необходимых инструментах и материалах.
Сегодня мы покажем гостям много интересного. В моём волшебном сундучке много предметов, с которыми вы сталкиваетесь дома ежедневно. Посмотрим, что же там?
Загадки:
1. Пара острых, тонких ног без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове, для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги, режут всё, что на дороге. (Ножницы)
2. Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают. (Нитки)
3. Сутулый старичок – худенький бочок,
Длинный, как палка, да нос крючком.
Свою игру ведет, изделие плетет. (Крючок)
4.Канва для ковровой техники – специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от сорта материала.
Итак, для успешной и плодотворной работы нам понадобятся:
- ножницы;
- пряжа;
- крючки;
- канва ковровая;
- картон для наматывания ниток.
Инструктаж по технике безопасности.
На занятии мы будем пользоваться различными предметами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным. Давайте повторим наши правила.
Требования безопасности во время работы:
- Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;
- Храните крючки в определенном месте (пенале), не оставляйте их на рабочем месте;
- Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
Требования безопасности при работе с ножницами.
- Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- Передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;
4. Планирование трудовых действий по изготовлению изделий.
1. Важным элементом при разработке дизайна ковров является подбор и нанесение рисунка, либо узора. Сюжет данных картин может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа, иконы и др. Для создания таких картин используется пряжа ярких цветов. Рисунок нами уже выбран.
Перевести рисунок на ткань;
3. Приготовить нити для ковровой вышивки, аккуратно разложить в коробочки.
5. Показ приемов вышивания в ковровой технике:
Проделываем крючок в канву.
Протягиваем крючок до сгиба при открытом замке.
Складываем нитку пополам, держа за концы, цепляем ее за крючок.
Закрываем замок крючка, и, удерживая нитку, вытягиваем крючок из канвы.
Протягиваем нитку до середины.
Открываем замок и зацепляем крючком нитку.
Закрываем замок…
И протягиваем нитку в петлю и вынимаем крючок.
И вот что получилось.
Физкультминутка.
Мы – красны девицы, молодцы смелые,
Руки у нас – золотые, умелые,
Светлые мысли, умные головы,
Мы не ребята – а чистое золото.
Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за своим занятием. А если будете работать, сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вышивка принесет вам не пользу, а вред.
А теперь за работу. И в этом нам помогут волшебные слова: желание, терпение, аккуратность.
III. Групповая творческая работа.
Задание: выполнить в группах декоративную композицию в технике нетканого гобелена.
IV. Итог занятия.
- Надеюсь, вас очень увлекла работа над изделиями, выполненными в ковровой технике. Выбор изделий, выполненных в этой технике – огромен. Один раз, изготовив даже небольшую вещь, вы будете стремиться к тому, чтобы удивить себя и близких новыми работами.
- Для каких целей можно использовать готовые нетканые гобелены?
- А какое название вы дадите картине, над которой мы сегодня работали?
Рефлексия.
Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение, которое получили на занятии.