Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.
Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.
Самоподготовка - продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы, во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.»
Организация и проведение самоподготовки
в группе продленного дня – отряда «Звездочка».
Помогай даже тогда, когда самому трудно.
Самоподготовка - продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы, во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.
Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий.
При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.
Перед приемом детей в группу. Проветриваю класс. Дежурные протирают парты, развешивают наглядные пособия. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по учебным предметам. На учительском столе раскладываю дидактический материал, книги для дополнительного чтения.
Во время самоподготовки моя основная обязанность создать условия для самостоятельной работы детей. Создаю рабочую обстановку. Закрепляю умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планировать работу, учу детей работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашнее задания, слежу за их посадкой, приучаю детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу.
Этапы самоподготовки.
1. Подготовительный: влажная уборка класса, подготовка доски и рабочего места.
2. Организационный: настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно.
3. Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка: предшествует соответствующему предмету.
4. Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальная работа со слабыми обучающимися, работа над выразительным чтением, над развитием речи. Просмотр работ обучающихся.
5. Выполняется первым тот предмет, который наиболее сложный: чаще с математики, либо с русского языка, либо с чтения, если задано наизусть стихотворение.
6. Физкультминутка.
7. Устные предметы: чтение тихим голосом. Даю ответы и пояснения на вопросы.
8. Проверка домашнего задания: для письменных работ организую самопроверку, взаимопроверку.
9. Итог самоподготовки. Провожу оценку деятельности обучающихся. Элементы соревнования, оценка за прилежание – выдается «розовая звездочка», которая вывешивается на экран успеваемости ГПД.
Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.
Работаю над тем, чтобы по предмету «чтение» ребята:
1. Старались читать целыми предложениями, а не словами.
2. Когда прочитали рассказ, закрыв книгу пересказывали главное из прочитанного.
3. Ответили на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу. Если не могут ответить, читаем рассказ снова.
По предмету «русский язык»:
1. Ребята должны прочитать внимательно задание.
2. Вспомнить на какое правило дано задание. Если забыли, находим это правило в учебнике или тетради и повторяем.
3. Сначала читаем всё предложение, а затем записываем его в тетрадь.
4. Если нашли ошибку, аккуратно исправляем её, зачеркнув неверную букву (слово) и сверху пишем верную букву (слово).
По предмету «математика»:
1. Сначала повторяем пройденное правило, затем смотрим, как решились задачи в классе.
2. Прочитав условие заданной задачи, обращаю внимание на содержание и числовые данные.
3. Повторяем про себя условие задачи, если что-либо забыли читаем ещё раз.
4. Записываем сокращенное условие задачи.
5. Определяем, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
6. Формулируем вопрос к действию, а потом его выполняем.
7. Перед решением примеров повторяем необходимое правило, смотрим в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.
8. Закончив выполнение задания, проверяем правильно ли оно выполнено.
9. Если находим ошибку зачеркиваем ее и сверху пишем правильный ответ.
Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.
Схема анализа проведения самоподготовки:
1. Объём домашней работы и доступность детям.
2. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.
3. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).
4. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем, кто успел выполнить домашнее задание либо игра, чтение книг, либо подготовка к общешкольным мероприятиям).
5. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.
6. Работа воспитателя по предупреждению ошибок (повторить правила, игра и т.д.)
7. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.
8. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.
9. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.
10. Качество выполнения домашнего задания ребятами.
11. Соблюдение охранительного режима (физкультминутка).
12. Роль личности воспитателя (внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).
13. Выводы и общие оценки.
Сложность состоит в том, что состав группы разновозрастной (5-9 классы) и пока работают учащиеся одного класса и по разным вариантам домашнего задания, другие дети могут отвлекаться и нарушать дисциплину (5-6 классы).
Стараюсь осуществлять дифференцированный подход. Самоподготовку в основном провожу в форме групповых и индивидуальных консультаций.
Поддерживаю связь с учителями-предметниками, работающими в их классах и классными руководителями.
Детям, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешаю готовиться к участию к общешкольным мероприятиям.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка протекает для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом:
Состояние учащегося на самоподготовке
Характеристика состояния
Зависимо- самостоятельное
Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на мою реакцию. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.
Принудительно- исполнительное
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под моим руководством и контролем. Я указываю и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью ко мне, всячески привлекают мое внимание. Лишившись моего внимания, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.
Бесконтрольно- исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Недопускаю, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу – учу, не хочу – не учу»; «нравится — работаю»; «легко – сделаю, трудно – не буду». Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Требуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственным желаниями.
Ошибки в работе учащихся.
Стремлюсь к тому, чтобы ученик проявил максимум активности, то есть, чтобы он сам догадался, как исправить ту или иную ошибку, или как правильно написать слово. А если ученик с этим справится, очень важно подчеркнуть, подбодрить ученика. Это вселит в него веру в свои силы, вызовет стремление самостоятельно выполнять домашнее задание.
Если ученик допустил ошибку, нужно натолкнуть его на правильный ответ.
Время
Содержание
Цели
14.30 – 14.35
Организационный момент
1.Организация рабочего места в классе (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, разминка для глаз).
2.Информация командира группы об отсутствующих.
3. Целеполагание и планирование осознание учебной задачи, определение во времени постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения - как будем действовать, кто или что нам поможет, определение плана самостоятельной деятельности.
Создание благоприятных гигиенических условий, настрой на работу.
Коррекция временных и пространственных представлений.
Ориентировка в теме предстоящего задания.
Побуждать быть собранными и внимательными.
Создание внутренней мотивации.
Учить планировать свою деятельность
14.35 – 14.40
Пятиминутка чтения жужжащее, использование закладок с пометками.
Формирование техники чтения (беглости, правильности, осмысленности), развитие читательского интереса.
Отработка умений при практическом выполнении заданий.
15.40 – 16.00
Полдник.
16.00 – 16.20
Рефлексивный анализ на какие вопросы, затруднения, которые возникали в начале урока, мы теперь можем ответить.
Какие вопросы так и остались без ответа? Интересно ли было на с/п? Трудно ли было? Почему?
Итог самоподготовки.
- Самостоятельность.
- Быстрота и качество.
- Помощь товарищам.
Обобщение и рефлексия.
Создание эмоционального отношения к результату своей работы.
Формирование адекватной самооценки.
Учить принимать оценку товарищей.
Обогащение коллективных отношений.
Воспитание ответственности, самостоятельности, чувства товарищества, силы воли.
16.20 – 17.00
Воспитательский час по направлениям.
Задачи:
Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.
Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.