Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир глазами ребенка" рассчитана на четыре года. Программа "Мир глазами ребенка" позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих навыков обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир глазами ребенка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Городского округа город Кумертау РБ
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №12» О.В.Митченкова/_______/
«___» ____________ 20___ г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Мир глазами ребёнка
общекультурное направление
3 класс
Срок реализации 2015 – 2016учебный год
учитель: Галактионова Елена Владимировна
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
учителей начальных классов
Протокол №
___________________/_______/
От «___» ____________20__ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Г.Г.Шишканова/_________/
«___» _____________ 20___ г.
2015
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Мир глазами ребенка» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире,воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Цельпрограммы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего города, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Республики Башкортостан, достопримечательностями Кумертау и людьми, строившими и прославившими родной край.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
∙ образовательных:
1. формированиепредставлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретениезнаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:
- об истории возникновения своего края;
- о символике родного края;
- о природе родного края;
- о знаменитых людях города и республики;
- о народных промыслах;
умения и навыки:
- составлять кроссворды;
- работать с картой Башкортостана, находить и показывать города, соседей республики;
∙ воспитательных:
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:
- культуры труда и деловых качеств;
- побуждение к познавательной творческой деятельности;
- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);
- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;
- бережного отношения к природе;
- творческого отношения к выполнению работы;
- коммуникативных качеств;
- внимательности;
- терпения;
∙ развивающих:
1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитиекругозора учащихся.
В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:
и появляется стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность).
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдениеследующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1-4 кл.; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы внеучебной работы весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки по городу, походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, городские соревнования, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям.
Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности:
- исследовательская (сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета),
- практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по городу, организация встреч с интересными людьми),
- воспитательная (проведение внутримузейных мероприятий, участие в городских конкурсах, посвященных изучению истории города).
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Мир глазами ребенка»
Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Место курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 33 (в 1 кл.) и 34 (во 2-4 кл.) часа в год (1 час в неделю). Всего 135 ч.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Мир глазами ребенка»
1-й класс
Личностныe:
- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Знать:
- что такое краеведение;
- историю возникновения города Кумертау;
- символику города Кумертау;
- достопримечательности города;
- историю названия улиц;
- историю возникновения школы № 12;
- некоторые виды растений нашего края;
- животный мир нашего края;
- жизнь животных в разные времена года.
Уметь:
- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;
- находить положение города на карте Башкортостана;
- работать с картой города и республики;
- ориентироваться в городе;
- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;
- вести календарь наблюдений за природой;
- анализировать жизнь животных в разные времена года;
- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.
2-й класс
Личностные:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
Знать:
- рельеф, горы, равнины Республики Башкортостан;
- климат и погоду;
- реки и озера;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества Республики Башкортостан;
- некоторые виды растений Республики Башкортостан;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу Республики Башкортостан;
- историю развития г.Кумертау (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);
- традиции города;
Уметь:
- работать с контурной картой;
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях Республики Башкортостан;
- составлять гербарии растений;
- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;
3-4-й класс
Личностные:
- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные:
3 класс
Знать:
- города Республики Башкортостан;
- что дает наш край стране;
- полезные ископаемые Республики Башкортостан;
- как добывают и используются полезные ископаемые Республики Башкортостан;
- растения, которые встречаются в Республике Башкортостан;
- самые древние травы наших лесов;
- животный мир Республики Башкортостан;
- видовой состав рыб;
- видовой состав птиц;
- видовой состав млекопитающих Республики Башкортостан;
- о животных, которые занесены в Красную книгу Республики Башкортостан;
- заповедники Республики Башкортостан;
Уметь:
- работать с картой Республики Башкортостан;
- составлять рассказ о Республике Башкортостан;
- различать полезные ископаемые;
- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;
- рассказывать о животных Республики Башкортостан;
- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;
4 класс
Знать:
- историю исследования родного края;
- историю образования города Кумертау;
- архитектурное наследие города Кумертау;
- историю жизни нашего края во время Великой Отечественной войны;
- угольный разрез города;
- архитектуру современного города;
- памятники города;
- историю названия улиц;
- о людях, которые прославили наш город;
- народные и художественные промыслы края;
Уметь:
- работать с картой Республики Башкортостан, с картой города Кумертау;
- проводить исследования по темам: «Образование города», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Республика Башкортостан в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».
- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
- индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);
- самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
- участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);
- участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);
- презентации мини-проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).
Содержание учебной программы
1 класс
1. Введение (1 ч.)
Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Моя малая Родина». Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Город, в котором мы живем (13 ч.)
Мы – жители Республики Башкортостан. Наш край на карте Родины. Положение города на карте Республики Башкортостан. История возникновения города. Легенды и сказания. Герб и флаг города Кумертау. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в городе. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы города. Люди, которыми гордится наш город. Транспорт. Средства массовой информации.
Экскурсия по городу.
Практические работы.
Работа с картой России и картой Республики Башкортостан.
3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)
История возникновения школы № 12. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
Экскурсия по школе.
Практические работы.
Работа с картой города Кумертау. Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.
4. Времена года (13 ч.)
Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.
Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.
Здравствуй, весна! Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.
Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.
Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).
Практические работы.
Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
5. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).
2 класс
1. Повторение (1 ч.)
О чем мы узнали на занятиях «Мир глазами ребёнка».
2. География Республики Башкортостан (9 ч.)
Географическая карта Республики Башкортостан. Рельеф. Горы и равнины Республики Башкортостан.Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Озера. Забота о чистой воде и воздухе. Природные зоны Республики Башкортостан.
Практические работы.
Работа с контурной картой Республики Башкортостан (географической и картой природных зон). Составление брошюры народных примет погоды. Составление правил поведения на водоемах.
3. Мир растений и животных (11 ч.)
Самое интересное о природе Республики Башкортостан. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Представители древнейших широколиственных лесов на территории Республики Башкортостан. Растения и животные лесостепей и гор. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Республики Башкортостан. Охрана животного мира.
Экскурсия в природу.
Практические работы.
Составление правил поведения на природе.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Составление Красной книги Республики Башкортостан.
4. Город, в котором мы живем (10 ч.)
История развития города Кумертау. Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленные предприятия. Развитие сельского хозяйства в пригороде. Занятость населения в нашем городе. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего города.
Экскурсии на предприятия города.
Практические работы.
Составление экономической карты города. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Город моей мечты».
5. Народы нашего края (2 ч.)
Народы нашего края. Коренные народы Республики Башкортостан.
6. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина, олимпиада).
3 класс
1. Повторение (1 ч.)
О чем мы узнали на занятиях «Мир глазами ребёнка».
2. Наш край
Республика Башкортостан в древности. Как наш край стал частью России. Как наш край стал Республикой Башкортостан. Города Республики Башкортостан. Города и сельские административные районы Республики Башкортостан. Чем удивительна Республика Башкортостан? Что дает наш край стране.
Практические работы.
Работа с контурной картой области «Города Республики Башкортостан». Знакомство с символикой городов. Составление схемы «Что дает наш край стране».
3. Подземные сокровища (5 ч.)
Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых края. Как добываются и используются полезные ископаемые. Памятники природы Республики Башкортостан.
Практические работы.
Работа с контурной картой «Полезные ископаемые». Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края.
4. Мир растений и животных (17 ч.)
Растения в городе. Лес и город. Зеленые синоптики. Растения – друзья и враги. Растения - хищники. Мир грибов. Мир лишайников. Самые древние травы наших лесов. Красная книга растений Республики Башкортостан.
Разнообразие животного мира Республики Башкортостан. Видовой состав рыб, птиц, млекопитающих Республики Башкортостан. Животные в городе и за его окрестностями. Охрана природы. Красная книга животных Республики Башкортостан. Заповедники Республики Башкортостан.
Практические работы.
Работа с контурной картой области «Заповедники Республики Башкортостан». Изготовление атласа «Растительный и животный мир Республики Башкортостан ». Фотоальбом «Растения и животные школьного двора».
5. Экология (3 ч.)
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Практические работы.
Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».
6. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина).
класс
1. Повторение (1 ч.)
Из истории исследования родного края.
2. История родного города (31 ч.)
Заселение Республики Башкортостан
Черное золото и железная дорога.
Первооткрыватели Бабаевского месторождения.
Кумертауский угольный разрез.
От строительной площадки Башуглеразрезстрой до сегодняшних дней
Шахтерский труд – самый трудный в России.
Через года, через столетия…
Архивный калейдоскоп.
Легенды о Кумертау.
Посёлок Бабай .
Возникновение города Кумертау.
С верой в светлое будущее.
Город нуждается в рабочей силе.
Город строится.
Архитектурное наследие города Кумертау.
Автопредприятия города.
Промышленные предприятия города.
Промышленные предприятия города.
Углеперерабатывающие предприятия города.
Шахтерские династии в городе. Шахтерский труд в моей семье.
Угольный карьер сегодня.
Культурные учреждения города.
Новейшая история города Кумертау.
Современная архитектура города.
Памятники архитектуры.
Тайны имен земли башкирской.
Улицы, названные в честь великих людей или событий.
Памятные места нашего города.
Люди, прославившие город.
Сочинение «Город будущего».
Викторина «Город, в котором я живу»
Урок-диспут «Что бы я сделал для города и республики, если бы был президентом».
Практические работы.
Знакомство с планом города. Создание буклета для туристов о городе. Создание фотоальбома «Мой город». Работа с топонимическим словарем.
3. Повторение (2 ч.)
Подведение итогов (викторина)
Учебно-тематический план
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
Всего по классам:
Итого по разделам:
1
Вводное занятие
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2
Город, в котором мы живем
72 ч.
Город, в котором мы живем
13 ч.
10 ч.
23 ч.
История родного города
31 ч.
31 ч.
Прошлое, настоящее и будущее школы
5 ч.
5 ч.
Времена года
13 ч.
13 ч.
3
Край, в котором мы живем
53 ч.
Наш край
7 ч.
7 ч.
География Республики Башкортостан
8 ч.
8 ч.
Подземные сокровища
5 ч.
5 ч.
Народы нашего края
2 ч.
2 ч.
Мир растений и животных
11 ч.
17 ч.
28 ч.
Экология
3 ч.
3 ч.
4
Повторение
1 ч.
3 ч.
2 ч.
3 ч.
9 ч.
9 ч.
ИТОГО:
33 ч.
34 ч.
34 ч.
34 ч.
135 ч.
135 ч.
Количество теоретических и практических занятий (см. календарно-тематическое планирование) может варьировать в зависимости от особенностей класса и возможностей учебного заведения.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Месяц
Неделя
Раздел
курса
№
урока
Тема урока
Форма/место проведения занятия
Сентябрь
1
Вводное занятие
1 ч.
1
Вводное занятие.
Беседа
2
Город, в котором мы живем
13 ч.
2
Мы – жители Республики Башкортостан. Наш край на карте Родины.
Путешествие по карте
3
3
Положение города на карте Республики Башкортостан.
Заочная экскурсия
4
4
История возникновения города.
Экскурсия в музей
Октябрь
5
5
Легенды и сказания.
Беседа
6
6
Герб и флаг города Кумертау.
Беседа
7
7
Достопримечательности города.
Презентация
8
8
Зоны отдыха.
Фильм о городе
9
9
Любимое место твоей семьи в городе.
Выставка фотографий
Ноябрь
10
10
На какой улице находится наша школа и что знаешь о ее названии.
Экскурсия, школьная библиотека
11
11
Улицы города. Экскурсия по городу.
Экскурсия
12
12
Люди, которыми гордится наш город.
Встреча
Декабрь
13
13
Транспорт.
Экскурсия
14
14
Средства массовой информации.
Экскурсия
15
5 ч.
Прошлое, настоящее и будущее школы
15
История школы № 12.
Школьная библиотека
16
16
Выпускники школы
Школьная библиотека
Янв.
17
17
Учителя нашей школы.
Встреча с учителями
18
18
Школа в наше время.
Экскурсия
19
19
Мой путь от дома до школы.
Практическая работа
Февраль
20
Времена года
13 ч.
20
Осень пришла.
Заочная экскурсия
21
21
Растения и животные осенью. Труд людей осенью.
Презентация
22
22
Осенний календарь природы.
Практическая работа
Март
23
23
Идет зима.
Заочная экскурсия
24
24
Растения и животные зимой. Труд людей зимой.
Презентация
25
25
Зимний календарь природы.
Практическая работа
26
26
Здравствуй, весна!
Заочная экскурсия
Апрель
27
27
Растения и животные весной. Труд людей весной.
Презентация
28
28
Весенний календарь природы.
Практическая работа
29
29
Лето наступило.
Заочная экскурсия
30
30
Растения и животные летом. Труд людей летом.
Презентация
Май
31
31
Летний календарь природы.
Практическая работа
32
32
Охрана природы.
Конкурс рисунков
33
Повторе-ние 1 ч.
33
Итоговое занятие.
Викторина
2 класс
Месяц
Неделя
Раздел
курса
№
занятия
Тема урока
Форма/место проведения занятия
Сентябрь
1
Повторе-ние
1 ч.
1
Вводное занятие.
Беседа
2
География Кемеров-ской области
9 ч.
2
Карта Республики Башкортостан.
Практическая работа
3
3
Рельеф. Горы и равнины Республики Башкортостан.
Презентация Заочная экскурсия
4
4
Климат и погода.
Беседа
Октябрь
5
5
Народные приметы погоды.
Беседа
6
6
Внутренние воды родного края.
Работа в группах
7
7
Реки. Озера. Закрепление.
Презентация
8
8
Забота о чистой воде и воздухе.
Конкурс рисунков
9
9
Природные зоны на карте Республики Башкортостан.
Презентация
Ноябрь
10
Мир растений и животных
11 ч.
10
Самое интересное о природе Республики Башкортостан .
Презентация
11
11
Растения и животные хвойных и лиственных лесов.
Музей
12
12
Представители древнейших широколиственных лесов на территории Республики Башкортостан.
Сообщения детей
Декабрь
13
13
Лесостепная зона Республики Башкортостан.
Презентация
14
14
Растения и животные лесостепи.
Видеофильм
15
15
Растения и животные пресных водоемов.
Фильм
16
16
Растения и животные лугов.
Заочная экскурсия
Январь
17
17
Растения и животные полей.
Заочная экскурсия
18
18
Растения и животные садов.
Заочная экскурсия
19
19
Зеленая аптека Республики Башкортостан.
Сообщения
обучающихся
Фев
20
20
Охрана животного мира.
Конкурс рисунков
21
Современ-ный город
10 ч.
21
История развития города Кумертау.
Презентация
22
22
Население.
Центр национальной культуры или музей
Март
23
23
Здравоохранение.
Музей
24
24
Развитие образования.
Школьная библиотека
25
25
Промышленные предприятия.
Библиотека (стекольный завод)
26
26
Развитие сельского хозяйства в пригороде.
Презентация
Апрель
27
27
Занятость населения в нашем городе.
Экскурсия в центр занятости
28
28
Профессии в моей семье.
Сообщения детей
29
29
Наши семейные традиции и обычаи.
Сообщения детей, сочинение
30
30
Традиции нашего города.
Центр национальной культуры или музей
Май
31
Народы нашего края
2 ч.
31
Народы нашего края.
Презентация
32
32
Коренные народы Республики Башкортостан.
Презентация
33
Повторе-ние
2ч.
33
Викторина «Мы - кумертаусцы».
Викторина
34
34
Итоговое занятие.
Олимпиада
3 класс
Месяц
Неделя
Раздел
курса
№
занятия
Тема урока
Форма/место проведения занятия
Сентябрь
1
Повторе-ние
1 ч.
1
Вводное занятие.
Беседа
2
Наш край
7 ч.
2
Республика Башкортостан в древности.
Музей
3
3
Как наш край стал частью России.
Библиотека
4
4
Как наш край стал республикой.
Беседа
Октябрь
5
5
Города Республики Башкортостан.
Путешествие по карте
6
6
Города и сельские административные районы Республики Башкортостан.
Путешествие по карте
7
7
Чем удивительна Республика Башкортостан?
Презентация
8
8
Что дает наш край стране.
Беседа
9
Подземные сокровища
5 ч.
9
Подземные сокровища.
Практическая работа
Ноябрь
10
10
Полезные ископаемые и их исследователи.
Презентация, практическая работа
11
11
Основные свойства полезных ископаемых края.
Практическая работа
12
12
Как добываются и используются полезные ископаемые.
Заочная экскурсия
Декабрь
13
13
Памятники природы Республики Башкортостан.
Презентация
14
Мир растений
и
животных
17 ч.
14
Растения в городе.
Экскурсия
15
15
Лес и город.
Презентация
16
16
Зеленые синоптики.
Исследователь-ская работа
Янв.
17
17
Растения – друзья и враги.
Дискуссия
18
18
Растения хищники.
Презентация
19
19
Мир грибов.
Презентация
Февраль
20
20
Мир лишайников.
Презентация
21
21
Самые древние травы наших лесов.
Музей
22
22
Красная книга растений Республики Башкортостан.
Библиотека
М.
23
23
Разнообразие животного мира Республики Башкортостан.
Сообщения детей
24
24
Видовой состав рыб Республики Башкортостан.
Создание фотоальбома
25
25
Видовой состав птиц Республики Башкортостан.
Создание фотоальбома
26
26
Видовой состав млекопитающих Республики Башкортостан.
Создание фотоальбома
Апрель
27
27
Животные в городе и за его окрестностями.
Фотоальбом
28
28
Охрана природы.
Создание плакатов
29
29
Красная книга животных Республики Башкортостан.
Библиотека
30
30
Заповедники нашего края.
Заочное путешествие
Май
31
Экология
3 ч.
31
Загрязнение окружающей среды.
Создание плакатов
32
32
Почему природа в опасности.
Дискуссия
33
33
Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Агитбригада
34
Повторе-ние 1 ч.
34
Итоговое занятие.
Викторина
4 класс
Месяц
Неделя
Раздел
курса
№
занятия
Тема урока
Форма/место проведения занятия
Сентябрь
1
Повторе-ние
1 ч.
1
Вводное занятие. Из истории исследования родного края.
Беседа
2
История родного края
31ч.
2
Заселение Республики Башкортостан.
Музей
3
3
Черное золото и железная дорога.
Беседа
4
4
Первооткрыватели Бабаевского месторождения.
Библиотека
Октябрь
5
5
Кумертауский угольный разрез.
Музей
6
6
От строительной площадки Башуглеразрезстрой до сегодняшних дней
Музей
7
7
Шахтерский труд – самый трудный в России.
Музей
8
8
Через года, через столетия…
Беседа
9
9
Архивный калейдоскоп.
Сообщения
Ноябрь
10
10
Легенды о Кумертау.
Музей
11
11
Посёлок Бабай .
Беседа
12
12
Возникновение города Кумертау.
Библиотека
Декабрь
13
13
С верой в светлое будущее.
Беседа
14
14
Город нуждается в рабочей силе.
Беседа
15
15
Город строится.
Заочное путешествие
16
16
Архитектурное наследие города Кумертау.
Старая фотография рассказала
Янв.
17
17
Автопредприятия города.
Экскурсия
18
18
Промышленные предприятия города.
Заочная экскурсия
19
19
Промышленные предприятия города.
Музей
Февраль
20
20
Углеперерабатывающие предприятия города.
Исследователь-ская работа
21
21
Шахтерские династии в городе. Шахтерский труд в моей семье.
Беседа
22
22
Угольный карьер сегодня.
Презентация
Март
23
23
Культурные учреждения города.
Рассказ
24
24
Новейшая история города Кумертау.
Беседа
25
25
Современная архитектура города.
Экскурсия
26
26
Памятники архитектуры.
Экскурсия
Апрель
27
27
Тайны имен земли башкирской.
Исследователь-ская работа
28
28
Улицы, названные в честь великих людей или событий.
Заочное путешествие
29
29
Памятные места нашего города.
Экскурсия
30
30
Люди, прославившие город.
Встреча
Май
31
31
Урок-диспут «Что бы я сделал для города и республики, если бы был президентом».
Диспут
32
32
Сочинение «Город будущего».
Сочинение
33
Повторе-ние
2ч.
33
Викторина «Город, в котором я живу».
Викторина
34
34
Итоговое занятие “Я живу в Башкортостане”
Научно-практическая конференция
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Библиотечный фонд для учителя
1.Башкирская энциклопедия./Гл. редактор М.А.Ильгамов.- Уфа: Башкирская энциклопедия,2005.
2.Вахрушев А.А. Мир вокруг нас. - М.:Баласс,2002.
3.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.,1985.
4.Караваева Н.П. Путешествие в город Здоровейск. – Глазов, 200
5.Низовский А.Ю. Сто великих чудес инженерной мысли. М.,2006.
6.Нужждин Т.Д. Мир животных и растений. Ярославль, 1997.