развивать речь учащихся, ввести термины: горница, сени, передник
развитие логического мышления;
следить за произношением учащихся;
развивать навык чтения с губ;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
пробудить чувство удивления миром природы.
воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.
Здоровьесберегающий эффект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет А.П. Платонова; мультимедийная презентация, запись песни «Детство».
Методы и приемы обучения:
репродуктивный метод
эвристическая беседа (построение логически четкой системы вопросов)
метод творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение,чтение по ролям наизусть.)
исследовательский метод (сопоставительный анализ)
групповая работа.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами. Надеюсь, что и вы рады меня видеть. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей русской литературы.
2.Оределение темы,цели и задач урока.
Перед началом работы я хочу, чтобы вы послушали следующую запись.(Запись песни «Детство», авт. Ю.Чичков, М.Пляцковский)
Слушайте внимательно,
Выясните, о чем эта песня?
-Скажите,как вы понимаете «Детство-это краски радуг»? (Слайд1)
(В детстве все видится в ярких красках, всё просто, кажется нет никаких проблем, все тебя любят)
-Как вы думаете, как связано это понятие с произведением А.Платонова «Никита»?
(главный герой-мальчик)
-Значит о чем сегодня на уроке будем говорить?
(О том, каким видит мир мальчик Никита)
Запишите тему урока.(слайд2)
«Мир глазами ребенка в рассказе А.Платонова «Никита»
«Детство-это краски радуг»
М.Пляцковский.
-Что мы должны на уроке узнать?
-познакомиться с рассказом;
-Каким видит мир Никита;
-Что хотел сказать автор.
3.Изучение темы.
-Ребята, дома вы прочитали рассказ. Скажите, каким вы представили Никиту?
Несмотря на маленький возраст, у него были свои обязанности по дому. Какие, давайте прочитаем в тексте.(В/ч. Наставлений матери)
-Что делает Никита после ухода матери?
- Вот вы, ребята, дома должны были выяснить значения непонятных вам слов.
Лексическая викторина (Слайд 3)
Значение новых слов выяснили, продолжаем , а что же нового узнал Никита?
Работа в группах (задания по рядам)
Заполняем таблицу, выписывая из текста описание предметов, которые оживляет Никита.
-Для чего мы это будем делать? (Чтобы увидеть мир глазами Никиты) (Слайд4)
1 ряд –пустая бочка, колодец, две земляные норы, старый пень.
2 ряд- стол, банька, чужой петух, пень.
3 ряд- желтый цветок, колья из плетня, доброе солнце, земля.
Вывод: Чем же отличается мировосприятие ребенка от мировосприятия взрослого?
(Удивительное мировосприятие мальчика отличается богатым воображением. Вещи, предметы, явления представлялись ему живыми, Он с ними разговаривал.
Физминутка.
Расскажите о возвращении отца Никиты.
Как изменилось восприятие мира Никитой после возвращения отца?
Инсценировка разговора с отцом.
-Скажите, а в какой фразе прослеживается главная мысль рассказа?(Давайте все трудом работать, и все живые будут)
Наделенный богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа совершает великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создает, все даровое заменит на трудовое.
Значение имени Никита.
Никита-победитель (греч.).-Скажите, какую победу одержал Никита?