kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему: " Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова " Никита""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: " Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова " Никита" УМК Г.С. Меркин разработан в соответствии с ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: " Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова " Никита""»

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе

Тема урока: " Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова "Никита".

Цель урока: формирование у обучающихся навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

1) образовательные:

  • выявление художественной идеи рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности; определение роли образно-выразительных средств в произведении;

2) развивающие:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

3) воспитательная:

  • воспитывать стремление к внутренней глубине личности, трудолюбию и доброте, формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.

Речевая деятельность:

Аудирование. Понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и соответствии с ней организовывать учебную деятельность.

Говорение. Строить небольшое по объему устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведенного литературоведческого анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка в устной речи.

Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, уметь создавать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.


Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации;

  • анализировать эпизод в тексте;

  • работать в паре, группе;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Познавательные УУД:

  • создавать осознанное высказывание в устной и письменной форме;

  • находить и выделять нужную информацию в тексте;

  • цитировать выдержки из текста;

  • давать определение понятиям;

  • обобщать понятия;

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

  • пользоваться изучающим видом чтения;

  • строить рассуждения;

  • осуществлять сравнение;

  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;

  • устанавливать причинно-следственные связи

Личностные УУД:

  • эмоционально "проживать" текст;

  • выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать;

  • оценивать поступки героев с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • давать оценку поведению героев произведения;

  • осознавать ценности семейных взаимоотношений;

  • формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • формировать уважение к личности и ее достоинству;

  • формировать эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

  • формировать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • осуществлять рефлексию.

Регулятивные УУД:

  • планировать устный и письменный ответ;

  • устанавливать последовательность событий в тексте.

Основные понятия: страх, одиночество, сиротство.

Литературные термины: олицетворение.

Тип урока: открытие новых знаний, формирования и совершенствования навыков и умений.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, работа в группе, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, метод тонких и толстых вопросов и ответов; исследовательская работа, презентация, иллюстрации художников к рассказу, видеоролик " Одна дома. Страхи.", видеофрагменты из фильма Марата Никитина "Никита", толковый словарь С.И. Ожегова, листы самооценки, раздаточные материалы- тесты, карточки, учебник-хрестоматия Г.С. Меркин Литература 5 класс. (II часть)

Формы контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, аргументированное высказывание, применение цитат из текста, составление цитатного плана.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, интерактивная доска, медиа-проектор, мультимедийная презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.

1. Мотивирование к деятельности ( включение в учебную деятельность).

Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь, что и вы рады видеть меня. Сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют гости! Давайте улыбнемся друг другу, подержим друг друга за руки, пожелаем удачи, затем улыбнемся нашим гостям и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!

II. Проверка домашнего задания.

  • Следующий этап нашего урока- проверка домашнего задания.

  • Какова цель этого этапа?

(Показать, что мы сделали дома для того, чтобы быть готовыми к новому уроку).

1. С биографией какого писателя вы познакомились дома? ( С биографией А.П.Платонова).

2. Давайте с вами проверим, что вы узнали и запомнили о жизни и творчестве писателя.

( работа по карточкам в роли Редактора. (Дополни предложение- вставь пропущенное) - индивидуальная работа).

КАРТОЧКА 1

Андрей Платонович Платонов родился (когда?) _____________, в (какой?) __________ семье. Отец работал (кем?) ______________________________________________( где?) ____________________. Настоящая фамилия писателя ( какая?) _______________ .На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания (о ком?) ________________________________________________. Писательскую работу начал (где?) ________________________ и ________________________. В 1922 году была издана книжка его стихов (какая?) _________________________. Сказки начал писать (когда?) ___________________. Одно из самых последних произведений - сказка – быль ___________________________________.

3. А теперь проверим ваши знания Что у вас получилось? (обучающийся зачитывает текст).

(СЛАЙД 1) Андрей Платонович Платонов, практически, наш земляк. Он родом из Воронежской области. А эта область граничит с нашей Ростовской областью.

4. С каким произведением мы будем сегодня работать? ( С рассказом Андрея Платоновича Платонова "Никита").

5. А что такое рассказ? Давайте с вами запишем определение в тетради. (Рассказ- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека) (СЛАЙД 2)

4. Кто главный герой рассказа? И когда происходят события в рассказе? ( Маленький мальчик Никита, которому 5 лет. Он живет в деревне вместе с мамой, которая работает в поле и возвращается вечером. Отец мальчика на войне.) ( зачитать отрывок из текста).


III. Просмотр видеоролика " Одна дома. Я и мои страхи". (СЛАЙД 3)

1. Вы внимательно посмотрели видеофрагмент. Понравился ли вам ролик? (Да).

2.Знакома вам такая ситуация? ( Да).

3.Чего боялась героиня в фильме? ( неизвестности, чего-то тайного, опасного).

4 А когда она испытывала этот страх? ( Когда оставалась дома одна).

5. Какое отношение этот ролик имеет к нашему уроку? ( Герой рассказа мальчик Никита тоже боялся, когда оставался дома один).

IV. Самостоятельная формулировка темы и цели урока.

1. Ребята, скажите, а какова будет тема нашего сегодняшнего урока? ( А.П. Платонов " Никита". Мир глазами ребенка".) ( Каким видит мир Никита) ( Запись темы урока в тетради). (СЛАЙД 4)

2. А теперь, исходя из темы урока, давайте определим цель урока. ( Мы будем анализировать рассказ А.П. Платонова, знакомиться с главным героем Никитой и смотреть на окружающий мир его глазами, делиться впечатлениями от прочитанного). (СЛАЙД 5)

V. Практикум. Беседа и анализ текста.

1. Что мы узнали о семье Никиты. ( Никита живет с мамой в деревне. Мама работает. Папа не вернулся с фронта. бабушка и дедушка у него давно умерли. И Никите часто приходится оставаться дома одному. Уходя на работу, мама дает ему поручения, чтобы он не сжег двора, собрал яйца, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил их петуха, чтобы Никита в обед ел молоко с хлебом). (ЗАЧИТЫВАЮТ ФРАГМЕНТ В РАССКАЗЕ)

2. А теперь давайте отправимся на прогулку по двору вместе с Никитой, то есть совершим мысленное путешествие по двору и дому Никиты. ( просмотр кадров кинофильма режиссера Марата Никитина к этому произведению - 1 часть "Один дома"). (СЛАЙД 6)

3. Какие же предметы встретились Никите? Какое чувство испытывал Никита, оставшись один дома? ( Страха, тревоги, одиночества, ему хотелось, чтобы мама была рядом. Придуманный мир его пугает. Он думает, что все окружающие его существа настроены враждебно. Мальчик ищет спасения). ( на слайдах презентации: Пустая бочка, старый пень, две земляные норы, колодец, стол, чужой петух, банька, желтый цветок, доброе солнце, колья из плетня, лопухи).

4. Исследовательская работа с текстом. Давайте проведем небольшое исследование, найдем в тексте и выпишем описания предметов, которые "оживляет" Никита. ( работа в группах по карточкам) (СООТНЕСИ ОПИСАНИЕ). (СЛАЙДЫ 7-8 С ПРЕДМЕТАМИ, ПООЧЕРЕДНО ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ)

1 вариант


Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.


2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове.Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Лопухи

Лопухи должны быть добрыми. Однако и лопухи угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

( обучающиеся наклеивают ответы, в конце работы зачитывают информацию к иллюстрациям на доске).

5. Ребята, мы знаем, что такой прием в художественной литературе называется олицетворением. Давайте с вами вспомним формулировку термина. (СЛАЙД 9) (Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.)

5. Релаксация (ПОЛЯНКА + ЗВУКИ ЛЕСА) (СЛАЙД 10)

Ребята, давайте с вами немного отдохнем. Под красивую музыку леса. ( Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой полянке. Сделайте глубокий вход и медленно делайте выдох, пусть все напряжение уходит. Вокруг зеленая трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая теплая земля. Светит яркое солнышко. Один теплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало теплым и расслабилось. А луч света пошел гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Земля вам дает силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть все напряжение уходит. Еще раз вдох и выдох... На счет 5 вы вернетесь обратно. 1- вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 - у вас открываются глаза, 5 - вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.)

6. Ребята, давайте продолжим нашу работу и разберемся с трудными, непонятными словами, встречающимися в тексте. Мы видим, что язык платоновского произведения необычный. В нем много незнакомых слов. Итак, приступаем к работе. Возьмите толковые словари и найдите лексические значения непонятных слов: стежка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. (записывают в тетрадь ( ЗАПИСЬ СДЕЛАТЬ РАНЬШЕ), находя значение в толковом словаре).

1. Стежка - СТЁЖКА, То же, что тропинка. Позарастали стёжки-дорожки (о том, что прошло, забыто).

2. Омшелый - обомшелый замшелый, старый, мшистый

3. ЩербатыйЩЕРБ’АТЫЙ, щербатая, щербатое; щербат, щербата, щербато. Со щербинами, не гладкий, рябой. Щербатое лицо. Щербатый пол

4.Ощериться -проявлять раздражение, злость.

5. Плетень - Изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

6.Горница- чистая половина крестьянской избы.

7. Трудодень - единица учета труда колхозников.

8. Век вековать - жить всю жизнь.(СЛАЙДЫ 11-12)


7. Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие -злыми? ( Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику " тайными людьми". Эти люди умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением. Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь. Однако " открытый" им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что его окружает несет в себе скрытую угрозу).

8. Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным? (Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое ему представляется дедушкой.... Почему Никита обращается к солнцу? (НЕБОЛЬШОЕ СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ) (СЛАЙД 13) у древних славян солнце- это даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у " далекой" матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

9.Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир? ( когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: " Во дворе все молчали, видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу на свет")

10. УЧИТЕЛЬ: Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! И внутренний мир Никиты изменился. ( просмотр фрагмента фильма- часть 2 " Встреча с отцом") ( СЛАЙД 14)

УЧИТЕЛЬ: Какие слова произнес отец при встрече с сыном? ( "Теперь век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью подумать...")

УЧИТЕЛЬ: Какими способами рисует А.Платонов образ отца, как характеризует его? ( Эпитет " старый", говорит не столько о возрасте, сколько о переживаниях на войне и запах: " от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей").

11. Просмотр фрагмета фильма "Добрый " гвоздь" ( СЛАЙД 15)

13. Почему именно в конце рассказа появляется образ " доброго" гвоздя? ( Потому что злых Никита выдумал от страха, они непрочные , оттого и злые, а гвоздя-человечка Никита сработал своим трудом, потому он и добрый).

14. УЧИТЕЛЬ: Ребята, отец считает, что у Никиты доброе сердце. Согласны ли вы с отцом мальчика? ( Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.)

15. УЧИТЕЛЬ: Почему отец считает, что Никита " останется" добрым на весь свой долгий век"? ( Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу " Давай все трудом работать, и все живые будут").

16. Почему рассказ называется " Никита"? Что обозначает имя Никита? ( Сообщение обучающегося. НИКА- богиня победы, Никита - победитель).

17. Можно ли назвать главного героя победителем и почему? ( Мальчик побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам.)

18. Работа с тестами ( КАРТОЧКИ) - взаимопроверка друг у друга ( Поставьте оценки)

19. Ребята, давайте составим СИНКВЕЙН. (СЛАЙД 17)

1. Страх Никиты

2. Маленький, любознательный

3.Боится, прислушивается, оживляет, паникует

4. Воспринимает окружающий мир настороженно, потому что одинок

5. Победа.

ИТОГ УРОКА: Давайте подведем итог нашей работы. Скажите мне, пожалуйста, мы сегодня на уроке достигли поставленной цели? ( Возвращаемся к слайд 5). ( Да мы проанализировали рассказ и увидели мир глазами главного героя, который поборол свой страх, благодаря труду и поддержке отца.)

А вы будете бояться, когда сами останетесь дома? ( Нет. Потому что наши родители нас любят, они заботятся о нас. Мы чувствуем надежное плечо мамы и папы).

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1. Составить цитатный план к рассказу А.П. Платонова " Никита".

2. Записать 5 пословиц о труде.2. Записать 5 пословиц о труде.

2. Индивидуальное: нарисовать рисунок к рассказу, озаглавить его.

РЕФЛЕКСИЯ

Возьмите листы самооценки и заполните их.

Все ли вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? ( Дети отвечают)

С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок? ( Смайлики)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Надежда Федоровна Соколова

Дата: 19.11.2021

Номер свидетельства: 591984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова  "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-nravstviennyie-probliemy-rasskaza-a-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "186269"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426318751"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства