Данные методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной программы в учреждениях дополнительного образования детей помогут методистам и педагогам дополнительного образования состави ть и написать дополнимтельную общеобразовательную программу по своему профилю и направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и др.
Они отвечают на вопросы: что такое общеобразовательная программа, каковы к ней требования, классификация образовательных программ ДО, уровни программ, помогут избежать типичных ошибок в программировании.
6. Памятка по разработке учебно-методического комплекта …………………………..24
7. Список рекомендуемой литературы………………………………………………........26
Введение
Главная особенность современной социально-педагогической ситуации состоит в интенсивном обновлении содержания образования, утверждении его развивающих начал, что декларируется в многочисленных документах по модернизации российской образовательной системы. Данная ситуация предполагает, что и система дополнительного образования должна перейти в новое качественное состояние.
В настоящее время система дополнительного образования детей Самарской области представляет собой:
особое образовательное пространство, где осуществляется специальная учебно-воспитательная деятельность по приобретению личностью индивидуального практического опыта с учетом признания за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
-систему обучения детей тем предметам (циклам предметов), которые по каким-либо причинам отсутствуют в государственном образовательном стандарте (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности).
образовательную сферу, гарантирующую охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся, обеспечивающую развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, способностей, склонностей, ценностных ориентаций.
введение проектного, коллективно-творческого, модульного обучения, что способствует не только внедрению актуальных технологий, но и значительно повышает процесс самореализации учащихся;
успешное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов.
Необходимы новые программы, основанные на принципах развития содержания дополнительного образования, которые включают:
необходимость формирования у учащихся целостного восприятия мира;
обращение к тем проблемам, темам, областям знаний, которые являются личностно значимыми для детей определенного возраста;
развитие личностных качеств, способствующих активизации познавательных интересов ребенка, его креативности;
опору на содержание основного образования;
взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
Правительством РФ принято несколько важных документов, затрагивающих проблемы образования.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В перспективе востребованность дополнительного образования детей возрастет еще в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования профильной и профессиональной ориентации. Данный аспект модернизации образования основан на содержательно-процессуальных изменениях его характера, на реализации компетентностно - ориентированного подхода.
Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании. И, следовательно, данный подход должен отражаться в программах дополнительного образования.
Требуются программы разных уровней освоения содержания предметной деятельности (ознакомительные, базовые, углубленного, профильного уровней, учебно-исследовательские), взаимодействующие с другими программами (комплексные, интегрированные), долгосрочные, отражающие разные объемно-территориальные особенности.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, общеобразовательной программы: авторской, адаптированной и др. Они отвечают на вопросы: что такое общеобразовательная программа, каковы к ней требования, классификация общеобразовательных программ ДО, уровни программ, помогут избежать типичных ошибок в программировании. В методических рекомендациях приведены варианты структурных элементов авторских программ, дан список литературы, который поможет в создании нового поколения общеобразовательных программ для учреждения дополнительного образования детей.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Целостная общеобразовательная программа - это нормативный документ, определяющий цели и ценности образования в ДО; учебный план, описание педагогических технологий, применяемых при осуществлении общеобразовательной программы (педагогические технологии понимаются как описание процесса достижения планируемых результатов обучения и как совокупность методов обучения), педагогический мониторинг (систему оценки, учета, контроля, диагностических методик), обеспечивающих обоснование для коррекции; материальные и финансовые ресурсы, необходимые при реализации программы.
В практике выделяются следующие классификации общеобразовательных программ дополнительного образования детей по различным признакам:
1. По степени авторского вклада:
типовая (примерная);
модифицированная;
адаптированная;
авторская;
экспериментальная.
2. По направленностям общеобразовательной деятельности:
- техническая;
-художественная (эстетико–художественные и декоративно-прикладные);
профессионально-ориентированных (предпрофессиональной подготовки), программах приобщения к культуре;
хобби-программах.
Любая общеобразовательная программа должна содержать: гипотезу и концептуальное ее обоснование; цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах; разработанный в логике замысла учебно-тематический план с кратким, но убедительным описанием содержания занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели; отработанный аспект обеспечения необходимыми ресурсами (материальными, техническими, кадровыми и пр.) В учреждениях дополнительного образования, в ДО школ, в клубах по месту жительства, в социально-общественной деятельности желательны долгосрочные, многоуровневые комплексные и интегрированные программы, охватывающие широкий спектр интересов детей.
Современный уровень общеобразовательной программы предполагает: соответствие современному состоянию науки; направленность на развитие природных особенностей и способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы жизнедеятельности, его социальной адаптации; установку на восприятие целостного образа мира, функциональной грамотности; психолого-педагогическое обоснование целей, задач и проектирование учебно-воспитательного процесса; основные дидактические средства, обеспечение литературой и методическими пособиями.
ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ПРОГРАММАХ
Составление общеобразовательной программы является должностной обязанностью педагога дополнительного образования. К работе над общеобразовательной программой приступают педагоги, имеющие разный уровень знаний и практического опыта. У каждого педагога свое отношение к создаваемому творению, но есть наиболее типичные ошибки и трудности в программировании, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый из них.
Проблемы в процессе программирования включают в себя проблемы правильного построения собственно процесса создания программы (т.е. логику программы); грамотного определения содержания и написания текста программы.
Педагог должен ответить для себя на следующие вопросы:
1. Почему возникла потребность в создании (модернизированной, авторской) общеобразовательной программы (нет аналогов; курс совершенно новый; существующие программы не удовлетворяют; имеющиеся программы не известны разработчикам).
2. На основании чего создана предлагаемая программа (на основании действующей типовой; на основании программы вуза, гимназии, лицея, спецкласса, образовательной программы другого педагога и т. д.; на основании только собственных подходов и опыта, которым аналогов нет).
3. В чем отличие разработанной программы от существующих, в чем ее особенность, оригинальность. В чем отличие от общеобразовательной программы в данной области.
4. Какие (конкретно) иные, новые (по сравнению с работой по типовой или другой программе) результаты будут достигнуты при работе по данной программе (более высокий уровень знаний, умений, навыков; развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, креативности мышления; экономия времени и усилий).
5. За счет чего в программе предполагается обеспечить достижение желаемых результатов.
6. Какие особые трудности возможны при реализации новой программы и как предполагается их преодолевать, предупреждать, компенсировать.
7. Сопровождается ли данная программа учебно-методическим комплексом (имеются ли пособия, методические разработки для педагога и ребят и т.п.) и если нет, то как предполагается решать эту проблему.
8. Какие педагогические технологии, доминирующие формы организации занятий, методы, приемы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы.
9. Требует ли программа опытно–экспериментальной проверки, и если да, то как предполагается ее осуществить.
Все это нужно осознать и сформулировать в преамбуле (во введении или пояснительной записке) программы.
Определенные проблемы для педагога вызывает необходимость работы с общей педагогической и специальной литературой, а также с уже существующими программами по данному профилю, что является важным этапом программирования. Результатом недостаточно профессиональной работы с литературой может стать следующее:
утверждение, что аналогичных программ не существует, и эта программа является уникальной (рассматривается педагогом как авторская);
переписывание из «чужой» программы всего, что нравится, забывание ссылок на источник информации;
неадаптированность программы к себе;
расширение по объему настолько, что программа становится, более похожа на методическое или учебное пособие, чем на образовательную программу.
Процесс написания текста программы тоже может стать серьезной проблемой для педагога-практика. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания общеобразовательной программы. Некоторым из них трудно согласиться на какие-либо изменения или дополнения, предлагаемые рецензентом. Здесь требуется помощь методиста. Именно ему, следует «доводить» программу: логически выстроить, отредактировать, т.к. методист «отвечает» за программное обеспечение учреждения дополнительного образования детей.
По результатам практической работы с педагогами можно отметить, что первоначальный текст многих программ имеет следующие типичные ошибки.
Самую первую и существенную ошибку делают авторы программ уже в пояснительной записке. Правильно построенная программа должна начинаться с небольшого обоснования: с определения места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значения для развития личности ребенка. Многие же педагоги либо совсем пропускают это в своей программе, либо ограничиваются двумя ‑ тремя предложениями или общими фразами. Однако именно здесь должна быть сформулирована концептуальная часть программы.
Допускаются ошибки при формулировании целей и задач:
слишком большое или слишком ограниченное количество целей и задач программы, что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме;
подмена целей задачами, т.е. путаница между процессом образовательной деятельности и ее результатом;
выделение только узкопрофессиональных образовательных целей: возможна недооценка социально–педагогической роли дополнительного образования, отношение к нему только как к технологическому процессу;
замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется создание условий для сознательного самоопределения учащихся);
слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»)
«размельчение» задач на отдельные технологические части (например, «научить вышивать крестом полотенце, гладью ‑ скатерть, машинной вышивкой ‑ салфетку, бисером ‑ цветок»), либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов).
Цели должны быть сформулированы так, чтобы можно было проверить степень их достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики), а в задачах мы должны различать пути их реализации (например, в профессионально–ориентированной программе цель может быть такая: «подготовить ученика к дальнейшему обучению по специальности «фитодизайн»; в ознакомительной программе – «пробудить интерес к археологическому наследию как части общекультурных ценностей человечества в целом и родного края в частности»; в социально-технологической программе ‑ «развитие лидерских качеств до определенной степени» и т.п.). Чтобы правильно сформулировать цели (конечный результат работы педагога), можно представить нашего учащегося «на выходе». Но не просто как танцора, музыканта или художника, а как целостную личность: с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и общечеловеческими качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам - личностным, профессиональным, общекультурным. После этого попытаться обобщить эти описания и определить цели программы: развивающие (психологические особенности личности), обучающие (предметные). Подобная модель личности выпускника пригодится в одном из разделов программы: например, в пояснительной записке или в описании результатов обученности.
Чтобы определить задачи, в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать все необходимые для их достижения – полное построение образовательного процесса. После этого сделать обобщение и сформулировать адекватное количество задач.
Важной частью программы является раздел «Содержание деятельности», при написании которого педагоги допускают достаточно много ошибок. Одни авторы представляют лишь учебно-тематический план без какого-либо описания методики своей работы с детьми, другие процесс учебно-воспитательной работы детского объединения анализируют слишком подробно (вплоть до ссылок на конкретные учебные задания). Не учитывается общая технология образовательного процесса в детском объединении. В этом разделе программы надо описать процесс работы с детьми в целом (без излишней конкретики); выделить определенные этапы работы, содержание и формы учебной деятельности на каждом из них, проводимую воспитательную работу, факультативные занятия, спецкурсы, так как она необходима для формирования общей развивающей среды детского объединения.
Необходимо обратить внимание и еще на одно обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год.
Имеют место ошибки, связанные с прогнозированием результатов работы детского объединения (раздел программы «Прогнозируемые результаты»). Эти результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми, (т.е. в программе должен быть заложен механизм проверки уровня достижения обозначенного результата). Но это под силу далеко не каждому педагогу-практику, так как педагогическое прогнозирование является достаточно трудным даже для профессионально подготовленных педагогов. Поэтому авторы программ ограничиваются, как правило, указанием только узко профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми. Результаты же развития творческих способностей ребенка, его личных качеств, формирование его общей и профессиональной культуры понятны и проверяемы в основном педагогом в образовательном учреждении, но часто недоступны постороннему взгляду.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей в соответствии
с Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания
и социальной поддержки детей Минобрнауки России
oт 11.12.2006 №06-1844
Нормативно-правовой аспект
Основными нормативными основаниями образовательной деятельности Центра, с учетом которых составляются образовательные программы, являются:
Конституция РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2. 4. 4. 1251-03);
Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. № 06-1844;
Устав МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара;
Локальные акты МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара (положения, правила, должностные инструкции и др.).
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам по 6 направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ
Пунктом 5 статьи 12 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных программ должно:
соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных общеобразовательных программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения» дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого учащегося в объединении).
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы
дополнительного образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
- название дополнительной общеобразовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
- срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
- год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной программы;
- сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год.
Количество часов курса в год рассчитывается по формуле:
Количество часов в неделю с одной группой
*
Количество учебных недель в году
=
Количество часов курса в год
Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с одной группой в неделю составляет 6 ч., то в год количество часов будет равняться 216 ч. (36*6=216).
!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
Образец титульного листа общеобразовательной программы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара
УТВЕРЖДАЮ
М.П. Директор МБОУ ДОД
ЦВР «Крылатый» г.о. Самара
____________ О.В. Шумских
«_____»__________20 ___г.
Программа принята на основании
решения педагогического
(методического, экспертного) совета
Протокол № __ от «___» ________20 __г
Вторая редакция программы принята на
основании решения педагогического
(методического, экспертного) совета
Протокол № __ от «___» ________20 __г
Дополнительная общеобразовательная программа
(или образовательная программа дополнительного образования детей)
детского (молодежного) объединения (учебной группы)
«Краеведение»
Возраст детей (молодежи) –
Срок реализации –
Автор – Иванова Н.П.., педагог дополнительного образования,
Петрова И.В. - методист
Самара, 2014
Паспорт ОП ДОД
Паспорт общеобразовательной программы размещается либо после титульного листа, либо в пояснительной записке по следующей таблице:
Паспортные данные ОП ДОД
№
Уровни, направленности, типы, виды ОП ДОД
1.
Уровни содержания образования ОП ДОД
Программа рассчитана на дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общего образования.
Памятка по разработке учебно-методического комплекта к программе
Все программно-методические материалы, разрабатываемые педагогом, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к дополнительным общеобразовательным программам. Иметь четкую структуру, грамотно и логично излагать материал. Представляют интерес также учебно-методические комплекты с большой долей авторского вклада, включающие учебно-методические пособия, рекомендации, тетради на печатной основе, опорные схемы, сборники, аудио-видеоматериал, словари, тематические папки и т.д. Помимо основных критериев, таких как исследовательский характер учебно-методических материалов, их новизна и актуальность, теоретическая и практическая значимость, грамотное изложение, обязательным на сегодняшний день является использование инновационных технологий. Это - технологии проектной деятельности, здоровьсберегающие технологии (в том числе арттерапевтические), компьютерные, коммуникативные и модульные технологии.
Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т. п.). Изложение учебного материала не должно opиентировать педагога на чтение лекций, т.е. его основная функция — предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов.
Содержание учебника должно учить школьников самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях её решения, а не готовый результат. Само решение при этом важно ясно сформулировать и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат учебника: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные, проблемные и творческие вопросы и задания, задания к иллюстрациям, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.).
Оптимальная форма учебника, например, по элективному курсу — самоучитель. Здесь важно учесть перспективы «послешкольной» жизни учебной книги, в каком качестве она может быть полезна школьнику по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения).
Методические рекомендации разработки занятий
Этот элемент учебно-методического комплекта должен способствовать качественной подготовке и проведению занятий педагогом и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с учебником: в такой книге и педагог, и ученик найдут необходимые для себя материалы.
Хрестоматия /Аннотированный список литературы/.
Подготовка хрестоматии необходима в том случае, когда курс основан на изучении труднодоступных оригинальных текстов. Если же рекомендуемая литература доступна, лучше подготовить аннотированный список литературы с указанием, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.
Рабочая тетрадь /Задания для самостоятельной работы учащихся/.
Основная функция рабочей тетради — не столько организовать воспроизведение материала учебника, но предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Иными словами, рабочая тетрадь — это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применение в практике.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Байкова Л.А. Подготовка будущего учителя начальной школы к диагностической деятельности // Педагогика. 2004. № 2. С. 40-48.
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения дополнительного образования, ГИЦ Владос, М.:2001г.
Горбылева А.Я. Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: общие подходы// Педагогическая диагностика. 2004. № 3. С. 116-127.
Дуганова Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы.// Научно-методический журнал «Внешкольник Оренбуржья» №3, 2007г. с.18-21.
Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. ОЦ «Педагогический поиск», 1998.
Из опыта работы научно–методического обеспечения образовательного процесса. ‑ С-П., ДДИЮТ Кировского района, 1997.
Ильина Т.В., Шинкевич И.В., Ушакова М.В. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. ‑ Ярославль: Ярославский областной центр детей и юношества, 1996.
Каргина З. Подводная часть айсберга. Ж. «Внешкольник», №10, 1997, с.18
Ключ к успеху. Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного округа г. Москвы. Сб.1. ‑ М., Восточное окружное управление Московского департамента образования.
Кушко А. За рамками традиционных программ. Ж. «Директор школы, №4,1998, с.67-71.
Лукина М.М. Основы деятельности методиста. ГУО Администрации Самарской области, ‑ Самара: СГМЦДЮТ, 1997.
Методические рекомендации в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. ‑ Самара: СГМЦДЮТ, 1996.
Методические рекомендации по проектированию программ педагогов дополнительного образования. ‑ Оренбург: ОЦДЮТ, НПЛ «Поиск», 1996.
Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения.. Под общей редакцией Кузнецовой Л.Е. ‑ М.: Московский департамент образования, 1995.
Михайлычев Е.А. Поэтапная диагностическая деятельность педагога // Педагогическая диагностика. 2004. № 4. С. 22-54.
Мурзакова О.Г., Маслов А.Б.Что нужно знать пелагогу об авторской программе. Ж. Дополнительное образование и воспитание, - М,2006,№2,с.12-15.
Параметры и критерии оценки дополнительных программ в учреждении дополнительного образования детей. Рекомендации в помощь методистам и руководителям образовательных учреждений: ж. Дополнительное образование и воспитание, М.:2007,№7,с.13-17.
Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Подобед С.О. Проектирование и разработка инновационных программ дополнительного образования : ж.Дополнительное образование и воспитание, М.:2006,№7,с.16-18.
Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, ‑ С-П., 1995г.
Сиденко А.С., Чернушевич В.А. Как стать автором педагогической разработки? Ж. «Школьные технологии», №6, 1996, с. 84.
Соколова А.Н., Гончаров С.А. «Методические рекомендации «Организация психологического сопровождения образовательного процесса в УДОД», Самара, 2007.
Шинкевич И.В. Основные понятия педагогической инноватики (научно-методический аспект). ‑ Ярославль: Ярославский областной центр детей и юношества, 1996.