С точки зрения педагогической теории и практики воспитания из различных понятий термина «подход» чаще всего его применяют в качестве определения следующих позиций:
‒теоретические и методологические аспекты обоснования педагогических явлений;
‒определение критериев изучения учебно-воспитательных объектов, субъектов и всего педагогического процесса;
‒выделение начальных, регулирующих позиций при ведении исследовательской, моделирующей, проектирующей деятельности, создании объекта учебно-воспитательной практики.
Объяснение какого-либо подхода в науке начинается с понимания важности и необходимости его разработки, определения сущности, а также осознания, объяснения и содержательного наполнения системы понятий. Как правило, новый подход, разрабатываемый в какой-то отрасли знаний, интегрируется в общенаучные подходы, в имеющийся понятийный аппарат, и использует уже разработанные термины для связи с другими подходами [1].
Термин комплекс, комплексность, определяется как функциональная целостность, система. Система (гр. systema – целое, состоящее из частей, соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [2].
Целостность как особое свойство современной науки, проявляется в формировании и развитии комплексного подхода как особой стратегии научно-исследовательской деятельности, в комплексировании, т. е. в особом виде познавательной деятельности, направленной на объединение наук, дисциплинарных знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложных объектов. Комплексность проявляется также в организации и осуществлении комплексных исследований, нового типа организации познавательной деятельности.
Принципы комплексного подхода.
Принципмногосторонности означает требование в ситуации конкретного исследования изучать одновременно несколько свойств, сторон, аспектов, присущих сложноорганизованному объекту. Любую из сторон возможно изучать какой-либо определенной наукой, либо сразу несколькими. Он основан на принципе всесторонности в котором научное познание ориентируется на целостное отображение изучаемых объектов. Однако принцип всесторонности не может быть реализован в ситуации конкретного исследования. Именно поэтому движение научного познания к всесторонности происходит через отдельные, следующие друг за другом многосторонние исследования. В аспекте развития патриотического воспитания принцип многосторонности предполагает целостный и комплексный подход, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду.
Принципединства исходных представлений об объекте изучения является основой взаимного понимания представителей различных дисциплин в рамках единого научного исследования. Данный принцип предполагает объединение теоретических представлений и практической деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, различных общественных общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
Комплексный подход, как основной принцип организации решения вопросов духовно-нравственного воспитания обучающихся включает в себя системный, компетентностный, ценностный и личностно-ориентированный компонент. Для начала, рассмотрим подробнее назначение данных компонентов.
Системный компонент способен помочь в определении и тщательном изучении каждой части системы в отдельности, анализе, сопоставлении элементов с другими, объединяя их в целостную структуру. Данный компонент содействует в выявлении сходства и различия элементов, связывающих характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамику развития духовно-нравственного воспитания в целом. В рамках разработки и реализации комплексной программы патриотического воспитания системный компонент представляет собой проведение педагогического мониторинга и отслеживание его результатов в каждом периоде реализации программы.