Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 1 - 11 классов в соответствии с ФГОС.
Данная программа является современным воспитательным средством формирования социальной компетенции школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дорога безопасностей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
МОУ «СШИ №2»
___________________ / Зотова Н.В./
УТВЕРЖДАЮ:
директор МОУ «СШИ №2»
______________/ Шакина И.И./
приказ № от_______2015 г.
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
ДОРОГА
БЕЗОПАСНОСТЕЙ
на основе типовой программы
«Школа светофорных наук»
(для обучающихся 1-11 классов)
уровень: общеобразовательный
Автор-составитель:
Павлик Е.П.
Магнитогорск, 2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
образовательной программы
Наименование программы
Дорога безопасностей
Автор-составитель
Павлик Елена Павловна
Место работы, должность
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Cанаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска, воспитатель
Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания дисциплинированных участников дорожного движения, владеющими устойчивыми навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи
Образовательные:
вооружить школьников знаниями по ПДД РФ;
усвоение требований разделов ПДД, касающихся всех участников движения;
способствование выработке навыков по оказанию первой
доврачебной помощи;
способствование приобретению навыков социально-
значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской
и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
сформировать личностные качества и общекультурные компетенции.
Воспитательные:
воспитание дисциплины и ответственности за своё поведение на дороге;
формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
привитие культуры поведения на дорогах и улицах, необходимой для устранения опасных ситуаций.
Направленность
Комплексная: социально-воспитательная и профилактическая
Актуальность
Данная программа является современным воспитательным средством формирования социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Новизна
Вопросы дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. В программе учитываются требования и рекомендации работников ГИББД, интересы и возрастные особенности детей и подростков
Возрастной контингент обучающихся
Учащиеся 1 – 11 классов
Место апробации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Cанаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Социальная значимость
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий
Количество часов
6 – 10 час.
Формы и методы контроля за реализацией программы
Тестирование, викторины, игры, участие обучающихся в мероприятиях, смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках
4.1. Учебно-тематический план первого года обучения
4.2. Учебно-тематический план второго года обучения
4.3. Учебно-тематический план третьего года обучения
4.4. Учебно-тематический план четвёртого года обучения
4.5. Учебно-тематический план пятого года обучения
4.6. Учебно-тематический план шестого года обучения
4.7. Учебно-тематический план седьмого года обучения
4.8. Учебно-тематический план восьмого года обучения
4.9. Учебно-тематический план девятого года обучения
4.10. Учебно-тематический план десятого года обучения
4.11. Учебно-тематический план одиннадцатого года обучения
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение …………………….....47
5.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
6. Используемая и рекомендуемая литература………………………………………………50
1. Пояснительная записка
Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем. Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.
1.1. Нормативно – правовое обеспечение программы
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма разработана на основе:
Конвенции «О правах ребёнка» (принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год);
Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 285-ФЗ, Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 132-ФЗ);
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «Об утверждении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»);
Правил дорожного движения Российской Федерации;
Типовой (примерной) общеобразовательной программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа светофорных наук» (для обучающихся 1-11 классов).
Положения о разработке программ внеурочной деятельности учащихся (утверждённого приказом директора от_______________)
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать её последствия. А одна из причин того, что ребёнок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов.
В свете складывающейся ситуации становится всё более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнётся процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы-интерната следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.
Наиболее распространёнными методами ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями, использование схем улиц и дорог, учебного перекрестка, настольные и подвижные игры, викторины, конкурсы, праздники и т.д.
Направленность программы:
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления. А именно: социально-воспитательное и профилактическое. По своей продолжительности программа является долгосрочной.
Актуальность программы
Данная программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса и предусматривает систематическую работу в трёх направлениях:
знакомство с историей ПДД;
развитие практических навыков;
применение их в реальной жизни.
Новизна программы
Вопросы дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. В программе учитываются требования и рекомендации работников ГИББД, интересы и возрастные особенности детей и подростков, а так же предложены организационные мероприятия и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Каждое занятие по программе направлено на успешное усвоение обучающимися правил дорожного движения, знание их истории. Практические занятия помогают обучающимся ориентироваться в дорожных ситуациях, наглядно увидеть, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Практическая значимость
программа способствует:
умственному развитию – учащиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных, иных творческихконкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
1.6. Цель данной программы – создание условий для воспитания дисциплинированных участников дорожного движения, владеющими устойчивыми навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
вооружить школьников знаниями по ПДД РФ;
усвоение требований разделов ПДД, касающихся всех участников движения;
способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
сформировать личностные качества и общекультурные компетенции.
Воспитательные:
воспитание дисциплины и ответственности за своё поведение на дороге;
формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
привитие культуры поведения на дорогах и улицах, необходимой для устранения опасных ситуаций.
Возрастные особенности обучающихся
Данная программа рассчитана на воспитание учащихся с 1-11 класс. Поскольку именно на этом возрастном этапе начинается осознанное формирование личности человека в освоении им теоретических и практических умений.
1.8. Направления деятельности по освоению содержания программы
- проведение учебных занятий и тематических классных часов по обучению правилам дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи;
- проведение внеклассных мероприятий (познавательные игры, экскурсии, выставки детского творчества, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений), обеспечивающих прочное усвоение обучающимися навыков безопасного поведения на дороге и улице;
- создание отряда юных инспекторов движения;
- работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, транспорте;
- сотрудничество с учреждениями здравоохранения и ГИБДД по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.9. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Оценкой результативности обучения по программе является участие обучающихся в мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. В процессе обучения школьники овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогом, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной самореализации обучающихся и сохранению их индивидуальности.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Результаты освоения программы
Предполагаемым результатом эффективной организационной работы должна стать сформированная жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения. В процессе изучения программы у обучающихся будут сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни; здорового образ жизни и навыка самостоятельное физическое совершенство;
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях
предметные УУД:
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
- виды перекрёстков;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
3. Содержание курса
Программа имеет теоретическую и практическую части. Рассчитана на одиннадцать лет обучения и направлена на формирование значимых компетенций учащихся (учебно-познавательных, личностных, ценностно-смысловых и коммуникативных) средствами активных форм и методов обучения безопасному поведению на дороге.
Изучение правил дорожного движения осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц и дополнительно по 1 часу в некоторых четвертях по темам, предусмотренных программой и предлагаемым далее.
Целью внеурочной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке которых учитываются возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Формы учебных занятий:
акция, беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, наблюдение, практическое занятие, презентация, семинар, творческий отчёт, экскурсии, учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению правилам дорожного движения.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических принципов и методов реализации программы.
3.1. Принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического, а так же физического развития для воспитания положительных привычек, дисциплины, культуры поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. Формирование, развитие, совершенствование целостного восприятия опасной дорожной среды и выработка привычек, умений и навыков безопасного поведения с показом конкретных безопасных действий выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Соблюдение определённых норм и правил поведения как личной безопасности для него самого, так и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Регуляция собственного поведения, наблюдение за сверстниками, выполнение и соблюдение правил дорожного движения.
Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
Принцип поэтапности, т.е. построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
3.2. Методы обучения
На занятиях создаются все необходимые условия для познавательной деятельности обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Методы и приёмы: внушение, убеждение, яркий пример, упражнения, поощрения, а так же методы и приёмы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), работа со схемами, метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), технология игрового обучения (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие), ролевые игры, соревнования, викторины, наглядный (рисунки, плакаты, схемы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ для выставок и конкурсов, моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций тренинговые игровые упражнения и задания, метод наблюдения и беседы, обращение к собственному опыту.
4. Тематическое планирование
4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Результаты УУД
Приобретенные результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие «Мы идём в школу»
сентябрь
1
1
Р - понимать задаваемые вопросы;
К- иметь представление о правилах поведения на дороге;
П - делать выводы в результате совместной работы;
Л - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям.
Учатся выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Инструктаж по ТБ.
2.
Наш город. Наша улица
октябрь
1
1
Р - оценивать результат своей деятельности;
К - принимать участие в работе, используя простыеречевые средства для высказывания мнения;
П - умение слушать воспитателя.
Л - установка на здоровый образ жизни.
Знакомятся с правилами поведения при движении по улицам города.
3.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
ноябрь
1
2
Р- выполнять практические учебные действия;
К- воспринимать мнение других людей, выражать свою точку зрения;
П - отвечать на простые вопросы.
Л - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Учатся распознавать опасные и безопасные для пешеходов участки дорог. Формируют представление о пешеходном переходе.
4.
Общие правила перехода улиц и дорог
1
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
К – совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и следовать им;
П - наблюдать и делать простые выводы;
Л - осознание ответственности человека за общее благополучие.
Учатся правилам движения по тротуару: движение навстречу транспорту. Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.
5.
Сигналы (жесты) регулировщика
декабрь
1
1
Р – учатся высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями;
К – слушать и понимать воспитателя;
П - перерабатывать полученную информацию.
Л - выполнять требования сигналов регулировщика.
Получают представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Знакомятся с жестами регулировщика.
6.
Дорожные знаки
январь
1
1
Р - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
К – умение ставить вопросы;
П - знать: название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков;
Л - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Знакомятся со значением дорожных знаков для пешеходов. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса, «место остановки трамвая».
7.
Где можно играть?
февраль
1
1
Р - высказывать свою точку зрения на поступки;
К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П - строить речевые высказывания в устной форме;
Л - передавать особенности поведения в зависимости от ситуации.
Анализируют типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.
8.
Мы - пассажиры
март
1
1
Р – формировать представления учащихся о правилах пользования общественным транспортом и обязанностях пассажиров;
К – участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
П – отвечать на простые и сложные вопросы, пересказывая услышанное;
Л - принятие образа хороший пассажир».
Знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте: при посадке в транспорт, и при выходе из него.
9.
А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?
апрель
1
1
Р – понимать назначение сигналов светофора;
К – формировать навыки коллективного ориентирования по сигналам светофора;
П - значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
Л - установка на здоровый образ жизни.
Учатся различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.
10.
Обобщающее занятие
май
1
1
Р - умение анализировать, оценивать, сравнивать;
К - обращаться за помощью;
П – выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
Л - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций.
Закрепляют знания об участниках дорожного движения: водителях, пассажирах, пешеходах (узнавание, называние, особенности поведения).
ИТОГО
6
4
10
4.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН второго года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Результаты УУД
Приобретенные результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие. Основные правила поведения на улице, дороге
сентябрь
1
1
Р - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
К- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
П – учиться находить наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
Л - принятие образа «хороший пешеход».
Приобретают представления об опасности при переходе проезжей части и необходимости дисциплинированного поведения на улице и дорогах.
2.
Элементы улиц и дорог
октябрь
1
1
Р - использовать простыеречевые средства для высказывания мнения;
К - проявлять интерес к общению;
П - умение слушать воспитателя.
Л - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям.
Расширяют представления о дорожной среде. Формируют представление о значении терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка», проезжая часть и «обочина».
3.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
ноябрь
1
2
Р- выполнять практические учебные действия;
К- воспринимать мнение других людей, выражать свою точку зрения;
П - отвечать на простые вопросы.
Л - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Приобретают представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах.
4.
Правила перехода улиц
1
Р - высказывать свою точку зрения на поступки;
К – совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и следовать им;
П - наблюдать и делать простые выводы;
Л - осознание ответственности человека за общее благополучие.
Учатся правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивая двигательные умения и навыки безопасного поведения.
5.
Регулирование дорожного движения
декабрь
1
1
Р – учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями;
К – слушать и понимать воспитателя;
П - перерабатывать полученную информацию.
Л - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Осознают значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги для сохранения жизни и здоровья пешеходов, водителей ипассажиров.
6.
Дорожные знаки
январь
1
1
Р - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
К – умение ставить вопросы;
П - знать: название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
Л - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Расширяют знания о знаковых изображениях.
7.
Обязанности пассажиров
февраль
1
1
Р - оценивать правильность выполнения действия;
К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П - строить логическое рассуждение;
Л - формирование внутренней дисциплины.
Воспитание дисциплинированности, вежливости и уважительного отношения к пассажирам, а также культуры поведения в транспорте.
8.
Железная дорога
март
1
1
Р – создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
К – участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
П – отвечать на простые и сложные вопросы, пересказывая услышанное;
Л - принятие образа «хороший пешеход».
Получают представления о существующих опасностях на железной дороге и правилах перехода железнодорожных путей.
9.
Обязанности пешеходов. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
апрель
1
1
Р – расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения;
К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
П - поиск и выделение необходимой информации;
Л - установка на здоровый образ жизни.
Получают осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
10.
Итоговое занятие и игры по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
май
1
1
Р - умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
П – умение разрешать проблемные ситуации;
Л - ориентация на нормы поведения и их выполнение.
Закрепляют умения применять полученные знания ПДД в играх. Развивают навыки дисциплинированного поведения на улице для водителей, пешеходов, пассажиров.
ИТОГО
6
4
10
4.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН третьего года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Результаты УУД
Приобретенные результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД»?
сентябрь
1
1
Р - способность контролировать и оценивать свои действия;
К- формирование умения объяснять свой выбор; аргументировать, отвечать на поставленный вопрос;
П - поиск и выделение необходимой информации;
Л - формирование желания выполнять учебные действия.
Проверяют и совершенствуют знания о ПДД.
2.
Виды транспортных средств.
Тормозной путь транспортных средств
октябрь
1
1
Р - принимать и сохранять учебную задачу;
К - обсуждать правила поведения пешехода на дороге;
П - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Л - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Формируют чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом: остановочный и тормозной путь автомобиля. Учатся оценивать своё поведение на дорогах.
3.
Правила дорожного движения
ноябрь
1
1
Р- проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;
К- воспринимать мнение других людей, выражать свою точку зрения;
П - находить ответы на вопросы;
Л - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Приобретают умения и навыки безопасных действий при пересечении проезжей части дороги.
4.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
декабрь
1
1
Р - формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
К – совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и следовать им;
П - наблюдать и делать простые выводы;
Л - осознание ответственности человека за общее благополучие.
Развивают понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях для сохранения жизни и здоровья пешеходов, водителей ипассажиров.
5.
Организация движения, технические средства регулирования движения
январь
1
1
Р – учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
К – задавать вопросы;
П - перерабатывать полученную информацию.
Л - выполнять требования сигналов регулировщика.
Учатся правилам применения дорожных направляющих устройств: знаков, разметок, временных табло со звуковым сопровождением.
6.
Светофорное регулирование
февраль
1
1
Р - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
Л - умение оценить важность полученных знаний и применение их в жизни.
Знакомятся со знаком: «Светофорное регулирование», предупреждающего о приближении к участку регулируемым дорожным светофором.
Учатся различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.
7.
Дорожные знаки
март
1
1
Р - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность;
К - формировать собственные мысли;
П - строить речевые высказывания в устной форме;
Л - передавать особенности поведения в зависимости от ситуации.
Расширяют представления о дорожной среде.
8.
Железная дорога
апрель
1
1
Р – овладевать навыками самоконтроля как участника дорожного движения;
К – учиться позитивно проявлять себя в общении;
П – уметь распознавать и описывать ситуацию на дороге;
Л - установка на здоровый образ жизни.
Приобретают представления и знания о мерах предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.
9.
Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД»?
май
1
2
Р – умение структурировать знания, обобщать, выбирать наиболее эффективное решение задания;
К – оценивать свои действия как участника дорожного движения;
П - учиться рассуждать;
Л - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций.
Отрабатывают навыки безопасности пешехода. Закрепляют и углубляют полученные сведения о дорожной грамотности.
10.
Итоговое занятие
1
Р - Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;
К - учиться работать в группе;
П – находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт;
Л - делать выбор, при поддержке других участников группы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ИТОГО
8
2
10
4.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН четвёртого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Результаты УУД
Приобретенные результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие «Что я знаю о
ПДД»?
сентябрь
1
1
Р - определять и формулировать цель в совместной работе;
К- слушать и понимать речь других;
П - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Л - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям.
Развивают понимание и осмысление, учатся
оцениватьразличные дорожные ситуации.
2.
Отряды юных инспекторов движения
октябрь
1
1
Р - понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности на дороге;
К - принимать участие в работе, проявлять интерес к общению;
П - включаться в познавательную деятельность;
Л - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Знакомятся с деятельностью отрядов ЮИД. Воспитание активной жизненной позиции.
3.
История автомототранспорта и
проблемы безопасного движения
ноябрь
1
1
Р- умение осуществлять информационную и познавательную деятельность;
К- воспринимать мнение других людей;
П - отвечать на простые вопросы.
Л - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Приобретают представление об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.
4.
Сигналы светофора и регулировщика
декабрь
1
1
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывать свою точку зрения на поступки;
К – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения мнений;
П - наблюдать и делать простые выводы;
Л - формулировать собственное мнение и позицию.
Учатся ориентироваться в технических средствах регулирования движения и жестах регулировщика, развивая двигательные умения и навыки безопасного поведения.
5.
Предупредительные сигналы
транспортных средств
январь
1
1
Р – различать способ и результат действия;
К – формирование умения объяснять свой выбор;
П - перерабатывать полученную информацию.
Л - формирование желания выполнять учебные действия.
Узнают о: а) световых указателях поворота или руки;
б) звуковых сигналах;
в) переключении света фар;
г) включении ближнего света фар в светлое время суток;
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков
февраль
1
2
Р - контролировать и оценивать свои действия;
К – умение ставить вопросы;
П - объяснять значение и функции конкретного знака;
Л - выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения.
Учатся ориентироваться в системе дорожных
знаков: разрешающие, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса.
7.
Дорожная разметка и её
предназначение
1
Р - формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П - строить речевые высказывания в устной форме;
Л - осознают ответственность человека за общее благополучие.
Знакомятся с назначением и видами дорожной разметки в организации движения.
8.
Общие требования к водителям
велосипедов
март
1
1
Р – умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
К – слушать и понимать других;
П – отвечать на простые и сложные вопросы, пересказывая услышанное;
Л - умение оценить важность полученных знаний и применение их в жизни.
Продолжают знакомство с правилами пользования велосипедами.
Формируют чувство личной ответственности за свою безопасность при движении на велосипеде.
9.
ГИБДД и ДПС
апрель
1
1
Р – расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения;
К – умение работать в группе;
П - оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
Л - разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Знакомятся с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «Дорожно-патрульная служба». Ориентируются на профессии, необходимые для работы в органах внутренних дел.
10.
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах
май
1
1
Р - умение самостоятельно планировать необходимые действия;
К - обращаться за помощью;
П – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Л - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Приобретают навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
ИТОГО
9
1
10
Основные требования к знаниям, умениям и навыка обучающихся 1-4 классов
Должны знать:
- основные термины и понятия;
- общие положения Правил дорожного движения;
- правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
- правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- правила поведения при перевозке детей на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля
Должны уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности
4.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН пятого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Результаты УУД
Приобретенные результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие «Правила движения – закон улиц и дорог»
сентябрь
1
1
Р - понимать задаваемые вопросы;
К- иметь представление о правилах поведения на дороге;
П - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
Л - положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям.
Приобретают умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
2.
Причины дорожно-транспортных происшествий
октябрь
1
1
Р - различать способ и результат действия;
К - использовать простыеречевые средства для высказывания мнения;
Л - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Расширяют представления о дорожной среде. Приобщаются к изучению вопросов безопасности. Приобретают навыки сознательности, самодисциплины, личной культуры.
3.
Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика
ноябрь
1
1
Р- выполнять практические учебные действия;
К- выражать свою точку зрения;
П - отвечать на простые вопросы.
Л - установка на здоровый образ жизни.
Учатся понимать положение и значения сигналов регулировщика.
4.
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные
знаки, дополнительные средства информации
декабрь
1
1
Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывать свою точку зрения на поступки;
К – совместно договариваться о правилах поведения на дорогах и следовать им;
П - наблюдать и делать простые выводы;
Л - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Знакомятся с назначением разметки проезжей части улиц и дорог; светофорной сигнализацией;
дорожными знаками и указателями.
5.
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог
январь
1
2
Р – учиться высказывать свою версию необходимых действий;
К – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П - перерабатывать полученную информацию.
Л - осознание ответственности человека за общее благополучие.
Применяют навыки выполнения основных правил поведения на улице в условиях дорожного движения.
6.
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами
1
Р - проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;
К – умение ставить вопросы;
П - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Л - делать выбор собственных действий на основе полученных знаний.
7.
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»
февраль
1
1
Р - формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
К - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
П - оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
Л - передавать особенности поведения в зависимости от ситуации.
Учатся выявлять ситуации на дорогах, способствующие возникновению
Р – умение самостоятельно определять цели своего обучения;
К – умение понимать других участников дорожного движения;
П – отвечать на вопросы, пересказывая услышанное;
Л - осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
Закрепляют представления об особенностях движения пешеходов, велосипедистов и автомобилей в тёмное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Закрепляют знания о дорожных знаках, предупреждающих о подобных опасностях. Учатся решать дорожные задачи.
9.
Правила езды на велосипеде
апрель
1
1
Р – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Знакомятся с видами дорожно-транспортных происшествий, их причинами и правилами поведения при ДТП.
2.
Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки
октябрь
1
1
Знакомятся с сигналами регулировщика, группами дорожных знаков; средствами принудительного замедления скорости («лежачий полицейский»).
3.
Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров
ноябрь
1
1
Формируют навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
4.
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков
декабрь
1
2
Приобретают и закрепляют навыки правильного поведения на улице и осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
5.
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»
1
Развивают умение видеть на дороге опасные ситуации — «ловушки».
6.
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных
переездов
январь
1
1
Знакомятся с правилами пользования железнодорожным транспортом и поведением вблизи железной дороги.
7.
Труд водителя
февраль
1
1
Формируют представления о значимости труда водителя для людей.
Знакомятся с профессией водителя:
психофизические качества водителей;
профессиональный отбор и профессиональная подготовка;
режим труда и отдыха. Медицинский осмотр, состояние здоровья;
профессиональные риски и безопасность труда.
8.
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных
средствах
март
1
1
Приобретают знания о назначении и местах установки номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
9.
Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов
апрель
1
1
Формируют навыки о правилах движения велосипедистов в колонне и специальных знаках при движении на велосипеде.
10.
Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД
май
1
1
Узнают об административной ответственности за нарушение ПДД и других нормативных правовых актах в сфере дорожного движения в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях.
ИТОГО
9
1
10
4.7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН седьмого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Приобретённые результаты
теория
практика
1.
Россия - страна автомобилей
сентябрь
1
1
Знакомятся с историей автомобиля и основоположником отечественного авто.
2.
Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка
октябрь
1
1
Закрепляют знания о способах регулирования дорожного движения и различных видах светофоров. Отрабатывают навыки безопасного движения по сигналам регулировщика. Формируют понятие о светофорах с дополнительной секцией и учатся читать их сигналы.
3.
Дорожные знаки
ноябрь
1
1
Знакомятся с предназначением дорожных знаков:
Знаки первой группы – предупреждающие (всего 43).
Знаки второй группы – знаки приоритета (всего 9).
Знаки третьей группы – запрещающие (всего 35).
Знаки четвёртой группы – предписывающие (всего 18).
Знаки пятой группы – информационно-указательные (всего 66).
Знаки шестой группы – знаки сервиса (всего 12).
Знаки седьмой группы – знаки дополнительной информации.
4.
На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков
декабрь
1
1
Формируют представление о безопасности дорожного движения при передвижении по загородному шоссе и перехода проезжей части.
5.
Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи
январь
1
1
Учатся правилам поведения при дорожно-транспортном происшествии. Знакомятся с видами кровотечений.
6.
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие)
февраль
1
1
Формируют навыки оказания первой медицинской помощи при травмах: виды травм и первая помощь при них.
7.
Роллинг
март
1
2
Учатся правильно выбирать роликовые коньки:
классификация роликовых коньков;
места для катания на роликовых коньках.
8.
Дополнительные требования к движению велосипедистов
1
Закрепляют знания элементарных правил велосипедистов о порядке движения на велосипеде по проезжей части; правилах перевозки грузов и маневрирования; о технических требованиях к велосипеду:
допуск к вождению велосипеда;
порядок движения по дороге;
передвижение в колонне;
подача сигналов рукой.
9.
Железная дорога
апрель
1
1
Учатся пользоваться железнодорожными переходами; приобретают понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути:
знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
световая и звуковая сигнализация;
особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
меры безопасности.
10.
ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения
май
1
1
Знание прав и обязанностей участников дорожного движения, последствий нарушения ПДД: административная, гражданская и уголовная ответственность.
ИТОГО
8
2
10
4.8. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН восьмого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Приобретённые результаты
теория
практика
1.
Правила движения - закон улиц и дорог
сентябрь
1
1
Закрепляют понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
2.
Дорожная азбука
октябрь
1
1
Закрепляют правильные безопасные действия на улицах и дорогах:
ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности;
правила перехода через дорогу.
3.
Регулирование движения транспортных средств
ноябрь
1
1
Выявляют знания о способах регулирования дорожного движения.
4.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
декабрь
1
1
Развивают когниктивные способности через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
5.
Транспортные средства на улицах и дорогах
январь
1
1
Приобретают понятие о скорости движения транспорта; воспитывают чувство взаимоуважения водителя и пешехода:
современный транспорт на улице — зона повышенной опасности;
характеристика транспортных средств;
классификация транспортных средств.
6.
Правила пользования пассажирским транспортом
февраль
1
1
Закрепляют навыки пользования общественным транспортом и правильного поведения на дороге:
общественный транспорт;
порядок ожидания транспорта;
посадка и высадка;
поведение вовремя движения;
переход проезжей части.
7.
Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров
март
1
1
Расширяют знания о велосипеде, его устройстве, снаряжении; учатся техническому обслуживанию.
Изучают правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
8.
Проезд железнодорожных переездов
апрель
1
1
Закрепляют правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
9.
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи
май
1
2
алгоритм действий;
если вы свидетель ДТП;
оказание помощи работникам ГИБДД в расследовании ДТП.
оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца.
10.
Итоговое занятие
1
Закрепляют знания об обязанностях пассажиров и пешеходов.
ИТОГО
7
3
10
4.9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН девятого года обучения
(10 часов)
№ п\п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Приобретённые результаты
теория
практика
1.
Вводное занятие. Мы - пешеходы
сентябрь
1
1
Закрепляют навыки грамотного пешехода:
ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности;
правила перехода через дорогу.
2.
Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды
октябрь
1
1
Приобретают знания о перекрёстках и его видах:
перекресток;
регулируемый перекресток;
нерегулируемый перекресток;
правила перехода перекрестка.
3.
Причины несчастий, происходящих с пешеходами
ноябрь
1
1
Получают представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов:
общие положения дорожного движения;
обязанности водителей;
обязанности пешеходов и пассажиров.
4.
Опасные ситуации по вине водителей
декабрь
1
1
Решение общих вопросов порядка движения: выбор скоростного режима; остановка и стоянка транспортных средств; правила проезда перекрестков, железнодорожных переездов и т.д.
5.
Опасные ситуации по вине пешеходов
январь
1
1
Учатся предупреждать и избегать возникновение опасных ситуаций.
6.
Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения
февраль
1
1
Формируют знания о влиянии погодных условий и времени суток на безопасность дорожного движения;
7.
Внимание: пешеходы
март
1
2
Формируют понятие об остановочном пути автомобиля:
тормозной и остановочный путь транспортного средства;
время реакции водителя;
факторы, влияющие на величину остановочного пути;
влияние погодных условий на участников движения.
8.
Шагаем по дороге (практическое занятие)
1
Формируют чёткое представление о дисциплине пешеходов.
9.
Наш друг светофор светит не только нам
апрель
1
1
Систематизируют и закрепляют знания о различных видах светофоров.
10.
Итоговое занятие. Тест
май
1
1
Проверяют полученные знания.
ИТОГО
9
1
10
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся5-9 классов
Должны знать:
- правила дорожного движения;
- группы знаков и их назначение, место установки;
- назначение дорожной разметки и её виды;
- правила безопасного поведения на улице, на дороге;
- правила пользования общественным и личным транспортом;
Должны уметь:
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
- пользоваться общественным транспортом;
- применять знания правил дорожного движения на практике.
4.10. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН десятого года обучения
(10 часов)
№ п/п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Приобретённые результаты
теория
практика
1.
Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов
сентябрь
1
1
Изучают и тренируются в подаче сигналов регулировщика.
2.
Дорожные знаки
октябрь
1
1
Осознают информационную важность дорожных знаков, позволяющих повысить пропускную способность дорог и создающих условий для безопасного движения по ним.
3.
Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению
декабрь
1
1
Выявление, предупреждение и устранение причин и условий ДДТТ.
4.
Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов
февраль
1
1
Приобретают устойчивые поведенческие навыки безопасности на дорогах и улицах населённого пункта.
5.
Первая медицинская помощь при ДТП
апрель
1
1
Закрепляют навыки оказания доврачебной помощи при:
кровотечениях и переломах;
правильном наложении повязки;
черепно-мозговой травме.
6.
На загородной дороге
май
1
1
Знакомятся с правилами движения пешеходов и транспорта на загородных участках дороги. Учатся анализировать дорожную ситуацию.
ИТОГО
5
1
6
4.11. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН одиннадцатого года обучения
(10 часов)
№ п/п
Темы занятий
месяц
Количество часов
Всего
Приобретённые результаты
теория
практика
Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрёстках
сентябрь
1
1
Знакомятся с типами перекрёстков и закрепляют правила поведения на:
регулируемых перекрёстках;
пересечении равнозначных дорог;
неравнозначных перекрёстках;
перекрёстках с круговым движением.
Дорожные знаки и их группы
октябрь
1
1
Учатся узнавать отличительные признаки дорожных знаков различных групп. Классифицируют знаки.Развивают умение быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию, распознавая дорожные знаки.
Правила пользования общественным
транспортом. Культура поведения
декабрь
1
1
Формируют осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пассажиров. Закрепляют знания о правилах безопасного поведения в общественном и индивидуальном транспорте во время движения и на остановках в ожидании транспорта.
Опознавательные знаки транспортных средств
февраль
1
1
Формируют представление о назначении и месте установки номерных опознавательных знаков, надписей на транспортных средствах:
основные и дополнительные сигналы поворота, их расположение и цвет;
сигналы торможения, их расположение и цвет;
мгновенный свет фар;
сигналы заднего хода (световой, белого цвета и дополнительный звуковой, специальный);
включение аварийной сигнализации.
Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд
апрель
1
1
Закрепляют правила пользования железнодорожным транспортом и правила поведения пассажиров автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде.
ИТОГО
5
1
6
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся 10-11 классов.
Должны знать:
- правила дорожного движения;
- правила поведения на улицах и дорогах;
- основы первой медицинской помощи
Должны уметь:
- применять свои знания правил дорожного движения на практике;
- оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
5.1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
1. Технические средства обучения по классам
1
2
Мультимедийное оборудование:
универсальный настольный компьютер
цифровой проектор
1 шт.
1 шт.
2. Экранно-звуковые пособия по классам
1
2
Экран
Колонки для воспроизведения звука
1 шт.
2 шт.
3. Оборудование уголка ЮИД
1
2
3
4
Стол для документации
Стол экспозиционный
Книжные стеллажи
Стулья для формы и отрядных атрибутов
1 шт.
1 шт.
2 шт.
4 шт.
6. Дополнительное оборудование
1
2
3
Набор дорожных знаков на стойках
Учебно-тренировочный перекрёсток: школьная площадка для занятий по Правилам дорожного движения
Макет средств регулирования движения/светофор
6 шт.
1
2 шт.
5.2. Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
1. Развивающая игра для детей дошкольного
возраста «Играя, учись».
2. Наглядные пособия по темам
1. Типовая (примерная) общеобразовательная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа светофорных наук» (для обучающихся 1-11 классов).
2. Якупов А.М., Подольский А.И., Загребин Б.А. Сборник материалов для проведения уроков по правилам дорожного движения (для 4-9 классов). – Челябинск, 2007.
3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 4 кл., нач. шк.: В 2ч. – Ч.2/Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Энас-Класс; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
4. Астахов П.А. Я и дорога. – М.:Эксмо, 2009.
5. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников. Научно-практическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Издание второе. – Челябинск, 2008.
6. Накопительные папки: "Использование местного материала во внеурочное время по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (подборка материалов сценариев игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД и др.).
5.3. Информационно-коммуникативные средства для обучающихся и родителей
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1 -11 класс. ОБЖ
Средства регулирования дорожного движения. Светофоры
13) Мультфильмы по ПДД http://luko-morie.ru/multfilmyi/detskie
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернета
1. От плуга до лазера. Интерактивная энциклопедия науки и техники. ЗАО «Новый Диск», ДК Multimedia
2. Технология. Библиотека электронных наглядных пособий
3. «Технология», БЭНП
4. Современная техника. Серия «Хочу все знать». Издательство «Медиа 2000»
1.Российское образование. Федеральный портал
http://www.edu.ru/.
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/.
5. Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/.
6. Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендации по оборудованию кабинета по изучению ПДД Примерный перечень оборудования и учебных пособий кабинета по безопас- ности дорожного движения: 1 . Классная доска. 2. Комплект видеофильмов. 3. Комплекты плакатов (представлены НПО «Зарница»): «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для ве- лосипедистов», «Правила для пешеходов», «Правила для пассажиров», «Сигна- лы светофоров и регулировщиков» и др. 4. Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транс- портные, пешеходные, для велосипедистов. 5. Методический уголок (материалы для классных руководителей, учителей и преподавателя — организатора ОБЖ по проведению уроков и внеклассных ме- роприятий по профилактике ДДТТ). 6. Набор дорожных знаков на картоне или на стойках. 7. Накопительные папки: "Использование местного материала на уроках ОБЖ и во внеурочное время по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (подборка материалов из местных газет) и др. 8. Настольные игры по ПДД. 9. Стенд «Дорожная разметка». 10. Стенд «Дорожные знаки». 11. Стенды со сменным материалом: «Для вас, родители», «Для вас, учащи- еся», «Отряд ЮИД действует», «Этого могло не случиться» и др. 12. Стол — макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков. 13. Схема микрорайона школы с указанием основными маршрутами дви- жения школьников и опасные места на них. 14. Схемы, таблицы, диаграммы по анализу состояния детского дорожно- транспортного травматизма. 15. Сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.