Пояснительная записка.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и нечем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие это трагедия. В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдаются несчастные случаи с детьми. Ежегодно в России погибает более 1,5 тысяч детей. Более 23 тысяч получают серьезные травмы в ДТП. 70% ДТП происходит по вине водителей, 30% - по вине детей. Это происходит во многом потому, что дети или не знают правил безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главные ценности: жизнь и здоровье ребенка. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения таким образом, что у каждого учащегося, педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в ДОУ правил безопасного поведения воспитанников на улицах и дорогах, безопасности в быту и на природе через кружок «Светофорчик».
Программа кружка «Светофорчик» предусматривает не механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированная на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасности действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, поиск вместе с детьми выходов из сложных ситуаций.
1. Образовательный:
Перспективный план.
Месяц | Тема | Цели: |
1.Сентябрь | Занятие 1 « Кто и что есть кто на дороге» (старшие группы) | 1.Закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход; 2.Познакомить детей с движением транспорта; 3. Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. 4.Воспитывать у детей дружеское взаимопонимание. |
Занятие 2 «Первое сентября». Целевые прогулки за территорию детского сада. (старшие группы) | 1. Закрепить представления о начале учебного года в школах и детских садах. 2. Закреплять необходимость соблюдать правила безопасного поведения. |
Занятие 1 «Как появились правила дорожного движения», дидактическая игра «Участники дорожного движения». (подготовительная группа) | 1. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. 2. Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. Уточнить и закрепить знания детей об участниках дорожного движения; 3. Воспитывать уважение ко всем участникам дорожного движения. |
Занятие 2 «Опасные предметы», дидактическая игра «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». (подготовительная группа) | 1.Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о мерах предосторожности при пользовании бытовой техникой; 2.Закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность и внимание. |
Занятие 3 Рисование «Виды транспорта» (подготовительная группа) | 1.Через продуктивную деятельность закрепить у детей разнообразие видов транспорта. 2. Развивать творческое воображение. |
Занятие 4 «Автомобили бывают разные» (подготовительная группа) | 1.Уточнить значение звукового сигнала (сирены) 2.Развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации. |
2.Октябрь | Занятие 1 «Виды транспорта и дорожных знаков» (старшие группы) | 1. Уточнить и закрепить знания детей о видах транспорта; 2. Познакомить детей с разными видами дорожных знаков; 3.Воспитывать культуру поведения на улице. |
Занятие 2 «На чем люди ездят». (старшие группы) | 1. Учить составлять рассказ о транспортных средствах и правилах безопасности на них; 2.Закркплять правила поведения в общественном транспорте. |
Занятие 1 «Как устроен светофор» (подготовительная группа) | 1. Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. 2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (наземный, подземный); 3. Воспитывать у детей такие качества ка взаимовыручка и помощь. |
Занятие 2 «Острые и опасные предметы в быту». (подготовительная группа) | 1. Закрепить представление об острых, колющих и режущих предметах в быту. 2. Учить избегать несчастных случаев в быту. |
Занятие 3 Чтение Д.Чуйко «Пожарные» (подготовительная группа) | 1.Через художественную литературу прививать у детей уважение к профессии пожарного. 2. Закреплять назначение пожарной машины |
Занятие 4. Электронная игра «Назови правильно» (подготовительная группа) | Использование ИКТ с целью закреплений знаний о ПДД |
3.Ноябрь | Занятие 1 «Знай и выполняй правила уличного движения» (старшие группы) | 1.Дать начальное представление о видах дорог (одни дороги разрешено переходить, другие переходить нельзя (магистраль)); 2. Закрепление правил перехода через улицу; 3. Воспитывать уважительное отношение к участникам движения. |
Занятие 2 Экскурсия на кухню «На кухне». (старшие группы) | 1.Учить замечать опасные предметы на кухне: горячая плита, режущие предметы; 2. Формирование у детей использование предметов по назначению; 3.Закркплять аккуратное обращение с предметами. |
Занятие 1 «Безопасный перекрёсток» (подготовительная группа) | 1.Уточнить и закрепление правила перехода через улицу; 2.Закрепить знания о правилах дорожного движения; 3.Формироватьу детей навыки осторожного поведения на улице. |
Занятие 2 «Как работает мой организм». Дидактическая игра «Видим, слышим, ощущаем». (подготовительная группа) | 1.Дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов; 2.Закреплять представления об органах чувств; 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
Занятие 3 «Азбука безопасности» (просмотр и беседа по мультфильму «Азбука безопасности (Смешарики)» (подготовительная группа) | 1.Закрепить знания детей о ПДД. 2.Развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь. 3.Формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма ; формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам. 4.Воспитывать уважение друг к другу и к собственному здоровью. |
Занятие 4 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» (подготовительная группа) | ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память. |
4. Декабрь | Занятие 1 « Транспорт на наших улицах», «Правила движения пешеходов вдоль дороги» (старшие группы) | 1.Расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины), машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); 2.Закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте - метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорож- ный переезд со шлагбаумом», «Железно-дорожный переезд без шлагбаума»; 3. Воспитывать у детей ответственность за своё поведение около проезжей части дорог. |
Занятие 2 Чтение Д.Чуйко «Пожарные» (старшие группы) | 1.Через художественную литературу прививать у детей уважение к профессии пожарного. 2. Закреплять назначение пожарной машины |
Занятие 1 «Чтобы не было беды», творческая игра «Поликлиника» (подготовительная группа) | 1. Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь 2. Отображать в игре знания об окружающем жизни, показать социальную значимость медицины. |
Занятие 2 «Моя дорожная грамота» (подготовительная группа) | 1. Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». 2.Закрепить знания о значении светофора; 3.Воспитывать у детей навыки аккуратного поведения на улице; |
Занятие 3 «Огонь-друг и враг», чтение С. Я. Маршак «Пожар» (подготовительная группа) | 1.Формировать представления об источниках пожара; дать преставление о роли огня в жизни человека, его нужность и опасность; 2. Закрепить навыки поведения при угрозе пожара; 3. Воспитывать ответственность за своё поведение. |
| Занятие 4 «Дорога в детский сад и домой» (подготовительная группа) | 1.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; 2.Учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой |
5. Январь | Занятие 1 «Дороги, на которых движение пешеходов запрещено. «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!», опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». (старшие группы) | 1. Продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; 2.Закрепить назначение знаков сервиса. 3.Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге. |
Занятие 2 «Чтобы не было беды», дидактическая игра «Опасные хлопушки» (старшие группы)
| 1. Дать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья; 2.Закрекплять знания правил при работе с опасными предметами; 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
Занятие 1 «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». (подготовительная группа) | 1.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; 2. Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. |
Занятие 2 «Если ты потерялся» (подготовительная группа) | 1.Подвести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью нужно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. 2. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона. |
6. Февраль | Занятие 1 Беседа-диалог с детьми «Дорожные знаки». Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения? и т.д.) (старшие группы) | 1. Активизировать познавательный интерес к ПДД. 2. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков; 3. Воспитывать желание узнать новое. |
Занятие 2 «Горячие предметы на кухне», дидактическая игра «Мамины помощники» (старшие группы) | 1.Закреплять представления о том, можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль; 2. Уточнить представления об источниках опасности в доме, а так же предметах, учить использовать их по назначению. |
Занятие 1 «Правила перехода пере-крёстка», игра- викторина «Знаки на дороге». (подготовительная группа) | 1. Закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; 2.Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; 3.Учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона. |
Занятие 2 «Опасности вокруг нас» (балкон, открытое окно и другие бытовые опасности) (подготовительная группа) | 1.Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; 2.Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. |
Занятие 3 «Азбука безопасности», просмотр и беседа по мультфильму (Смешарики)» | 1.Закрепить знания детей о ПДД. 2.Развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь; 3.Формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма. 4. Формирование сознательное отношения к своим и чужим поступкам. |
Занятие 4. «Прогулка пешехода в зимнее время года». | 1.Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге. 2. Развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор. |
7. Март | Занятие 1 «Поведение детей на улице» (старшие группы) | 1.Закрепить у детей основные правила поведения на улице; 2. Закрепить знания о ПДД; 3. Воспитывать у детей внимательность. |
Занятие 2 «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир» (старшие группы) | 1.Формировать у детей некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; 2.Развивать умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; 3.Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. |
Занятие 1 «Опасность вокруг нас», рисование «Осторожно – тонкий лёд» (подготовительная группа) | 1. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности вне дома; 2. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях; 3.Воспитывать бережное отношение к здоровью. |
Занятие 2 «Такие разные дорожные знаки» (подготовительная группа) | 1.Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; 2. Расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу». |
Занятие 3 «Если пожар в доме». (подготовительная группа) | 1. Учить правилам безопасного поведения при пожаре; научить вызывать пожарных «02» 2. Воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. |
Занятие 4 Встреча-беседа детей с инспектором ГИБДД (подготовительная группа) | 1.Вызвать у детей интерес к профессии инспектора ГИБДД. 2.Формировать ответственное отношение детей к ПДД. |
8. Апрель | Занятие 1 Коллективная аппликация «Наша улица». (старшие группы) | 1. Закрепить у детей виды транспорта и дорожных знаков; 2. Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи. |
Занятие 2 Игровая ситуация «Один дома», дидактическая игра «Мы спасатели». (старшие группы) | 1. Закреплять представления о бытовых предметах, которыми нельзя играть; 2. Закреплять представления об опасности в быту, о правилах действия в конкретных ситуациях. |
Занятие 1 «Мы пассажиры» (подготовительная группа) | 1.Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; 2.Познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. |
Занятие 2 «Витамины и полезные продукты» (подготовительная группа) | 1.Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. 2.Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. 3. Воспитывать внимание к своему здоровью - соблюдать режим дня, правильное питание. |
Занятие 3 "Наблюдение за движением машин и работой водителя"(на прогулке) (подготовительная группа) | 1.Закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении; познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком "Въезд запрещен". 2.Воспитывать уважение к труду водителей машин. |
Занятие 4 Чтение А.Дорохов «Зелёный, жёлтый, красный», Г.Георгиев «Светофор». (подготовительная группа) | 1.Закрепить назначения сигналов светофора. 2. Воспитывать у детей осознанное отношение к ПДД. |
9. Май | Занятие 1 «Знаток ПДД» (Старшие группы) | 1. Определить уровень усвоения правила безопасности движения; 2. Закрепить знания детей о сигналах светофора; уточнить знания о работе сотрудников ГИБДД, закрепить значение его жестов; 3.Воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими. |
Занятие 2 «Наш лес» (старшие группы) | 1.Дать представление детям об обитателях леса, учить бережному отношению к ним; 2. Уточнить, какие действия вредят природе; 3.Воспитывать ответственность за своё поведение в природе. |
Занятие 1 «Одностороннее, двухстороннее движение транспорта. Как рождаются опасные ситуации на дороге» (подготовительная группа) | 1. Знакомить детей с разными видами движения транспорта на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя макет. 2.Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице и стараться её избегать. |
Занятие 2 «Съедобные ягоды и ядовитые растения» (подготовительная группа) | 1. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. 2.Научить различать их и правильно называть Закрепить представления о пользе некоторых растений - лекарственных; 3. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Занятие 3 «Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог». (подготовительная группа) | 1.Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице. 2.Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах. |
Занятие 4 Викторина «Знатоки правил безопасности» (подготовительная группа) | Закрепить знания детей в области безопасности. |