Дополнительная общеобразовательная программа «В мире цветов»
Дополнительная общеобразовательная программа «В мире цветов»
Программа предназначена для организации работы кружка «В мире цветов», ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
УТВЕРЖДАЮ Директор _________Н.А. Подгорных «___»________2016 г. Приказ № ____
от «___»_______2016 г.
Рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНая
общеобразовательная программа
(модифицированная/адаптированная )
Направленность: социальная
Возраст детей: 9 -11 лет
Срок реализации: 1 год
Дополнительная общеобразовательная программа «В мире цветов» составлена на основе программы Тихоновой А.Е., Нащочиной М.М. «Мир комнатных растений»
Составитель: Сечко О. М., педагог дополнительного образования
- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательнаят программа «В мире цветов» составлена на основе программы Тихоновой А. Е., Нащочиной М. М. «Мир комнатных растений», разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ письмо от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования РФ;
Письмо «О структуре и содержании дополнительных общеразвивающих программ» от 14.04.2015 г. №75-370768/15;
Программа предназначена для организации работы кружка «В мире цветов», ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение учащихся к изучению природы и активная деятельность во внеурочное время. Кружок юных цветоводов «В мире цветов» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. Учащиеся изучают основные комнатные растения, их названия, экологические факторы их жизни и правильный уход за ними. Комнатные растения находят самое разностороннее применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и различных семейств, поэтому они являются незаменимыми объектами в работе кружка. Работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, раскрывает эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение в жизни человека.
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними.
Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.
Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок — комплексными удобрениями, минеральными удобрениями для регуляции различных этапов роста и развития растений.
Растения, правильно подобранные и со вкусом размещенные в помещении создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа «В мире цветов» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Актуальность и новизна:
К познанию природы, окружающий каждого человека естественной среды интуитивно и сознательно стремится каждый ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами.
Срок реализации программы:
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программа предназначена для учащихся 3-4 классов.
Основной идеей построения программы кружка «В мире цветов» является: углубление знаний обучающихся о разнообразии комнатных растений.
Цель:
Привитие учащимся интереса и любви к природе через знакомство с комнатным цветоводством, знакомство и отработка практических умений и навыков по изучению и охране природы, по выращиванию комнатных растений.
Задачи:
Познакомить обучащихся с разнообразием комнатных растений, их биологическими особенностями.
Формирование навыков по размножению, выращиванию комнатных растений и уходу за ними.
Формирование практических навыков по уходу за комнатными растениями.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, дружеские взаимоотношения в коллективе.
Формирование УУД
С первой минуты занятия кружка учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
• целеполагание.
При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, после чего они должны ответить на вопросы, поставленные руководителем. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.
Каждый из ребят думает по-разному, но проведённый опыт помогает выбрать правильный ответ. Ребята принимают активное участие в проведении опыта, для этого существуют практические занятия. На этом этапе занятия развиваются УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, понимали речь других)
При освоении данного курса учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы и др.);эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данного курса являются:
Умение работать с различными источниками информации;
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы- выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Достигаемые уровни подготовки:
В течении всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями.
Результативность образовательной программы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
- Строение декоративных растений.
- Особенности содержания растений в комнатах.
- Способы ухода за комнатными растениями.
- Основные способы размножения комнатных растений.
- Жизненные формы растений.
- Ассортимент комнатных растений.
- Правила размещения растений в комнате.
- Способы защиты от вредителей.
Уметь:
- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.
- Высаживать растения в приготовленную смесь.
- Подвязывать растения.
- Подбирать вазоны для комнатных растений.
- Классифицировать растения.
- Проводить паспортизацию растений.
- Изготавливать этикетки.
- Вести календарь ухода за комнатными растениями.
Учебно-тематический план (учебная недельная нагрузка 2 часа)
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Цветы-краски природы
10
3
7
Строение цветущего растения
6
5
1
Особенности содержания комнатных растений
24
17
7
В мире цветов
12
8
4
Школа цветовода
16
6
10
ИТОГО:
68
39
29
Содержание занятий
Цветы-краски природы (10 часов)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка).Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки. Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Строение цветущего растения (6 часов)
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Особенности содержания комнатных растений (24 часа)
Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.
Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений. Комплексный уход за растениями. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями. Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь. Приготовление земельной смеси.
В мире цветов (12 часов)
Эти удивительные растения. Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»
Школа цветовода (16 часов)
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Заня-
тия
Кол-во часов
Темы занятий
Дата
проведения
Оборудование
план.
факт.
1.
1
Раздел 1 «Цветы – краски
природы» (10 часов)
История комнатного цветоводства.
Проектор. Презентации. Образцы аппликаций цветов.
2.
1
Цветы в нашей жизни.
3
1
Игра-викторина «Что мы знаем о цветах».
4
1
Рисование любимого цветка.
5
1
Экскурсия «Цветы вокруг нас»
6-7
2
Аппликация «Мой любимый цветок».
8
1
Цветочные узоры.
9-10
2
Коллективное панно «Цветочная поляна»
11
1
Раздел 2 «Строение цветущего растения» (6 часов)
Особенности строения комнатных растений. Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица.
Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики).
13
1
Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья.
14
1
Цветок. Строение цветка. Соцветия.
15
1
Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
16
1
Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение
17
1
Раздел 3 «Особенности содержания комнатных растений» (24 часа)
Условия для произрастания комнатных растений.
Проектор. Презентации.
Земляная смесь. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: лейка, термометр, увлажнитель воздуха, пульверизатор.
Прививать детям чувство любви к природе необходимо с раннего детства. Опыт общения с природой может стать багажом гуманности, в котором нуждается современное общество. Создавать и сохранять, окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром - эта задача должна присутствовать в воспитательной работе с учащимися.
Принципы построения курса
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования :
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Организация процесса
Программа предполагает систему занятий, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
Для проведения кружка выбраны наиболее приемлемые формы проведения занятий. Учащиеся ведут наблюдения за растениями, выращивают разные виды комнатных растений с учителем, самостоятельно или с помощью родителей. Во время этой деятельности используется время общения с цветами для воспитания любви к природе. Занятия кружка проводятся не только в кабинете, но и на улице, во время проведения экскурсий. Беседы, постановка опытов, экскурсии, игры, рисование, наблюдения за растениями в течение года - все это позволяет сделать занятия кружка интересными, познавательными для детей. Программой предусмотрены возможности для привлечения учащихся к самостоятельной деятельности. Они готовят сообщения о растениях для занятий кружка, используя научно - познавательную литературу. Это развивает способности к творческой деятельности, стремление к знаниям, умение работать с литературой. Знания и умения, полученные на занятиях кружка, учащиеся применяют на уроках окружающего мира, технологии, на уроках биологии в старших классах, в повседневной жизни.