Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»
Образовательная программа «Художественная вышивка» является составной частью художественной направленности детей в Детско-юношеском центре. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.
Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.
По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.
Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Художественная вышивка»
Срок реализации программы: 1 год
Ческидова Валентина Григорьевна
педагог дополнительного образования высшей категории
Южноуральск 2017 г.
Информационная карта программы
ФИО педагога: Ческидова Валентина Григорьевна
Тип программы: узкопрофильная
Направленность деятельности: художественная
Уровень освоения образования: общекультурный, базовый
Форма реализации программы: индивидуально-групповая
Продолжительность реализации
программы: одногодичная
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Художественная вышивка» является составной частью художественной направленности детей в Детско-юношеском центре. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.
Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.
По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.
Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).
Практическая работа с учетом возраста детей направлена на овладение наиболее распространенными приемами вышивки – (крест, цветная гладь).
Поделки и изделия с вышивкой входят в нашу жизнь, как одно из ярких явлений прикладного творчества, в котором проявляется высокий художественный вкус народов мира, труд и талант многих поколений. К истокам народного творчества необходимо привлекать детей. Вышивка прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Она, как и любой другой вид народного творчества, постоянно совершенствуется и дополняется. Умеющие вышивать могут создавать и облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью, т.к. любая вышивка эксклюзивна.
Занятия художественной вышивкой способствуют:
-развитию творческой личности;
-воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности и терпеливости;
-развитию интереса и любви к народному искусству, художественного вкуса и мастерства у каждого обучающегося;
-эстетическому развитию личности ребенка;
-созданию творческой активности;
-формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о вышивке, обучаются приемам вышивки;
-психологической разгрузке и оздоровлению;
-созданию благоприятной среды для общения;
-организации полезного досуга детей;
-адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает программу актуальной.
Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.
Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии».
Цель программы- создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:
-Приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности.
-Воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу: доброты, красоты, трудолюбие, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально – активной личности.
-Формирование у детей навыков и приемов работы вышивкой, изготовления художественных традиционных и авторских изделий.
-Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровье сберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка.
-Развитие творческих и коммуникативных способностей к самостоятельности и творчески активного мышления.
-Включение учащихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества.
-Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия.
-Повышение само значимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках.
Дети знакомятся с историей развития народного рукоделия - вышивкой, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с простейшими и тамбурными швами, не сложными в выполнении, способствующими выработке первоначальных навыков в работе с иглой. С помощью этих швов дети усваивают орнаментальные мотивы, которые используются в изображении узоров растительного характера.
Дети знакомятся с более сложными техниками вышивки: белая гладь, художественная гладь, ажурная вышивка, вышивка бисером, вышивка крестом и вышивка шерстью. Это способствует развитию: владения техническими приемами, знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Дети знакомятся с основными приёмами вышивки лентами.
В реализации программы «Художественная вышивка» принимают участие дети 11-14 лет, которые достаточно усидчивые, отличаются любознательностью и стремлением овладеть видами художественно – прикладного творчества, имеющими практическое применение и дающими возможность заработать деньги.
Программа рассчитана на 1 года обучения (72 часа). Занятия проводятся 2 часа в неделю.
Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объему значительно больше теоретической части. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности монологическую речь и логическое мышление.
В основе организации учебно – воспитательного процесса лежат:
- технология развивающего дифференцированного обучения;
- личностно – ориентированная педагогика;
- педагогика сотрудничества и сотворчества.
Основной формой организации занятия является индивидуально – групповая форма.
Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетической, развлекающей, здоровье сберегающей образовательной среды, как комплекса комфортных психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.
Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программ являются: самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.
- Низкий уровень - 1-2 балла (учащиеся с трудом осваивают программу)
- Средний уровень - 3-4 балла (учащиеся легко осваивают программу)
- Высокий уровень - 5-6 баллов (учащиеся легко осваивают программу, проявляют активность и творческий подход к выполнению самостоятельных заданий)
В течение года обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволит им увидеть свою работу в сравнении с другими. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
Предполагаемые результаты программы:
-знания об истории развития народного творчества - вышивки;
-умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке и применять их при отделке разных изделий;
-технические навыки работы с инструментами;
-участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.
Обучающиеся будут знать:
-историю развития народного рукоделия: вышивки и аппликации.
-технику выполнения простейших стежков и тамбурных швов.
-принципы построения композиции на ткани.
-правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
-основные техники вышивки;
-алгоритм выполнения стежков;
-вливание цвета в вышивке пейзажа и натюрморта;
-технологию обработки готового изделия;
- правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Обучающиеся будут уметь:
-самостоятельно выполнять простейшие и тамбурные швы;
- изображать с помощью данных видов швов узоры растительного характера;
- выполнять алгоритм построения композиции на ткани;
- самостоятельно подбирать цветовую гамму нитей;
- работать с инструментом: иглы, ножницы, пяльцы.
- самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке;
- совмещать в вышиваемом изделии различные техники вышивки;
- владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;
- обрабатывать готовое изделие;
-самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру
Учебно - тематический план
№
п\п
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Водное занятие
2
2
-
2.
Основные швы
4
2
2
3.
Техника вышивания «художественная гладь».
8
2
6
4.
Техника вышивания «вышивка крестом».
8
2
6
5.
Техника вышивания «вышивка бисером».
8
2
6
6.
Изготовление изделий
40
6
34
7.
Итоговое занятие
2
2
-
Итого часов:
72
18
54
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 час).
Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (2 часа).
Методическое обеспечение: Журналы по вышивке.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба. Тетрадь, ручка.
2. Основные швы, используемые для украшения и отделки. (4 часа).
Теория: Сведения о технологии выполнения швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «петельный шов», «козлик», «бархатный шов», «тамбурный шов», «шов зигзаг». (2 часа).
Практика: Выполнение образцов. (2 часа).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы. Образцы с различными приемами вышивки.
Теория: Беседа. Виды швов: «пышечка», «листик», «гладь в раскол», «цветочек», «атласная гладь», «прорезная гладь», «теневая гладь». (2часа).
Практика: Выполнение образцов с данными швами. (6 часов).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
4.Техника вышивания «Вышивка крестом». (8 часа).
Теория: Знакомство со швами: простой крест, итальянский крест, болгарский крест, удлиненный крест, звездочка. (2часа).
Практика: Выполнение образцов с техникой «крест». (6часов).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
5.Техника вышивания «Вышивка бисером». (8 часа).
Теория: История возникновения. Виды бисера. Приемы: «вперед иголку», «в прикреп», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «монастырский», «обметочный». (2часа).
Практика: Вышивка косметички. (6 часов).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
6. Изготовление изделий. (40 часов).
Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (6 часов).
Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке. Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами. Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте. Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки. Инструменты и приспособления для ручной вышивки.
7.Итоговое занятие. (2часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (2часа)
Методическое обеспечение: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.
Литература для педагога
-А.Т.Хруханова «Основы технологии швейного производства» 2005 год
-А.С.Семёнов «Охрана труда и техника безопасности в процессе трудового обучения» 2008год.
-Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования» 2003 год.
-С.Б.Рождественская «Русская народная традиция в современном обществе» 2006 год.
-В.М.Василенко «Народное искусство» 2002 год.
-Т.М.Соколова «Орнамент-почерк эпохи» 2006 год.
Познавательная литература для обучающихся
- М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год .
- К.ВЮЯковлева «Чудо-чудное, диво-дивное» 2003 год.
-К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год.
- Ю.У.Максимов «У истоков мастерства» 2001 год.
- М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутки» 2008 год.
Учебно - тематический план
№
п\п
Разделы и темы
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
1.
Водное занятие
1
1
-
2.
Основные швы
2
1
1
3.
Техника вышивания «художественная гладь».
4
1
3
4.
Техника вышивания «вышивка крестом».
4
1
3
5.
Техника вышивания «вышивка бисером».
4
1
3
6.
Изготовление изделий
20
3
17
7.
Итоговое занятие
1
1
-
Итого часов:
36
9
27
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час).
Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (2 часа).
Методическое обеспечение: Журналы по вышивке.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба. Тетрадь, ручка.
2. Основные швы, используемые для украшения и отделки. (2 часа).
Теория: Сведения о технологии выполнения швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «петельный шов», «козлик», «бархатный шов», «тамбурный шов», «шов зигзаг». (1 час).
Практика: Выполнение образцов. (1 час).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы. Образцы с различными приемами вышивки.
Теория: Беседа. Виды швов: «пышечка», «листик», «гладь в раскол», «цветочек», «атласная гладь», «прорезная гладь», «теневая гладь». (1час).
Практика: Выполнение образцов с данными швами. (3 часа).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
4.Техника вышивания «Вышивка крестом». (4 часа).
Теория: Знакомство со швами: простой крест, итальянский крест, болгарский крест, удлиненный крест, звездочка. (1час).
Практика: Выполнение образцов с техникой «крест». (3часа).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
5.Техника вышивания «Вышивка бисером». (4 часа).
Теория: История возникновения. Виды бисера. Приемы: «вперед иголку», «в прикреп», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «монастырский», «обметочный». (1час).
Практика: Вышивка косметички. (3 часа).
Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.
6. Изготовление изделий. (20 часов).
Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (3 часа).
Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке. Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами. Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте. Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки. Инструменты и приспособления для ручной вышивки.
7.Итоговое занятие. (1час).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1час)