kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Образовательная программа «Художественная вышивка» является составной частью художественной направленности  детей в Детско-юношеском центре. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.

       Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.  Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.

      Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.

       По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.

       Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»










Дополнительная общеобразовательная

программа


«Художественная вышивка»


Срок реализации программы: 1 год





Ческидова Валентина Григорьевна

педагог дополнительного образования высшей категории
















Южноуральск 2017 г.

Информационная карта программы


ФИО педагога: Ческидова Валентина Григорьевна


Тип программы: узкопрофильная

Направленность деятельности: художественная


Уровень освоения образования: общекультурный, базовый


Форма реализации программы: индивидуально-групповая


Продолжительность реализации

программы: одногодичная



































Пояснительная записка.

Образовательная программа «Художественная вышивка» является составной частью художественной направленности детей в Детско-юношеском центре. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.

Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.

По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.

Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).

Практическая работа с учетом возраста детей направлена на овладение наиболее распространенными приемами вышивки – (крест, цветная гладь).

Поделки и изделия с вышивкой входят в нашу жизнь, как одно из ярких явлений прикладного творчества, в котором проявляется высокий художественный вкус народов мира, труд и талант многих поколений. К истокам народного творчества необходимо привлекать детей. Вышивка прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Она, как и любой другой вид народного творчества, постоянно совершенствуется и дополняется. Умеющие вышивать могут создавать и облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью, т.к. любая вышивка эксклюзивна.

Занятия художественной вышивкой способствуют:

-развитию творческой личности;

-воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности и терпеливости;

-развитию интереса и любви к народному искусству, художественного вкуса и мастерства у каждого обучающегося;

-эстетическому развитию личности ребенка;

-созданию творческой активности;

-формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о вышивке, обучаются приемам вышивки;

-психологической разгрузке и оздоровлению;

-созданию благоприятной среды для общения;

-организации полезного досуга детей;

-адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает программу актуальной.

Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.

Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии».

Цель программы- создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:

-Приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности.

-Воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу: доброты, красоты, трудолюбие, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально – активной личности.

-Формирование у детей навыков и приемов работы вышивкой, изготовления художественных традиционных и авторских изделий.

-Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровье сберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка.

-Развитие творческих и коммуникативных способностей к самостоятельности и творчески активного мышления.

-Включение учащихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества.

-Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия.

-Повышение само значимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках.

Дети знакомятся с историей развития народного рукоделия - вышивкой, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с простейшими и тамбурными швами, не сложными в выполнении, способствующими выработке первоначальных навыков в работе с иглой. С помощью этих швов дети усваивают орнаментальные мотивы, которые используются в изображении узоров растительного характера.

Дети знакомятся с более сложными техниками вышивки: белая гладь, художественная гладь, ажурная вышивка, вышивка бисером, вышивка крестом и вышивка шерстью. Это способствует развитию: владения техническими приемами, знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.

Дети знакомятся с основными приёмами вышивки лентами.

В реализации программы «Художественная вышивка» принимают участие дети 11-14 лет, которые достаточно усидчивые, отличаются любознательностью и стремлением овладеть видами художественно – прикладного творчества, имеющими практическое применение и дающими возможность заработать деньги.

Программа рассчитана на 1 года обучения (72 часа). Занятия проводятся 2 часа в неделю.

Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объему значительно больше теоретической части. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности монологическую речь и логическое мышление.

В основе организации учебно – воспитательного процесса лежат:

- технология развивающего дифференцированного обучения;

- личностно – ориентированная педагогика;

- педагогика сотрудничества и сотворчества.

Основной формой организации занятия является индивидуально – групповая форма.

Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетической, развлекающей, здоровье сберегающей образовательной среды, как комплекса комфортных психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.

Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.

Основными формами подведения итогов реализации программ являются: самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.

Динамику совершенствования творческих навыков учащихся педагогу помогут проверить контрольные задания. Оцениваются знания, умения, навыки обучающихся детей по 3 – уровневой системе: репродуктивный, эвристический, креативный.

- Низкий уровень - 1-2 балла (учащиеся с трудом осваивают программу)

- Средний уровень - 3-4 балла (учащиеся легко осваивают программу)

- Высокий уровень - 5-6 баллов (учащиеся легко осваивают программу, проявляют активность и творческий подход к выполнению самостоятельных заданий)

В течение года обучающиеся принимают участие в различных выставках детского творчества, что позволит им увидеть свою работу в сравнении с другими. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.




Предполагаемые результаты программы:

-знания об истории развития народного творчества - вышивки;

-умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке и применять их при отделке разных изделий;

-технические навыки работы с инструментами;

-участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.


Обучающиеся будут знать:

-историю развития народного рукоделия: вышивки и аппликации.

-технику выполнения простейших стежков и тамбурных швов.

-принципы построения композиции на ткани.

-правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

-основные техники вышивки;

-алгоритм выполнения стежков;

-вливание цвета в вышивке пейзажа и натюрморта;

-технологию обработки готового изделия;

- правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.


Обучающиеся будут уметь:

-самостоятельно выполнять простейшие и тамбурные швы;

- изображать с помощью данных видов швов узоры растительного характера;

- выполнять алгоритм построения композиции на ткани;

- самостоятельно подбирать цветовую гамму нитей;

- работать с инструментом: иглы, ножницы, пяльцы.

- самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке;

- совмещать в вышиваемом изделии различные техники вышивки;

- владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;

- обрабатывать готовое изделие;

-самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру



Учебно - тематический план




п\п

Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Водное занятие

2

2

-

2.

Основные швы

4

2

2

3.

Техника вышивания «художественная гладь».

8

2

6

4.

Техника вышивания «вышивка крестом».

8

2

6

5.

Техника вышивания «вышивка бисером».

8

2

6

6.

Изготовление изделий

40

6

34

7.

Итоговое занятие

2

2

-


Итого часов:

72

18

54

Содержание программы


1. Вводное занятие (2 час).

Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (2 часа).

Методическое обеспечение: Журналы по вышивке.

Дидактическое обеспечение: Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба. Тетрадь, ручка.

2. Основные швы, используемые для украшения и отделки. (4 часа).

Теория: Сведения о технологии выполнения швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «петельный шов», «козлик», «бархатный шов», «тамбурный шов», «шов зигзаг». (2 часа).

Практика: Выполнение образцов. (2 часа).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы. Образцы с различными приемами вышивки.

3. Техника вышивания «Художественная гладь». (8часа).

Теория: Беседа. Виды швов: «пышечка», «листик», «гладь в раскол», «цветочек», «атласная гладь», «прорезная гладь», «теневая гладь». (2часа).

Практика: Выполнение образцов с данными швами. (6 часов).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.

4. Техника вышивания «Вышивка крестом». (8 часа).

Теория: Знакомство со швами: простой крест, итальянский крест, болгарский крест, удлиненный крест, звездочка. (2часа).

Практика: Выполнение образцов с техникой «крест». (6часов).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.

5. Техника вышивания «Вышивка бисером». (8 часа).

Теория: История возникновения. Виды бисера. Приемы: «вперед иголку», «в прикреп», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «монастырский», «обметочный». (2часа).

Практика: Вышивка косметички. (6 часов).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.


6. Изготовление изделий. (40 часов).

Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (6 часов).

Практика: Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой. (34 часа).

Методическое обеспечение: М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке. Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами. Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте. Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки. Инструменты и приспособления для ручной вышивки.

7.Итоговое занятие. (2часа).

Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (2часа)

Методическое обеспечение: Стенд.

Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.



Литература для педагога

-А.Т.Хруханова «Основы технологии швейного производства» 2005 год

-А.С.Семёнов «Охрана труда и техника безопасности в процессе трудового обучения» 2008год.

-Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования» 2003 год.

-С.Б.Рождественская «Русская народная традиция в современном обществе» 2006 год.

-В.М.Василенко «Народное искусство» 2002 год.

-Т.М.Соколова «Орнамент-почерк эпохи» 2006 год.

Познавательная литература для обучающихся

- М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год .

- К.ВЮЯковлева «Чудо-чудное, диво-дивное» 2003 год.

-К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год.

- Ю.У.Максимов «У истоков мастерства» 2001 год.

- М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутки» 2008 год.



Учебно - тематический план




п\п

Разделы и темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Водное занятие

1

1

-

2.

Основные швы

2

1

1

3.

Техника вышивания «художественная гладь».

4

1

3

4.

Техника вышивания «вышивка крестом».

4

1

3

5.

Техника вышивания «вышивка бисером».

4

1

3

6.

Изготовление изделий

20

3

17

7.

Итоговое занятие

1

1

-


Итого часов:

36

9

27

Содержание программы


1. Вводное занятие (1 час).

Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (2 часа).

Методическое обеспечение: Журналы по вышивке.

Дидактическое обеспечение: Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба. Тетрадь, ручка.

2. Основные швы, используемые для украшения и отделки. (2 часа).

Теория: Сведения о технологии выполнения швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «петельный шов», «козлик», «бархатный шов», «тамбурный шов», «шов зигзаг». (1 час).

Практика: Выполнение образцов. (1 час).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы. Образцы с различными приемами вышивки.

3. Техника вышивания «Художественная гладь». (4часа).

Теория: Беседа. Виды швов: «пышечка», «листик», «гладь в раскол», «цветочек», «атласная гладь», «прорезная гладь», «теневая гладь». (1час).

Практика: Выполнение образцов с данными швами. (3 часа).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.

4. Техника вышивания «Вышивка крестом». (4 часа).

Теория: Знакомство со швами: простой крест, итальянский крест, болгарский крест, удлиненный крест, звездочка. (1час).

Практика: Выполнение образцов с техникой «крест». (3часа).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.


5. Техника вышивания «Вышивка бисером». (4 часа).

Теория: История возникновения. Виды бисера. Приемы: «вперед иголку», «в прикреп», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «монастырский», «обметочный». (1час).

Практика: Вышивка косметички. (3 часа).

Методическое обеспечение: К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 2009 год. М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами. Нитки мулине, игла для ручной вышивки, канва, пяльцы.


6. Изготовление изделий. (20 часов).

Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (3 часа).

Практика: Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой. (17 часов).

Методическое обеспечение: М.М.Левидова «Цветилиния» 2006год.

Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке. Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами. Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте. Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки. Инструменты и приспособления для ручной вышивки.

7.Итоговое занятие. (1час).

Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1час)

Методическое обеспечение: Стенд.

Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка»

Автор: Ческидова Валентина Григорьевна

Дата: 15.12.2017

Номер свидетельства: 444605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная вышивка лентами»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchieobrazovatiel_naia_proghramma_khudozhiestviennaia_vysh_1"
    ["file_id"] => string(6) "445791"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513869116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства