Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии»
Муниципальное автономная общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 66 г. Екатеринбурга
Дополнительная общеобразовательная программа
по хореографии
Автор программы
Таланкина Татьяна Геннадьевна
Екатеринбург, 2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) 7
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 10
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Хореография» 12
Учебно-тематический план 1 года обучения 12
Учебно-тематический план 2 года обучения 13
Учебно-тематический план 3 года обучения 14
Рабочая программа 15
Методическое обеспечение 24
Техника безопасности на занятиях настольным теннисом 25
Список рекомендуемой литературы для педагогов 27
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография» (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом и другими локальными нормативными актами Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 66 г. Екатеринбурга (далее – МАОУ СОШ № 66).
Настоящая программа является адаптированной к условиям работы в рамках общеобразовательного учреждения. Образовательная программа по хореографии составлена на основе следующихавторских программ,нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
«Классический танец» автор Певхенен Э.Н, Челябинск 1991г.
«Историко-бытовой и современный бальный танец» составитель Бахто С.Е, Москва 1983г.
«Народно-сценический танец» автор Борзов А.А, Москва 1987г.
«Программа воспитания творческой личности средствами хореографии» авторы Нарская Т.Б, Ивлева Л.Д, Челябинск 1990г.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей, приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей. Министерства образования и науки России от 11.12.2006г. № 06-1844
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей. Министерства образования и науки России 03.06.2003г.
В разработке и реализации программы «Хореография» имеют место методические рекомендации профессора Нарской Т.Б и профессора, кандидата педагогических наук Ивлевой Л.Д. Челябинской государственной академии культуры и искусств. В своей программе «Воспитание творческой личности средствами хореографии
Искусство хореографии вносит определенный вклад в художественно- эстетическое воспитание детей. Занятия танцами учат красоте и выразительности движений, формируют правильную осанку, развивают музыкальность и чувство ритма. Хореография оказывает комплексное воспитательное влияние на физическую и духовную культура человека. Скромностью, вежливостью, чувством меры обладает не каждый взрослый человек. Танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека, особенно ребенка, обучает правил поведения, хорошим манерам, культуре общения между людьми. Занятия танцем помогают воспитывать волевые качества и характер человека.
Танец - это источник эстетического удовлетворения. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения и па.
В танцевальном искусстве красота и совершенство форм неразрывно связано с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. С помощью классического танца, мы можем обеспечить такие условия для человеческой деятельности, которые помогают раскрыть ребенку его творческий потенциал и нравственные возможности личности.
Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначения–досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.
Особенность программы состоит в том, что большая часть урока, на первом году обучения, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, в котором по годам обучения расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель программы:
Обучить детей основам хореографии.
Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Задачи:
Сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала.
Научить выразительности и пластичности движений.
Формировать фигуру, ловкость, выносливость и физическую силу.
Дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
Освоить более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, пластичность и выразительность
Развить гибкость.
Задачи 3 года обучения:
Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.
Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выборочность, владеть движениями стопы.
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что группа третьего года обучения самостоятельно работают в постановке танца.
При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном происходит через подражательные игры. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
«Я учитель танцев»
«Я балетмейстер-постановщик»
Творческие ситуации разыгрываются как при индивидуальной, так и при коллективной работе.
Методика преподавания в кружках в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
Дети формируются в группы по возрастным особенностям:
Младшая группа 7-9 лет. Количество обучающихся 15 человек. Занятия проходят 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 ч
Средняя группа 10-13 лет. Количество обучающихся 15 человек. Занятия проходят 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 час.
Старшая группа 14-17 лет. Количество обучающихся 15 человек. Занятия проходят 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2 часа
Сроки реализации образовательной программы три года. Особенное внимание уделяется детям младшей группы. Делается акцент на партерном экзерсисе. В первый год занятий педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности. Второй этап обучения связан с ускорением темпа. Третий этап – с усложнением курса и усовершенствование изученного.
Группы форм организации обучения: по количеству детей – групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, конкурсы, фестивали, отчетные концерты; по дидактической цели – вводное занятие, по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны, этапа соответствуют группам начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбука классического, народно-сценического и эстрадного танца, что способствует гармоничному развитию танцевальных способностей обучающихся а. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над постановками. Программа дана по годам обучения, в течении которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии.
На каждом этапе обучения дается материал по основным четырем разделам:
азбука музыкального движения;
элементы классического танца;
элементы народно-сценического танца;
элементы эстрадного танца.
дополнительный этап обучения:
1) творческая деятельность;
2) актерское мастерство.
Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в хореографическом кружке границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, эстрадного и народного танца. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.
В основе преподавания азбуки музыкального движения, классического, народного, эстрадного танца лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.
Первый раздел включает коллективно - порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Второй раздел включает элементы классического и эстрадного танца и упражнения, подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку, способствуют развитию координации движений.
В хореографический кружок принимаются физически здоровые дети в возрасте от 7-8 лет. По мере их продвижения по программе они объединяются в возрастные группы.
Режим занятий. Занятия в каждой группе, как правило, проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с младшими школьниками по 1 академическому часу. На втором году обучения 2 часа 2 раза в неделю. На третьем по 2 часа 3 раза в неделю.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
Приобрести пластику.
Знать позиции ног и рук классического танца.
Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
Знать положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное». Знать разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и рон де жамб пар тер).
Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при духтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге.
Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы, элементы русского танца.
Уметь исполнить переменный шаг.
Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
В конце 2 года обучения дети должны знать:
Знать правила постановки рук, группировки рук танце
Уметь закрыть руку, заканчивая движение в адажио.
Уметь акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 –м размере.
Слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях.
Иметь навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону),
Знать положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции.
Знать характерные движения рук в танцах.
Различать особенности маршевой музыки (спортивной, военной).
В процессе обучения применяются следующие виды контроля обучающихся:
1. Вводный, организуемый в начале учебного года.
2. Текущий, проводится в ходе учебного года.
3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.
4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме концертов, участие в новогодних представлениях для детей, смотрах и фестивалях как районного так и республиканского значения. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, население, подводятся итоги и оценивается работа детей за учебный год.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма реализации программы: очная.
Формы организации обучающихся на учебных занятиях: групповая, индивидуально.
Форма проведения учебно-тренировочных занятий: теоретическое, практическое, комбинированное.
Формы и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса: выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности обучающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития;
Диагностика результатов проводится в виде концертов, открытых уроков.
В группы зачисляются обучающиеся в возрасте от 8 до 17 лет, желающие заниматься хореографией, имеющие разрешение врача.
Рекомендации по организации учебно-тренировочных занятий:
№ п/п
Раздел программы
Форма организации и проведения занятия
Методы и приёмы организации учебно-тренировочного процесса
Специальная литература, наглядный материал (плакаты, видеозаписи, таблицы, схемы), правила
Опрос
2.
Общефизическая
подготовка
Индивидуальная,
групповая
Словесный, наглядный показ, упражнения индивидуальные, групповые, в парах
Спортивный инвентарь
Открытый урок.
3.
Специальная физическая подготовка
Индивидуальная,
групповая
Словесный, наглядный показ, упражнения индивидуальные, групповые, в парах
Спортивный инвентарь
Выступление на концерте.
4.
Техническая подготовка
Индивидуальная,
групповая,
Словесный, наглядный показ, упражнения индивидуальные, групповые, в парах
Спортивный инвентарь
Участие в школьном конкурсе.
5.
Тактическая подготовка
Групповые
Словесный, наглядный показ, групповые, в парах
Спортивный инвентарь
Участие в районных, городских конкурсах.
6.
Концертная подготовка.
Групповые
Практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра
Спортивный инвентарь
Отчётный концерт.
7.
Психологическая подготовка
Индивидуальная,
групповая
Беседы, упражнения, тренинга
Тестирование, собеседование
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Хореография» Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
1.2
Партерный экзерсис
32
2
30
1.3
Азбука музыкального движения
19
19
1.4
Элементы классического танца
15
1
14
1.5
Элементы народно-сценического танца
15
1
14
1.6
Элементы эстрадного танца
39
1
38
1.7
Работа над репертуаром
40
1
39
2.
Сценическое движение.
2.1
Творческая деятельность.
30
30
2.2
Музыкально-танцевальные игры.
15
15
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов
10
-
10
Итого
216
7
211
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
1.2
Азбука музыкального движения
21
2
19
1.3
Элементы классического танца
36
36
1.4
Элементы народно-сценического танца
35
2
33
1.5
Элементы эстрадного танца
38
2
36
1.6
Работа над репертуаром
40
-
40
2.
Творческая деятельность.
30
30
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.
15
15
Итого
216
7
209
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Учебно-тренировочная работа
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
1.2
Азбука музыкального движения
20
2
18
1.3
Элементы классического танца
20
20
1.4
Элементы народно-сценического танца
30
2
28
1.5
Элементы эстрадного танца
70
2
68
1.6
Работа над репертуаром
60
-
60
2.
Творческая деятельность.
10
10
3.
Мероприятия воспитательного характера
3.1
Беседы. Прослушивание музыки, посещение концертов.
5
5
Итого
216
7
209
Рабочая программа
1 год обучения.
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание материала: данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Тема 1.2: Партерный экзерсис.
Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Содержание материала: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде ра боты над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала:
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки,)
Тема 1.4: Элементы классического танца.
Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в вы воротной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем дер жась одной рукой, тоя боком к станку.
Демиплие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).
Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Цель: Научить элементам русского танца и характерным чертам исполнения. Прививать детям любовь к народным танцам.
Содержание материала: Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности на родных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Практические занятия. Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
При падание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.
Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.
Цель: Вырабатывать выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Положительно воздействовать на эмоциональное состояние детей при помощи музыки.
Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: ознакомление детей с искусством хореографии. Идеи добра и зла, персонажи.
Практическая работа: прослушивание музыкальных фрагментов Посещение концертов.
2 год обучения.
Раздел 1. Учебно-тренировочная работа.
Тема 1.1: Вводное занятие.
Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о костюме для занятий и личной гигиене.
Содержание материала: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.
Методическое обеспечение: текст вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
Тема 1.2: Азбука музыкального движения.
Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях. Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие – ритм.
Содержание материала: Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка.
Практическая работа: акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс - полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.
Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.
Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Содержание материала: Дополнительно изучается уровень подъема ног, на пример положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена. Практическая работа: подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении - тан релеве пар тэр. Прыжки - с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
Батман фраппэ сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад.
Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.
Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.
Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер бы строй польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.
Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.
Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.
Па курю - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.
Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные движения у станка и середине. Разучить элементы народных танцев.
Содержание материала: Упражнения у станка и на середине - подготовка к более четкому исполнению народных движений. Точные позиции положения и движения рук в танцах народов мира. Особенности стиля исполнения. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.
Практическая работа: Станок. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу. Переступание на полупальцах. «Ковырялочка» - разучивается у станка заново.
Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к веревочке), в открытом и закрытом положении на всей стопе одной ноги. Подготовка к каблучным движениям.
Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная до рожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.
Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом
Элементы стилизованного танца. Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.
Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.
Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.
Практическая работа: движения - связки (па де буре). Закономерности координации движений рук головы в пор де бра.
Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым по строением. Размер 2/4, темп — модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад). Рон де жамб пар тер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.
Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп — модерато). Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок од--ной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте. Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро (подвижно).
Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить русский стилизованный танец.
Содержание материала: Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)
Практическая работа: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полупрседании на одной ноге. Русский стилизованный танец «Лети, лето.» Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели.» Припадания. Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон , (русские народные песни в современной обработке), станок.
Тема 1.5: Эстрадный танец
Цель: Познакомить детей с современным танцем
Содержание материала: характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений.
Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски ( Современные мелодии российской и зарубежной эстрады),
Тема 1.6: Работа над репертуаром.
Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.
Содержание материала: изучение движений танцев - «Веселая зарядка», «Нахолка»
Тема 3.1. Беседы об искусстве, прослушивание музыки. Посещение концертов.
Цель: приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру. Развить тонкое восприятие хореографического искусства.
Содержание материала: беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий.
Методическое обеспечение: Прослушивание мелодий.
Методическое обеспечение
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Обучающиеся, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки, мальчики – шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой, ОБЖ, МХК.
Техника безопасности на занятиях настольным теннисом
1. Общие требования безопасности на занятиях по хореографии.
Для занятий хореографии танцевальная площадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.
К занятиям допускаются учащиеся:
прошедшие инструктаж по технике безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую условиям проведения занятий.
Обучающийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал и выполнять упражнения с разрешения учителя;
знать и выполнять настоящую инструкцию.
2. Требования безопасности перед началом занятий по хореографии:
Учитель должен:
заранее продумать расстановку детей расположение инвентаря в танцевальном зале, чтобы каждый имел достаточно места для выполнения задания;
Обучающийся должен:
снять ювелирные украшения с острыми углами на время урока во избежание травмоопасных ситуаций (для девочек).
под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
3. Требования безопасности во время занятий по хореографии:
Учитель должен:
следить за детьми во время выполнения упражнений, своевременно корректируя их расположение на танцевальной площадке;
не давать детям излишне эмоциональных заданий, после которых они не контролируют собственную моторику .
Обучающийся должен:
не выполнять упражнения без предварительной разминки;
не размахивать реквизитом ;
при перемещениях исполнение упражнения – смотреть, где находятся другие учащиеся;
не стоять близко к обучающимся, которые выполняют упражнения с предметами;
во избежание травм исключать слишком резкое изменение своего движения.
при выполнении упражнений соблюдать интервал и дистанцию;
при ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность преподавателя.
4. Требования безопасности по окончании занятий.
Обучающийся должен:
организованно покинуть место проведения занятия;
переодеться в раздевалке, снять танцевальный костюм и обувь;
тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от участия в образовательном процессе.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г
Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964
Валанова А. «Основы классического танца» М. 1964
Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975
Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971
Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981