Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут
Народных праздников во многих странах мира
Основной идеей данной программы является создание наиболее благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого
ребёнка, способствующего его саморазвитию.
Невозможно научить человека чуткому и бережному отношению к тому,
что его окружает, без воспитания в нём любви к природе и искусству.
Эта программа даёт возможность ребёнку получить более глубокие знания в области модульного оригами, а создание своеобразной среды на занятиях
способствует активизации процессов, самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности.
Приобретение комплексных знаний в процессе работы модульного оригами
позволяет обучающимся проецировать впечатления и ощущения окружающего мира на продукт своей творческой деятельности, воплощать их в своих творческих процессах.
Программа позволяет формировать способности личности адаптироваться
в современных социально-экономических условиях
Занятия оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.
Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость.
Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание,
сосредоточенность. Роме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение.
Цель программы:
Создание максимально благоприятных условий для выявления и развития
интересов, склонностей и творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающая часть – познакомить детей с основными методами и приёмами модульного оригами.
Развивающая часть – развивать эстетический и художественный вкус,
Практика. Знакомство с инструментами и работы с ними
5. Методы и приёмы работы с бумагой
Теория. Методы сборки модуля.
Практика. Подготовка бумаги, складывание, способы соединение модулей, замкнутый начальный ряд, изнаночные и лицевые модули, сборка корзины.
6.Сборка плоских фигурок
Теория. Качество и цвет бумаги.
Практика. Соединение модулей в плоские фигурки: змейка, ящерица, морская звезда, снежинка, рыбка, бабочка.
7.Аппликация с использованием модулей
Теория. Сочетание методов аппликации и оригами.
Практика. Составление композиций, подготовка модулей к аппликации. Изготовление композиций: «Светит солнце», «Цветной луг», «Цыплята на лугу», «Ваза для цветов», «Зайчик на полянке»,
8.Изучение личности ребенка
Анкетирования в начале года «Вот я какой»
Диагностика.
9.Воспитательно-досуговая деятельность
Интегрированный цикл бесед по гражданско-патриотическому воспитанию и праву
Коллективно творческие дела.
Интеллектуальные игры на темы жизнеобеспечения.
Здоровье сбережение: динамические паузы, подвижные игры.
Спортивные соревнования, праздники.
Викторины.
Деловые игры.
Ролевые игры.
Экскурсии
10.Итоговая аттестация по методики педагога для каждого года обучения
11.Итоговое занятие
Выставка детских работ
По завершению первого года обучающиеся должны:
Знать – технику безопасности при работе с материалом и используемыми инструментами,
правила подготовки своего рабочего места.
Уметь – Изготавливать простейшие варианты поделок
Работать с картоном и бумагой.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№.
Тема
Теория
Практика
Всего
1.
Знакомство с содержанием второго года обучения. Инструктаж по Т.Б.
1
2
3
2
Работа с бумагой. Сборка кукол: Мальвина Белоснежка, Ангелочек
13
26
39
3
Модульное оригами с элементами «Квиллинга»
7
14
21
4
«Квиллинг»
10
20
30
5.
Вязание крючком
10
20
30
6
Работа с бумагой. Сказочные персонажи.
13
26
39
7
Изготовление рамок из модулей
3
9
12
8
Воспитательно-досуговая деятельность
12
24
36
9
Итоговая аттестация
3
3
10
Персональные выставки
3
3
69
147
216
Содержание работы второго года обучения
1.Знакомство с содержанием программы 2-го года обучения
Инструктаж по техники безопасности.
Теория. Цель, задачи, ожидаемые результаты от реализации программы.
Значимость для обучающихся детей.
Профилактика травматизма на занятиях.
Практика. Интеллектуальные настольные игры по технике безопасности
2. Сборка кукол из модулей: Мальвина, «Красная шапочка», «Белоснежка», «Ангелочек»
Теория: - Чтение сказок «Буратино», «Красная шапочка», Белоснежка и семь гномов
Практика: - сборка изделий по новой технологии с навесными модулями
3.Модульное оригами в сочетании с «Квиллингом»
Теория – Методы и приёмы украшения «Квиллингом» изделия из модулей
Практика. Украшение платья, фонтан для кита и т.д.
4 «Квислинг»
Теория. Что такое «Квиллинг»
Теория. Методы и приёмы её выполнения
Практика. Создание несложных композиций.
5.Вязание крючком.
Теория. Познакомить с крючком и качеством пряжи.
Практика. Вязание цепочки, цветов и листиков.
6. Работа с цветной бумагой.
Составление сказочных композиций.
Теория. Чтение художественной литературы, рассматривание
иллюстраций и готовых изделий.
Практика. Создание своих сказочных персонажей.
7.Изготовление рамок
Теория. Рассказать и показать несколько образцов.
Практика. Воплотить полученные знания в работе
8.Воспитательно-досуговая деятельность.
Спортивные соревнования, праздники.
Викторины.
Деловые и ролевые игры.
Экскурсии
Выставки детских работ
Интеллектуальный цикл бесед по гражданско- патриотическому
воспитанию и праву, здоровью, дорожному движению и т.д.
Выставки детских работ.
По завершению второго года учащиеся должны:
Знать: - технику безопасности с материалом и используемыми инструментами, правила подготовки своего рабочего места.
Свойства бумаги и её использование
Историю бумаги и её происхождение
Учащиеся должны уметь:
Подбирать необходимый материал и инструменты, нужные для данной работы.
Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом
Пользоваться схемами
Выполнять сложные изделия по схемам.
Анализировать образец и свою работу.
Составлять композицию из готовых поделок
Самостоятельно проводить исследования.
Учебно-тематический план
третьего года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Итого
1
Вводная часть. Знакомство с содержанием программы 3 года обучения
1
2
3
2
Работа с бумагой. Птицы (использование природного материала)
3
36
39
3
Вязание крючком. (вязание по схемам)
3
27
30
4
Работа с бумагой (оригами) «Сказочные домики и дворцы.»
3
36
39
5
Вышивка лентами
3
36
39
6
Работа с оригами. «Деревья и кусты»
3
21
24
7
Воспитательно-досуговая деятельность
12
24
36
8
Итоговая аттестация
3
3
9
Персональная выставка. Конкурсы.
3
3
28
188
216
Содержание работы
третьего года обучения
1.Введение в общеобразовательную программу
третьего года обучения.
Инструктаж по технике безопасности с 1-9 «Осторожно гололёд»
Теория - цель и задачи ожидаемого результата. Профилактика травматизма.
Практика – Интеллектуальные игры по технике безопасности.
2 Работа с бумагой. Птицы. (использование природного материала)
Теория – Заготовка и использование природного материала
Практика – Сборка туловища из модулей, лапки из веточек
3.Вязание крючком (салфетки)
Теория – Обратить внимание на технику выполнения, соединения и передачу рисунка.
Практика – Вязание салфетки по схеме.
4.Работа с бумагой (оригами)
«Сказочные домики и дворцы»
Теория – Чтение сказок: «Царевна лягушка», «Сказка о золотой рыбке»,«Золушка» «Морозко»,и .т.д. Рассмотреть иллюстрации сказочных дворцов
Обратить внимание на форму, размер и цвет.
Практика – Сборка дворца для золушки.
5.Вышивка лентами.
Теория – Знакомство с новым видом деятельности её технологией
Подбор ткани и лент.
Практика – Вышивка простого рисунка.
6.Работта с бумагой (оригами) «Деревья и цветы»
Теория – Обратить внимание на строение растение, форму и цвет.
Подбор модулей по размеру.
Практика – Сборка изделий: ёлочки, берёзы, одуванчика и тюльпана.
7.Воспитательна-досуговая деятельность.
Интегрированный цикл занятий
Праздники.
Викторины.
Конкурсы.
Экскурсии в музеи.
Участие в городских и районных выставках.
Учащиеся должны знать:
1Правила санитарии и гигиены безопасного труда.
2.Основные приёмы работы.
3.Правила техники безопасности
«Охрана труда обучающегося» Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома и общественных местах
«Инструкции по пожарной безопасности»
«Инструкции по правилам дорожного движения и поведения в транспорте»
«Инструкция по оказанию первой помощи.»
Должны уметь:
1.Подбирать необходимый материал и инструменты нужные для данной работы.
2.Пользование схемой и технической картой.
3.Анализировать свою работу и товарищей.
4.Самостоятельно составлять схемы и карты
5.Составлять композиции из готовых поделок.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для самостоятельного художественного творчества.
2.Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребёнка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
3.Воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда, умение работать в коллективе, принимать на себя различные роли, совместно трудиться над поставленной задачей
4.Развитие образного, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих и конструкторских способностей, пробуждения желания творить самостоятельно.
5.Овладение практическими способностями планирования, организации и объективной оценки своей работы, опытом создания изделия.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные.и практические, игры, праздники конкурсы и др
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми.
Индивидуально - фронтальный – чередование индивидуально и фронтальных форм работы.
Групповой – организация работы в группах
Индивидуальный – индивидуальное выполнение задания.
Методическое обеспечение
Модульное оригами – увлекательная бумажная технология: в ней складывают объёмные композиции из своеобразного конструктора –разноцветных базовых модулей. Чтобы научить, обучающихся собирать фигурки, надо начать с самой
простой модели, постепенно усложняя способы соединения модулей, что позволяет придать фигуркам ту или иную форму (Анна Зайцева «Модульное оригами.)
Для успешного функционирования необходимо по возможности подбирать узоры и композиции для изделия, соответствующие интересам и склонностям участников.
Предоставлять возможность самостоятельно отбирать мотивы и располагать их на изделии, подбирать цветовые сочетания и технику выполнения. Обязательно педагог должен помочь довести изделие, до определённого эстетического вида, что будет способствовать росту престижа обучающихся и более серьёзному отношению к своему творчеству, а также росту популярности занятий в нём.
После выполнения 2-3 работ можно устроить промежуточные просмотры с приглашением мам и бабушек, с обсуждением наиболее удачных работ.
Педагогу следует преимущественно использовать тактику одобрения,
акцентируя внимание на успехах детей. Проанализировать вместе со всеми
причину неудачи.
Заранее психологически и практически готовить детей к итоговой выставке,
усилить декоративность готовых изделий, использовать не только бумагу, но и подходящие по цвету бусы, блёстки, что придаёт изделиям лучший эстетический вид и послужит рекламой кружка данного объединения.
Прекрасным дополнением оригами служат элементы, выполненные в технике «Квиллинга (бумаг кручение). Это позволит сделать фигурку ярче, колоритнее
Очень важно провести обучающего через все этапы создания фигурки, при этом ребенку необходимо объяснить правила техники безопасности.
Учитывая возраст обучающихся, необходимо организовать их широкое общение с людьми, увлечёнными таким же или близким рукоделием, использовать и привлекать с этой целью родителей, бабушек и других родственников.
Посещать выставки народного творчества: городские и районные.
Литература:
1.«Объёмные игрушки из бумаги» (модульное оригами)
Виктория и Владимир Серовы - 2012 г.
2.»Секреты модульного оригами»
Анна Зайцева – 2014 г.
3.»Красивая игрушка» (модульное оригами)
Анна Зайцева – 2014 г.
4.»Энциклопедия модульного оригами»
Мария Тихова – 2014 г.
Работа с родителями.
Эта работа направлена на организацию сотрудничества в интересах обучающегося, формирования общих подходов к воспитанию, обучению, личностному общению.
В течении учебного года родители приглашались на все массовые мероприятия и открытые занятия.
Педагог осуществлял сотрудничество с родителями воспитанников, проводились родительские собрания:
- Мульти тренинг, как форма нравственного воспитания. (сентябрь)
- Диалог в семейном общении.
«Роль семейного досуга в воспитании моральных качеств.» (ноябрь)
- «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника.» (февраль)
- «Влияние на детей видео и телеинформации.» (май)
В детском объединении сформирован родительский комитет, осуществляющий организационную помощь в проведении мероприятий
По желанию родителей были проведены беседы и консультации.