Документация классного руководителя (в помощь учителю)
Документация классного руководителя (в помощь учителю)
Классный руководитель- это не просто организатор, это – дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя- это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании мира детей.
Классный руководитель назначается директором школы, как правило, из учителей, работающих в данном классе.
Он организует и направляет воспитательный процесс во вверенном ему коллективе учащихся в тесном взаимодействии с администрацией и учителями школы, их родителями. В практике школ сложилась определённая система воспитательной работы классных руководителей, на основании чего можно определить следующие их основные функции:
Планирует воспитательную работу с классом, обеспечивает её выполнение;
Всесторонне изучает личности учащихся;
Проводит многообразную внеурочную работу по организации и сплочению классного коллектива;
Развивает познавательные интересы и способности школьников, их профессиональную ориентацию и формирует жизненные планы с учётом индивидуально- психологических особенностей каждого ученика;
Организует работу ученического самоуправления в классе;
Оказывает содействие вовлечению своих воспитанников в общешкольное дело;
Организует индивидуальную работу с учащимися(педагогически запущенные дети);
Обеспечивает единства педагогических требований к учащимся со стороны всех учителей работающих в классе, а также единства требований школы и семьи;
Организует работу с родителями своего класса, направляет работу родительского комитета;
Обеспечивает правильное ведение(делопроизводства) установленной документации по классу, осуществляет контроль за состоянием дневников учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Документация классного руководителя (в помощь учителю) »
Классный руководитель
Классный руководитель- это не просто организатор, это – дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя- это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании мира детей.
Классный руководитель назначается директором школы, как правило, из учителей, работающих в данном классе.
Он организует и направляет воспитательный процесс во вверенном ему коллективе учащихся в тесном взаимодействии с администрацией и учителями школы, их родителями. В практике школ сложилась определённая система воспитательной работы классных руководителей, на основании чего можно определить следующие их основные функции:
Планирует воспитательную работу с классом, обеспечивает её выполнение;
Всесторонне изучает личности учащихся;
Проводит многообразную внеурочную работу по организации и сплочению классного коллектива;
Развивает познавательные интересы и способности школьников, их профессиональную ориентацию и формирует жизненные планы с учётом индивидуально- психологических особенностей каждого ученика;
Организует работу ученического самоуправления в классе;
Оказывает содействие вовлечению своих воспитанников в общешкольное дело;
Организует индивидуальную работу с учащимися(педагогически запущенные дети);
Обеспечивает единства педагогических требований к учащимся со стороны всех учителей работающих в классе, а также единства требований школы и семьи;
Организует работу с родителями своего класса, направляет работу родительского комитета;
Обеспечивает правильное ведение(делопроизводства) установленной документации по классу, осуществляет контроль за состоянием дневников учащихся.
Деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы школы
Классный руководитель- член педагогического коллектива и педагогического совета школы. Всю организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями своего класса.
Система работы классного руководителя- это совокупность взаимосвязанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия на школьников в целях формирования у них качеств личности.
Основные разделы работы классного руководителя:
Изучение учащихся
Изучение класса и каждого ученика в отдельности. В результате этого создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы в классе, для индивидуального подхода к учащимся.
Организация и воспитание классного ученического коллектива
Один из основных разделов классного руководителя. Сплачивая учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. Он влияет на отдельных учащихся и на класс в целом не только силой своего авторитета, но и путём формирования общественного мнения классного коллектива.
Повышение качества знаний и укрепление дисциплины учащихся
Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина- важнейшие показатели правильной организации учебной и воспитательной работы в классе. Классный руководитель проявляет заботу в повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учащихся и второгодничества в своём классе.
Организация и проведение внеурочной(внеклассной)воспитательной работы
Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется разнообразной внеурочной воспитательной деятельностью. Центральное место во внеклассной воспитательной работе занимает патриотическое, гражданское воспитание- формирование устойчивой жизненной позиции учащихся, подготовка к активному участию в общественной жизни.
Помощь ученическому самоуправлению
Классный руководитель находит в них опору для воспитательного воздействия на классный коллектив в целом и на отдельных учащихся.
Работа с родителями учащихся
Классный руководитель информирует родителей об учёбе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по воспитанию детей.
Индивидуальная работа с учащимися
В работе классного руководителя занимает значительное место. В любом классе есть ученики, требующие к себе особого внимания. Это- отстающие в учёбе, ленивые, недисциплинированные ученики. Встречаются иногда в классе и самоуверенные, заносчивые школьники.
Дополнительного внимания требуют также застенчивые и малоактивные ученики. Их следует вовремя поощрять и постоянно вовлекать в трудовую деятельность. Классный руководитель имеет дело с детьми различными по своему характеру и склонностям. Поэтому он не может стать на путь стандартизации методов и приёмов воздействия на них.
Методическое объединение
В воспитательной деятельности классных руководителей немало трудностей. Организация и методика воспитательной работы постоянно развивается и совершенствуется, и если классный руководитель не будет знать и применять новые методы и воспитания, он отстанет от жизни. Важная форма повышения квалификации классных руководителей - это их методическое объединение.
На методических объединениях ставятся и обсуждаются вопросы воспитания, а также организуется обмен опытом воспитательной работы. Обсуждаются такие вопросы: «методика изучения учащихся», «Планирование работы классного руководителя», «О работе с родителями учащихся» и т. д.
Планирование работы - план - один из показателей научной организации управления классом. План должен быть кратким, чётким, ясным.
План представляет систему взаимосвязанных мероприятий по выполнению поставленных задач.
Основные направления, цели и задачи среднего образования и школы- воспитание подрастающего поколения не только как носителя определённой суммы знаний, но прежде всего как гражданина, с присущими ему идейными установками, нравственными интересами, высокой культурой труда и поведения.
Процесс обучения и воспитания - единый процесс. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
Приоритетные направления
Воспитание патриотической сознательности
Нравственное духовное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание. Воспитание культуры поведения
Формирование здорового образа жизни
Экологическое воспитание
Трудовое воспитание
Профориентация школьников
Примерная тематика: «Наше государство - Российская Федерация», «Россия - многонациональное государство», «Государственная символика», «Природа и здоровье», «Природа и мы», и т. д.
В работе с родителями, предлагаем примерную тематику бесед, например: «Родители- первые воспитатели своих детей», «Как помочь детям хорошо учиться», «О родительском авторитете», «Трудный возраст», «Воспитание культурных навыков», «Воспитание интереса к книге».
Памятка
По подготовке внеклассного мероприятия
название.
Цель, задачи.
Оборудование.
Форма проведения.
Ход.
В названии отражается тема внеклассного мероприятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание.
Цель формулируется как общее направление работы.
Задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в классе и отражать содержание данного мероприятия.
Оборудование различные пособия, игрушки, схемы, литература, декорации, аудио- и видеозаписи.
Форма викторины, конкурсы, экскурсии, концерты и т. д.
Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание или тезисный план с основным содержанием.
Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:
организационный момент (1-3 минуты)
цель: переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.
вводная часть (9-15 минут)
цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию.
Можно использовать разнообразные средства: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т. д.
основная часть (20-25 минут), по времени самая продолжительная.
Цель: реализация основной идеи мероприятия, требует особой эмоциональной атмосферы.
заключительная часть (9-11 минут)
цель: систематизация детьми полученного опыта.
Использование конкретных заданий: в форме кроссвордов, мини- викторин, игровых ситуаций и т. д.
Рекомендации
Классному руководителю в организации праздника.
тема праздника должна быть интересной, соответствовать возрасту детей
создавая праздник, необходимо помнить о его структуре:
пролог – вступительная часть праздника, настраивающая участников на определённое эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет праздника;
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов;
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод праздника: это может быть коллективная игра, коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения.
дети и гости должны быть не только зрителями, но и участниками праздника
музыка, художественное оформление, костюмы, песни, танцы и т. д. Должны быть подчинены идее праздника
необходимо чередовать различные виды деятельности: исполнение, соревнование, рисование, чтение, прослушивание стихов, песни, игры, свободное общение.
Продолжительность детского праздника для младшего школьного возраста не должна превышать полутора часов
Продумать заранее все мелочи, - где что поставить, кого как рассадить, чтобы было удобно и видно всем
Если в праздник включены конкурсы, состязания, соревнования, то:
чётко объясняйте задания;
создавайте одинаковые условия для их выполнения: место, время, инвентарь;
задания по трудности должны соответствовать возрасту ребёнка;
судить должно компетентное жюри;
результаты соревнования на каждом этапе должны быть доведены до участников и болельщиков.
Классный час
Классный час – это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое: поход в театр, дискотека, КВН, диспут и т. д.
Классный час – форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками: беседа, разговор, сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, психологический тренинг по каким- либо проблемам общения и т. д.
Форм, тем, поводов для классного собрания может быть бессчётное количество. В этом смысле их невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.
Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:
классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела
классный час – как разрешение возможного конфликта
классный час – плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие
классный час – как беседа по психолого - педагогическим проблемам учащихся
классный час – реализация определённой образовательной программы.
Критерии успешности классного часа:
интерес учащихся к теме
активность учащихся
улучшение отношений педагога с детьми
изменение психологического климата в классе, сплочение классного коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств
отсутствие конфликтов, которые, возможно, случались ранее
вовлечённость в активную классную жизнь недавних «изгоев», «отверженных»
улучшение отношений с родителями
повышение ответственности за учёбу и , как следствие, повышение успеваемости
Перечень документов классного руководителя.
План воспитательной работы.
Список учащихся с данными.
Список работы кружков с расписанием.
План работы ученического самоуправления.
Список членов ученического самоуправления.
Список детей из неблагополучных семей.
План мероприятий работы с трудными детьми:
Списки,
акт обследования на дому,
Контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением.
Работа родительского комитета,
Характеристики на детей.
Участие в общешкольных делах, занятость.
Работа по ПДД.
Работа по ЗОЖ, ОБЖ, «Правовому воспитанию».
Внеклассная воспитательная деятельность
- организация проведения внеклассных мероприятий по направлениям:
Наглядная агитация в классах (ее содержание, оформление, периодичность обновления, действенность.
Учет результатов воспитательной работы.
Кроме того, классный руководитель должен знать и иметь следующие нормативные документы:
Закон «Об образовании»,
Концепция воспитания,
Концепция правового воспитания,
Декларация прав человека,
Конвенция прав ребенка,
Конституция РФ,
Государственная символика – флаг, герб, гимн
ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
План работы на каждую четверть
(это строго обязательно для каждого классного руководителя)
План-сетка заполняется на листах, специально подготовленных руководством школы, либо специальных журналах для классного руководителя.
В план не следует вносить учительские дела, совещания, не связанные с классным руководством.
Общешкольные дела необходимо выделять одним цветом – красным, дела класса – синим, а всю остальную повседневную работу – черным.
В план-сетку в течение четверти можно постоянно вписывать планируемые дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями и т.п.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ЦЕЛИ:
ОКАЗАНИЕ ВСЕМЕРНОЙ ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ;
СОЗДАНИЕ В КЛАССЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО СОУПРАВЛЕНИЯ
УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ КЛАССА.
Работа с учителями ЗАДАЧИ
Координация деятельности учителей, работающих в классе.
Организация работы малого педсовета с целью добиться индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Привлечение учителей к работе с родителями.
ФОРМЫ
Проведение 1 раз в четверть, а при необходимости вне плана малого педсовета.
Индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Работа с учениками класса
ЗАДАЧА
Осуществление индивидуального подхода в учебном процессе.
ФОРМЫ
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей, сложившегося уровня мышления.
Формирование мотивации учения отдельного ученика и классного коллектива.
Формирование обще учебных умений.
ЗАДАЧА
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ТРУДА.
ФОРМЫ
Работа с дневниками.
Учет посещаемости.
Работа с журналом.
Работа со старшим дежурным.
Организация помощи в учебе.
Проведение классных собраний.
ЗАДАЧА
Развитие познавательных интересов воспитанников.
ФОРМЫ
Привлечение учащихся к занятиям в кружках и факультативах, учет их занятости.
Организация разнообразных экскурсий.
Проведение интеллектуальных игр, классных часов и т.п.
III. Работа с родителями.
ЗАДАЧИ
Постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка.
Обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе.
Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
ФОРМЫ
Родительские собрания.
Привлечение к участию в дне открытых дверей.
Индивидуальная работа.
Классное руководство – это не работа,
это образ жизни.
Помни:
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
Имей в виду:
Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Помни:
Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
Имей в виду:
Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
Помни:
Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
Имей в виду:
Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
Помни:
Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
Имей в виду:
Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
Предостережения:
Имей в виду:
Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
Помни:
Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
Имей в виду:
Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Организация воспитывающей и развивающей деятельности
- первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности представляется случаю и стихийным обстоятельствам.
Организация и развитие коллектива– второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей - третья задача
2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшему дежурному.
3. Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
4. Поддержание чистоты в прикрепленном кабинете.
5. Забота о внешнем виде воспитанников.
6. Организация питания.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ОТДЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ.
Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, оказание им товарищами помощи в учебе.
Создание в классе обстановки, благоприятствующей учебе.
Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, помощь в учебе; проведение раз в четверть мини-педсовета учителей, работающих в классе).
Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
Создание условий для развития наиболее одаренных детей, развития у них познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т.п.).
Развитие умения организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с книгами, помощь в их выборе).
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом путем участие ученика в порученном деле, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива.
Всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, игр, походов.
Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
Поиск интересных форм организации каждого дела, определение степени целесообразности проведения любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т.д.). (Проведение 1-2 тематических классных часа, часа общения - обязательно).
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работают в классе, и родителей.
Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
Организация нравственного воспитания.
Воспитание политической культуры.
Формирование эстетической культуры.
Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
Привитие санитарно-гигиенических навыков.
V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть) и Дня открытых дверей (1 раз в четверть).
Изучение условий воспитания в семье.
Индивидуальная работа с родителями.
Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной вне учебной деятельности классного коллектива.
Влияние на отношение ребят с родителями.
Основная функция классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.
Профессионально значимые качества для классного руководителя:
Педагогический профессионализм;
Коммуникабельность;
Организаторские умения и навыки;
Высокая духовная культура.
Общие положения.
Классный руководитель 5-11-х классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи создается методическое объединение.
Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
2. Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе.
Классный руководитель:
Организует учебно-воспитательный процесс в классе: регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; посещает уроки в своем классе; проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; анализирует текущие и итоговые оценки);осуществляет контроль за соблюдением учащимися дисциплины; следит за внешним видом учащихся класса; ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.
Организует внеурочную воспитательную работу в классе: организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; проводит классные собрания, тематические классные часы; проводит коллективные творческие дела; организует экскурсии в музей, посещение театров, выставок; проводит беседы по правилам уличного движения, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.
Организует общественно-полезный труд учащихся класса: организация дежурства в классе и в школе; уборка объектов школы и пришкольного участка.
Проводит работу с родителями учащихся класса: добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; привлекает родителей к организации вне учебной деятельности учащихся.
Имеет представление о составе семьи ученика, о жилищно-бытовых условиях.
Организует питание учащихся класса.
3. Защита прав ребенка.
Знакомит учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав.
Знакомит с уставом школы, правами и обязанностями учащихся.
Следит за соблюдением прав учащихся.
Несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения внеклассных мероприятий.
4. Координация и интеграция воспитания учащихся:
Подготовка к педсоветам и педконсилиумам;
Участие в общешкольных мероприятиях;
Взаимодействие с внешкольными учреждениями и организациями по воспитанию учащихся;
Консультации с психологами и другими специалистами по коррекции недостатков развития учащихся и диагностике
особенностей личности;
Обращение в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних по согласованию с администрацией школы.
Аналитическая деятельность классного руководителя:
Анализ уровня развития классного коллектива, составление его характеристики, диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
Анализ проведенных мероприятий и коррекция планов работы с учащимися.
Составление отчетов о проделанной работе и определение перспектив развития классного коллектива.
Работа с документацией. Необходимой документацией являются:
Перспективный (на год ) и календарный (на четверть) планы работы классного руководителя;
Тетрадь классного руководителя в любой форме;
Классный журнал;
Дневники учащихся;
Итоговые отчеты об успеваемости;
Личные дела.
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ПОСЕЩАЯ УЧАЩЕГОСЯ НА ДОМУ, СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕПРАВИЛА:
НЕ ИДИТЕ НЕПРОШЕННЫМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ ПОЛУЧИТЬ ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ;
ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЫСОКИЙ ТАКТ В РАЗГОВОРЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВСЕГДА НАЧИНАЙТЕ С ПОХВАЛЫ И КОМПЛИМЕНТОВ;
ИСКЛЮЧИТЕ ЖАЛОБЫ НА УЧЕНИКА, ГОВОРИТЕ О ПРОБЛЕМАХ, ПОДСКАЗЫВАЙТЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ;
БЕСЕДУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ УЧАЩЕГОСЯ, ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЙТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ;
НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЙТЕ ПРЕТЕНЗИЙ К РОДИТЕЛЯМ;
ВСЯЧЕСКИ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СУДЬБОЙ ВОСПИТАННИКА;
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДАВАЙТЕ НЕ НАВЯЗЧИВО, ВЗВЕШИВАЙТЕ УРОВЕНЬ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ;
ВЫДВИГАЙТЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ, ДОГОВОРИТЕСЬ О КОНКРЕТНЫХ СОВМЕСТНЫХ ДЕЛАХ;
НЕ ДАВАЙТЕ БЕСПОЧВЕННЫХ ОБЕЩАНИЙ, БУДЬТЕ КРАЙНЕ СДЕРЖАНЫ В СЛОЖНЫХ СЛУЧАЯХ, ВЫРАЖАЙТЕ ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ.
ПАМЯТКАКЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ К ПРОВЕДЕНИЮ
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ (ЗАПИСЬ В ДНЕВНИКАХ УЧАЩИХСЯ). ПРОВЕРКА РОСПИСИ РОДИТЕЛЕЙ. В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА СОБРАНИИ, НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ДЕТИ ЗАРАНЕЕ ПРИНЕСЛИ ЗАПИСКУ ОТ НИХ. ПРИСУТСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА СОБРАНИИ – ЗНАК УВАЖЕНИЯ К ШКОЛЕ, К УЧИТЕЛЮ.
НОВЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАЧИНАЕТ СОБРАНИЕ СО ЗНАКОМСТВА С РОДИТЕЛЯМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ.
ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ, КОТОРЫЕ СТОЯТ ПЕРЕД КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ НА ДАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД, ПЕРЕД ШКОЛОЙ.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ: ПОДНЯТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, ЗАДАЧ.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ОСНОВНЫМИ ДЕЛАМИ НА ГОД, С ПЛАНОМ НА ЧЕТВЕРТЬ.
СООБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ О РЕЖИМЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ, ДНИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О РАБОТЕ КРУЖКОВ, ФАКУЛЬТАТИВОВ, СЕКЦИЙ.
РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЗАВТРАКИ, СМЕННАЯ ОБУВЬ, ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО ФОНДА, ИЗБРАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА В СОСТАВЕ 3 ЧЕЛОВЕК,СООБЩЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ, ДНЯХ ОТКРЫТЫЪ ДВЕРЕЙ (ГРАФИК ПО МЕСЯЦАМ).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ, НЕ ПРИШЕДШИХ НА СОБРАНИЕ.
ЭТИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Всегда говори правду, даже если тебе это не выгодно
Не забывай похвалить.
Оценивать нужно поступок, а не ученика.
Найди ключ к каждому.
Когда разговариваешь с ребенком, всегда смотри в глаза.
Не убивай в детях сказку.
Не говори не способный, а способ не раскрыт.
Никогда не наказывай провинившихся сразу.
Никаких нотаций.
Только приблизив ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
ПРАВИЛА УСПЕХА
Знайте: если, прожив день, вы не сделали ничего хорошего или за день не узнали ничего нового – день прожит напрасно.
Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему – вам станет значительно лучше.
Помните: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живы, мы способны улучшить свою жизнь.
Помните, что злиться на других – бесполезное дело. Злость - лишь ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было. Все пройдет и это тоже.
Самое ценное в нашей жизни – здоровье. О нем нужно заботиться. Необходимо высыпаться, больше двигаться, рационально питаться, чаще улыбаться.
Владеет навыками культуры поведения_______________________________
Ш. Межличностное общение:
Какое положение занимает в классе__________________________________
Стиль отношений со сверстниками__________________________________
Имеет ли друзей__________________________________________________
Как выполняет общественные поручения_____________________________
С кем чаще всего бывают конфликты________________________________
IV. Серьезные проступки и нарушения:
дата
причина
Какие меры были приняты?
V.
рекомендации
Проведенная работа
дата
результат
VI. Работа с родителями:
дата
С кем проводилась беседа
Какие вопросы обсуждались
Что можно рассматривать в качестве условий эффективности деятельности классного руководителя?
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приёмов и способов его взаимодействия с уч-ся, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками; от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в делах класса, близость и частота личных контактов с уч-ся); адекватность представлений о классе (уровня восприятия педагогом личности уч-ся, структуры классного коллектива, специфики внутреколлективных отношений).
Какими качествами и способностями должен обладать классный руководитель?
Личность классного руководителя должна отличаться всесторонностью, гармоничностью, целостностью своего развития.
Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной
Я - концепции.
Положительная Я – концепция определяется тремя факторами:
Твердой уверенностью в импонировании другим людям;
Уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
Чувством собственной значимости.
Воспитателю необходимы
такие качества, как:
Любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, доброжелательность, искренность;
Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
Разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
Высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д.
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
Знание особенностей развития личности и детского коллектива;
Психолого-педагогические знания;
Общие знания
Умения и навыки классного руководителя:
Диагностические;
Проектировочные;
Практические;
Оценочные;
Рефлексивные.
К педагогическим способностям классного руководителя относятся: дидактические, перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), суггестивные (способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на воспитанника), коммутативные, экспрессивные, выразительные способности, эмоциональная устойчивость, способность владеть собой, научно-познавательные и креативные способности. Знания, умения и навыки классных руководителей проявляются в разнообразной деятельности с детьми и взрослыми.