Каждого из нас волнует вопрос: «Как сделать процесс обучения более гибким, приспособленным к каждому ученику?» Оказывается это можно сделать, если организовать процесс обучения, как дифференцированный. Дифференциация учебного процесса позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика и предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он может в себя вместить. В своей работе я стараюсь использовать некоторые приёмы дифференциации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Дифференцированное обучение" »
Докладчик: Шарипбаева А.А. – учитель казахского языка и литературы
Доклад
Дифференцированное обучение
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н. Гернет
Притча Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».
Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.
Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но е нее были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научил своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Какова мораль данной притчи? (Учет индивидуальных способностей)
Введение
(Слайд №1)
Каждого из нас волнует вопрос: «Как сделать процесс обучения более гибким, приспособленным к каждому ученику?» Оказывается это можно сделать, если организовать процесс обучения, как дифференцированный. Дифференциация учебного процесса позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика и предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он может в себя вместить. В своей работе я стараюсь использовать некоторые приёмы дифференциации.
( Слайд № 2) На мой взгляд, основная задача дифференцированного подхода в обучении заключена в следующем:
-Увидеть индивидуальность и сохранить её;
-Помочь ребёнку поверить в свои силы;
-Обеспечить его максимальное развитие.
( Слайд №5) Задания, которые использую на уроках дифференцирую следующим образом:
-По уровню трудности (усложняю материал , который использую в задании;
Увеличиваю количество действий в выражении; дополняю основное задание операцией на выполнение сравнения)
( Слайд №6) -По объёму учебного материала (эта необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся. Основное задание для слабых учащихся, дополнительное - для средних и сильных)
( Слайд № 7) Учитываю при дифференциации и степень самостоятельности.
I группа (слабые учащиеся) работают с учителем, II группа (средние) – сначала с учителем, затем самостоятельно, III группа (сильные)– самостоятельно.
(Слайд №8) Детям предлагаю , так называемые « задания по выбору учащихся». Использование этих заданий, помогает создать положительную мотивацию на уроке. Каждый ребёнок может взять другой вариант, если он понял , что ошибся с выбором. Задания по выбору отличаются уровнем сложности и объёмом.
(Слайд №9) Дифференциацию чаще всего использую на уроках закрепления и повторения пройденного материала.
( Слайд №10) так на уроке казахского языка, на этапе проверки домашнего задания предлагаю разноуровневые задания в виде карточек. Карточки помогают мне выявить уровень знаний, а также способствуют развитию самооценки обучающихся. Задания второго уровня отличается от первого уровня уровнем сложности и объёмом. Ребёнку необходимо вспомнить порядок выполнения действий, уметь вычитать многозначные числа, занимая единицу через несколько разрядов. Третий уровень сложнее первого и второго, ученик уже владеет знаниями о единицах массы, единицах длины, вычитая величины, вспоминают алгоритм вычитания величин. Проверку выполненного провожу со слабыми так: вызываю к доске и ученик проговаривает каждый шаг вычисления. Средние могут самостоятельно проверить своё решение, сверившись с записью на слайде или с записью на обратной стороне доски, дети выходят к доске, проверяют и возвращаются на своё место. Такой способ проверки, который позволяет встать, пройтись -очень нравится моим ученикам.
(Слайд №11) А сильные учащиеся выполняют взаимопроверку или сверяют решение с решением на карточке-помощнице.
Так как темп работы разный, предлагаю тем, кто справился раньше других, задания из пособия « Проверь себя». Это пособие я готовлю сама. Выполнение данных заданий позволяет занять небольшое свободное время на уроке и всем вместе, если есть в этом необходимость, перейти к следующему этапу урока. ( Слайд№12) Задания под буквой А-задания, связанные с теоретическим материалом. Ученик, ответив на вопрос, может проверить себя, приподняв приклеенную полоску, под которой дан правильный ответ.
Задания под буквой Б-задания, связанные с выполнение практических действий. Ответы ученик записывает в тетрадь. А проверить правильность он может также как и в первом случае. Задание под буквой В – на смекалку.
(Слайд№ 22) –Как я использую дифференциацию на уроках казахского языка.
(Слайд №23)-после организационного момента сильные учащиеся привлекаются мной в большей степени планирования этапов урока.
(Слайд №24)-на этапе проверки домашнего задания предлагаю разноуровневые задания по объёму и сложности.
(Слайд №25) На этапе изучения материала сильные учащиеся самостоятельно читают сведения и составляют алгоритм, а со средними и слабыми мы его составляем вместе. Сильные дети работают по алгоритму самостоятельно. Они выполняют основное задание. С остальными мы работаем вместе . Средние ученики поняв алгоритм,(Слайд №26) переходят также на самостоятельное выполнение задания. Слабые работают вместе со мной.
(Слайд№27) Тем, кто справился с заданием предлагаю дополнительное , связанное с темой урока.
(Слайд №28) На этапе повторения пройденного материала предлагаю разноуровневые задания, связанные с повторением правописания безударных гласных.
(Слайд №29) Дифференциацию при даче домашнего задания хочу предложить вашему вниманию на примере заданий по ознакомлению с окружающим миром.
Наиболее эффективны следующие способы:
по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное
(Слайд №33) - примеры творческих работ учащихся, (доклады, небольшие презентации. (Слайды №34 и 35). Эти интересные, небольшие по объёму детские презентации использую во время организационного момента в качестве разминки. Использование такого рода материала позволяют настроить детей на хорошую плодотворную работу на уроке, позволяют развивать любознательность и прививать любовь к данному предмету.
(Слайд № 36) - каковы же, на мой взгляд, условия, которые позволяют эффективно использовать дифференциацию на уроках:
• Создание ситуации успеха и уверенности;
• Сотрудничество учителя и ученика;
• Возможность выбора учеником заданий различной трудности;
• Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
• Использование метода малых групп;
• Логическая обусловленность и своевременность контроля;
• Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
• Поощрение ученика;
• Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
( Слайд № 37) В заключении я хочу сказать следующее:
Реализация идеи дифференциации обучения способствует возрастанию числа учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу и самостоятельно выполнять учебные действия.