kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа "Взросление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.

   Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.

   Роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа. 

   Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Взросление" »

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми



государственное профессиональное образовательное учреждение

«СЫКТЫВКАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И СВЯЗИ»

(ГПОУ «СКСиС»)





Авторская программа

"Взросление"







Автор: Красавцева Марина Владимировна,

воспитатель общежития





СЫКТЫВКАР



Разработанная автором программа учитывает требования законодательной и нормативно-правовой базы.

Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.



РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА

На заседании методического объединения по

воспитательной работе

Протокол от_______________2014 г. №____

Методист________________Е.С.Никитина


УТВЕРЖДЕНА

Заместителем директора

по воспитательной работе

_________________2014 г.

Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева



































Паспорт программы

1. Наименование

Авторская программа «Взросление»

2.Разработчики программы

Красавцева М.В., воспитатель общежития

3.Цель и задачи программы

Цель: воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

5. Сроки реализации

Сентябрь 2014-июнь 2017 года

6.Исполнители программы

Педагогический и студенческий коллектив «СКС и С»

7.Обоснование актуальности программы

Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.

8. Организация контроля над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляет администрация колледжа.











I. Пояснительная записка.

Система среднего профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Главная задача учреждений СПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении среднего профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения СПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Однако роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.

Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.

Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.

Почти на каждом курсе в нашем колледже есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки. (Приложение 1) 

Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку студентов к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.









II. Цели и задачи программы.

Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Задачи:

1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;

2. Формирование здорового образа жизни;

3. Расширение представлений о народных семейных традициях;

4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.

III. Основные направления работы.

- нравственно-этическое воспитание;

- правовое;

- эстетическое;

- физическое;

- семейно-бытовое.

IV. Структура Программы.

Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:

1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.

2 направление - “Я – мама!” - работа со студентами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.

V. Механизм реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в колледже (3 года) и осуществляется в ходе досуговой деятельности, а также в участии студентов в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.

На первом курсе основной задачей в работе со студентами являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На занятиях, которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.

На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На занятиях обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.

В учебной деятельности этому способствует изучение таких предметов как обществознание, основы права, деловая культура.

Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента студентов и компетентности воспитателя. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.

Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:

- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;

- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,

- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;

- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;

- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).

Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета колледжа.

VI. Методы и формы работы.

На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из поликлиники, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие в досуговых мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.), работа волонтерского отряда по ЗОЖ, работа кружка “Хозяюшка” и «Домашний мастер» в общежитии.

Работа по двум направлениям ведется параллельно. Сопровождение девушек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (беременность, рождение ребенка) осуществляется следующим образом: составление индивидуальных программ обучения; патронаж молодых мам; индивидуальные беседы, консультирование психолога. Со студентами, имеющими статус сирота, составляется индивидуальная программа сопровождения.

VII. Нормативно-правовая база.

- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.

- Конвенция о правах ребёнка - Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.

- Конституция РФ.

- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

- Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения

VIII. План реализации Программы “Взросление”

(Приложение 2)

IX. Критерии результативности воспитательной работы.

Критерии эффективности

Показатели

Методы диагностики

Знание основ межличностных отношений в семье

Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье

Анкетирование, тестирование

Отношение к своему здоровью.

Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка.

Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров.

Социальная зрелость личности.

Готовность и способность студентов к самоутверждению и

самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству.

Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с воспитателями и студентами.

Нравственный потенциал личности.

Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности.

Педагогическое наблюдение, анкетирование.









Литература.

1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003

2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.

4. Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2003. -175с.

5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.

6. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия, 2005. - 314с.

7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.

8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.

2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.




Приложение 1

Мониторинг студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию

2014-2015 уч.год

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

1

-

-

-

II

-

1

1

1

III

1

2

-

1


2015-2016уч.год

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

1

-

-

-

II

1

1

1

1

III

1

1

-

-


2016-2017 уч.год

курс

Беременные

Всего молодых мам, обучающихся колледжа

Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты

Из них матерей- одиночек

I

-

-

-

-

II

-

2

1

1

III

1

1

-

-























Приложение 2

п\п

Содержание и формы деятельности



Сроки


Ответственные


1.


Организационное обеспечение

1.1

Разработка программы и её рассмотрение на методическом объединении.


Сентябрь-октябрь 2014г.

Воспитатель

1.2


Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом.

Октябрь 2014г.

Администрация колледжа

1.3

Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке студентов к семейной жизни и сопровождению студентов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.


В течение всего

периода


Классные руководители, воспитатели

2.


Методическое обеспечение

2.1.

Пополнение методической копилки колледжа разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина.

В течение всего

периода


Классные руководители, воспитатели

2.2.

Составление каталога статей, книг, Интернет-ресурсов по вопросам подготовки студентов к браку и семье.


В течение всего

периода


библиотекарь

I. Направление - «Двое»


1.

Психолого-педагогическая поддержка



1.1.

Проведение индивидуальных консультаций со студентами, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств.


В течение всего

периода


Социальный педагог, психолог, воспитатели

1.2.

Организация работы «телефона доверия».


В течение всего

периода



Социальный педагог

2.

Воспитательная работа

2.1.

Подготовка материалов на информационный стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Быть здоровы – это здорово!».


В течение всего

периода


Классные руководители, социальный педагог, воспитатели

2.2.

Работа волонтёрского отряда «Мы за здоровый образ жизни».


В течение всего

периода


Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели

2.3.

Выпуск агитационных буклетов «Мы за семейные ценности», «Нет – абортам!» и др.


В течение всего

периода


Социальный педагог, участники волонтерской группы, воспитатели

2.4.

Организация работы кружка «Хозяюшка» и «Домашний мастер» в общежитии колледжа.


В течение всего

периода


Воспитатели в общежитии

2.5.

Беседы со специалистами, врачами (гинеколог, венеролог)


По запросу

медработник

2.6.

Беседы о нравственности

По запросу

Воспитатели, представитель церкви

2.7.

Проведение мероприятий:

«День Святого Валентина»

Конкурс для юношей «Настоящие мужчины»

Конкурс для девушек «А ну-ка, девочки!»



Февраль


Март

Воспитатели общежития

2.7.

Проведение групповых воспитательных часов (Часов мастера)*.


Примерная тематика на 1 курсе:


Расскажи мне о себе (тренинговое занятие).

Я и моя семья (рассказы студентов о своей семье).

Любовь – что это?.. (занятие -рассуждение).

Красота спасет мир (занятие-презентация).

Тайны двоих (занятие-лекция).

Любовь между началами — мужчиной и женщиной (дискуссия).

Три источника влечения — душа, разум, тело (занятие-лекция).

О видах любви. Любовь созидательная. Любовь разрушительная (занятие-лекция).


Примерная тематика на 2 курсе:


Ранние браки: за и против(занятие-лекция).

Семь Я (викторина).

Семья на отдыхе (сюжетно-ролевая игра)

Кредо по-настоящему счастливых супругов (занятие-практикум).

Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций)

От чего умирает любовь (диспут)?

Условия и порядок заключения брака (круглый стол).

Примерная тематика на 3 курсе:


Супружеская жизнь - гармония и конфликты.

Я родился (сюжетно-ролевая игра)!

Регистрация рождения ребёнка (делова игра).

Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра).

О семейных традициях (устный журнал).

Современные трудности в браке (занятие-беседа).



В течение всего

периода по

планам воспитательной

работы


Воспитатели общежития с приглашением мед.работников, специалистов социальной службы, инспекции по защите прав детей, психолога, представителя церкви, специалистов из поликлиники.


* Темы и количество занятий, досуговых мероприятий могут изменяться, дополняться.



II. Направление «Я – мама!»


1.

Психолого-педагогическая поддержка

1.1.

Проведение индивидуальных консультаций со студентами

В течение всего

периода


Социальный педагог

Администрация

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.2.

Проведение индивидуальных бесед с родителями студентов

В течение всего

периода


Социальный педагог, Администрация

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.3.

Сопровождение несовершеннолетних студентов из числа детей-сирот, попавших в тяжелую жизненную ситуацию:

- помощь в постановке на учет;

- посещение врачей;

- разработка индивидуальной программы обучения;


По мере необходимости

Социальный педагог,

Воспитатели общежития

Классные руководители

1.4

Составление индивидуальных планов обучения и посещения колледжа молодыми мамами

По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР

1.5.

Посещение молодой мамы с целью оказания психолого-педагогической поддержки


По мере необходимости

Классные руководители, социальный педагог,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская программа "Взросление"

Автор: Красавцева Марина Владимировна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса фгос"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaprogrammadlia2klassafghos"
    ["file_id"] => string(6) "291858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455193544"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по обществознанию 5-7 классы (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-5-7-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130812"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415991081"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку 5 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-programma-po-anghliiskomu-iazyku-5-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "235038"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443586901"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по обществознанию 6 класс. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu6klassfgos1"
    ["file_id"] => string(6) "320222"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461047835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства