Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.
Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.
Роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.
Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработанная автором программа учитывает требования законодательной и нормативно-правовой базы.
Методическая разработка адресована воспитателям общежитий, классным руководителям, социальным педагогам.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
На заседании методического объединения по
воспитательной работе
Протокол от_______________2014 г. №____
Методист________________Е.С.Никитина
УТВЕРЖДЕНА
Заместителем директора
по воспитательной работе
_________________2014 г.
Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева
Паспорт программы
1. Наименование
Авторская программа «Взросление»
2.Разработчики программы
Красавцева М.В., воспитатель общежития
3.Цель и задачи программы
Цель: воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Задачи:
1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;
2. Формирование здорового образа жизни;
3. Расширение представлений о народных семейных традициях;
4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.
5. Сроки реализации
Сентябрь 2014-июнь 2017 года
6.Исполнители программы
Педагогический и студенческий коллектив «СКС и С»
7.Обоснование актуальности программы
Необходимость разработки программы воспитательной работы в общежитии колледжа обусловлена потребностями обновления содержания воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся молодёжи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы образования.
8. Организация контроля над реализацией программы
Контроль над реализацией программы осуществляет администрация колледжа.
I. Пояснительная записка.
Система среднего профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.
Главная задача учреждений СПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении среднего профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения СПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
Однако роль среднего профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. В колледж поступает контингент обучающихся 15-18 лет. Это подростки чаще всего из неполных и неблагополучных семей, а также дети-сироты и поэтому большое значение имеет воспитательная работа.
Некоторые студенты уже во время обучения начинают строить свою семейную жизнь.
Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Поэтому в колледже, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становления готовности студентов к семейной жизни.
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно сказывается не только на состоянии физического здоровья матери и ребенка, но и на нравственном состоянии общества в целом. Молодые люди испытывают дефицит знаний и умений, необходимых для создания полноценной, счастливой семьи, не обладают техниками эффективного общения, не имеют культуры планирования семьи, полового воспитания.
Почти на каждом курсе в нашем колледже есть беременные девушки и молодые мамы. Не все из них вступают в брак – есть матери-одиночки. (Приложение 1)
Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания Программы “Взросление”, направленной не только на подготовку студентов к выполнению социальной роли “семьянина”, но и на сопровождение беременных и молодых мам.
II. Цели и задачи программы.
Цель Программы “Взросление” - воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни и сопровождение студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Задачи:
1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения;
2. Формирование здорового образа жизни;
3. Расширение представлений о народных семейных традициях;
4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.
III. Основные направления работы.
- нравственно-этическое воспитание;
- правовое;
- эстетическое;
- физическое;
- семейно-бытовое.
IV. Структура Программы.
Программа включает в себя 2 направления работы с молодежью:
1 направление - “Двое” - занятия для юношей и девушек по формированию представлений о значении репродуктивного здоровья, об условиях его сохранения, о влиянии на него образа жизни и вредных привычек, о гендерных различиях и функциональных ролях мужчины и женщины; занятия по формированию представлений о семейно-брачных отношениях и осознанном выборе партнёра, о факторах и условиях создания счастливой семьи.
2 направление - “Я – мама!” - работа со студентами, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию (беременность, рождение ребенка, выход на обучение из декретного отпуска); занятия по формированию осознанного отношения к рождению ребёнка, адекватного восприятия материнства и отцовства, ответственности за здоровье и воспитание детей.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на весь период профессионального обучения обучающихся в колледже (3 года) и осуществляется в ходе досуговой деятельности, а также в участии студентов в различных акциях и социально-значимых проектах. Программа включает курс воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье, направлены на профилактику негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.
На первом курсе основной задачей в работе со студентами являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На занятиях, которые могут проходить в форме лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: этика знакомства, установление взаимоотношений между молодыми людьми; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых и др.
На втором и третьем курсе продолжается дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На занятиях обсуждаются вопросы: правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: как избежать ссор и конфликтов, семейный быт, секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания.
В учебной деятельности этому способствует изучение таких предметов как обществознание, основы права, деловая культура.
Программа рассчитана на 6-8 занятий в год на каждом курсе. Занятия строятся произвольно, в зависимости от контингента студентов и компетентности воспитателя. Занятия проводятся как раздельно для юношей и девушек (темы, связанные с физиологией и гигиеной), так и совместно.
Итогом реализации воспитательной Программы “Взросление” является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющая определить:
- уровень знаний обучающихся по вопросам формирования семейных отношений;
- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,
- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью;
- осознанное отношение к рождению ребёнка, адекватное восприятие материнства и отцовства, ответственность за здоровье и воспитание ребенка;
- сохранность контингента (возможность молодых мам окончить образовательное учреждение).
Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета колледжа.
VI. Методы и формы работы.
На протяжении трех курсов используются следующие методы и формы воспитательной работы: беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из поликлиники, с представителями церкви, создание буклетов, просмотры фильмов, видеороликов, участие в досуговых мероприятиях(8 марта, 23 февраля, День Святого Валентина и др.), работа волонтерского отряда по ЗОЖ, работа кружка “Хозяюшка” и «Домашний мастер» в общежитии.
Работа по двум направлениям ведется параллельно. Сопровождение девушек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации (беременность, рождение ребенка) осуществляется следующим образом: составление индивидуальных программ обучения; патронаж молодых мам; индивидуальные беседы, консультирование психолога. Со студентами, имеющими статус сирота, составляется индивидуальная программа сопровождения.
VII. Нормативно-правовая база.
- Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
- Конвенция о правах ребёнка - Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.
- Конституция РФ.
- Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
- Локальные акты образовательного учреждения: Устав, Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения
VIII. План реализации Программы “Взросление”
(Приложение 2)
IX. Критерии результативности воспитательной работы.
Критерии эффективности
Показатели
Методы диагностики
Знание основ межличностных отношений в семье
Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье
Анкетирование, тестирование
Отношение к своему здоровью.
Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. Развитие потребности в здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье ребенка.
Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров.
Социальная зрелость личности.
Готовность и способность студентов к самоутверждению и
самореализации в современном обществе. Сознательное отношение к рождению ребенка и материнству.
Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с воспитателями и студентами.
Нравственный потенциал личности.
Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности.
Педагогическое наблюдение, анкетирование.
Литература.
1.Бутко, Е.Я. “Начальное профессиональное образование: новый этап развития” Профессиональное образование №10, 2003
2. Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания // Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2006. -512с.
7. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 1992.- 200с.
8. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.
2. http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.
Приложение 1
Мониторинг студентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию
2014-2015 уч.год
курс
Беременные
Всего молодых мам, обучающихся колледжа
Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты
Из них матерей- одиночек
I
1
-
-
-
II
-
1
1
1
III
1
2
-
1
2015-2016уч.год
курс
Беременные
Всего молодых мам, обучающихся колледжа
Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты
Из них матерей- одиночек
I
1
-
-
-
II
1
1
1
1
III
1
1
-
-
2016-2017 уч.год
курс
Беременные
Всего молодых мам, обучающихся колледжа
Из них молодых мам, обучающихся колледжа, имеющих статус сироты
Из них матерей- одиночек
I
-
-
-
-
II
-
2
1
1
III
1
1
-
-
Приложение 2
№ п\п
Содержание и формы деятельности
Сроки
Ответственные
1.
Организационное обеспечение
1.1
Разработка программы и её рассмотрение на методическом объединении.
Сентябрь-октябрь 2014г.
Воспитатель
1.2
Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом.
Октябрь 2014г.
Администрация колледжа
1.3
Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке студентов к семейной жизни и сопровождению студентов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
В течение всего
периода
Классные руководители, воспитатели
2.
Методическое обеспечение
2.1.
Пополнение методической копилки колледжа разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина.
В течение всего
периода
Классные руководители, воспитатели
2.2.
Составление каталога статей, книг, Интернет-ресурсов по вопросам подготовки студентов к браку и семье.
В течение всего
периода
библиотекарь
I. Направление - «Двое»
1.
Психолого-педагогическая поддержка
1.1.
Проведение индивидуальных консультаций со студентами, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств.
В течение всего
периода
Социальный педагог, психолог, воспитатели
1.2.
Организация работы «телефона доверия».
В течение всего
периода
Социальный педагог
2.
Воспитательная работа
2.1.
Подготовка материалов на информационный стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Быть здоровы – это здорово!».
Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций)
От чего умирает любовь (диспут)?
Условия и порядок заключения брака (круглый стол).
Примерная тематика на 3 курсе:
Супружеская жизнь - гармония и конфликты.
Я родился (сюжетно-ролевая игра)!
Регистрация рождения ребёнка (делова игра).
Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра).
О семейных традициях (устный журнал).
Современные трудности в браке (занятие-беседа).
В течение всего
периода по
планам воспитательной
работы
Воспитатели общежития с приглашением мед.работников, специалистов социальной службы, инспекции по защите прав детей, психолога, представителя церкви, специалистов из поликлиники.
* Темы и количество занятий, досуговых мероприятий могут изменяться, дополняться.
II. Направление «Я – мама!»
1.
Психолого-педагогическая поддержка
1.1.
Проведение индивидуальных консультаций со студентами
В течение всего
периода
Социальный педагог
Администрация
Воспитатели общежития
Классные руководители
1.2.
Проведение индивидуальных бесед с родителями студентов
В течение всего
периода
Социальный педагог, Администрация
Воспитатели общежития
Классные руководители
1.3.
Сопровождение несовершеннолетних студентов из числа детей-сирот, попавших в тяжелую жизненную ситуацию:
- помощь в постановке на учет;
- посещение врачей;
- разработка индивидуальной программы обучения;
По мере необходимости
Социальный педагог,
Воспитатели общежития
Классные руководители
1.4
Составление индивидуальных планов обучения и посещения колледжа молодыми мамами
По мере необходимости
Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР
1.5.
Посещение молодой мамы с целью оказания психолого-педагогической поддержки