ЗВУЧИ, МОЯ ДОМБРА!
Цели:развивать у учащихся интерес к националь-
ной культуре
Ресурсы:домбра,интерактивная доска, слайды,
рисунки учащихся
(Звучит музыка)
1 ведущий:Домбра моя!Крик души!
Ты лучшее,чем я жил.
Ты – грусть,ты - радость моя,
Источник надежд и сил.
2 ведущий:Невозможно представить наши бескрайние степи без прекрасной
мелодии ,без домбры. Домбра- самый любимый народный инстру-
мент.
1 ведущий:Что мы знаем о том, как появилась домбра?Об этом существуют
легенды, народом созданы сказки.Мы предлагаем инсценировку
легенд «Аксан-Кулан».
2 ведущий:Теперь понятно,почему поэт обращается к домбре:
О домбра,почему твоя песнь грустна?
Грудь твоя забытых преданий полна.
Лишь рукою коснусь я упругих струн,
Зазвучит вековая боль,старина.
(Исполняется кюй)
1 ведущий: Многие замечательные музыканты выщли из народа,они
сочиняли мелодичные песни и кюи,которые летели по всей
необъятной степи.Одним из таких музыкантов,мелодия ко-
торого,как ветер,проносится над степью,является Курмангазы
Сагырбаев.
(Исполняется кюй К. Сагырбаева)
2. ведущий: Домбре, народной любимице, посвящено много стихотво-
рений.Одно из таких стихотворений написал известный казах-
ский поэт Сакен Сейфуллин. Называется оно «Домбра»
(учащ-ся читают стихотворение)
1 ведущий :О домбре сложены и песни.(исполняется песня «Домбра»)
2. ведущий: Домбра - это часть жизни, часть души каждого казаха. Она то
радует своей мелодией, то грустит ,то смеется, то рыдает.
1 ведущий: Подошло время викторины.
1.Как называется казахская сказка, о которой рассказывается о
появлении домбры?
2.Из чего мастер Али сделал домбру?
3.Как долго мастер Али создавал домбру?
4.Какое наказание объявил хан тому, кто првезет ему недобрую
весть о сыне?
5.Кто создавал легенды и сказки о домбре?(участникам викто-
рины вручаются призы )
2 ведущий:Завершить праздник домбры мы хотим выставкой рисунков на тему «Домбра» ? (авторам рисунков вручаются призы )
1 ведущий:Подводя итоги нашего разговора о домбре, нам хочется сказать:
Звени,моя домбра,звени!
Живи,моя домбра,живи!
Звучи всегда,года,века!
Звучи навеки,навсегда!
(выступление домбристов)
2 ведущий: Пусть в каждом доме,в каждой семье
Все и всегда поклоняются только тебе!
(Музыка)
Люди в тесный кружок В юрте сошлись большой, В беседах речь повели 0 жизни своей былой.
А я бренчал на домбре, Проходя по ее ладам, И песню одну за другой Играл пришедшим гостям.
То радовалась домбра, То испускала стон, То был с рыданием схож Струн ее громких звон.
А танец кружился в ней Все тише, пока не смолк, И таял он, словно мед, И нежным он был, как шелк.
А слушатели мои То радовались со мной, То становились грустны, Следя за моей игрой.
Домбра моя! Крик души! Ты - лучшее, чем я жил, Ты - грусть, ты - радость моя, - Источник надежд и сил.
В тебе вся моя душа, Порыв молодых страстей, Ты - исповедь нежных чувств, Ты - буря в груди моей!
1922 Ташкент Перевод Вс. Рождественского |
Тема «Имя существительное»
Урок русского языка,10 класс,школа с казахским языком обучения
Игра « Брейн ринг»
В игре принимают участие 3 команды. Представители команд выбирают пакет с заданием для своей команды.
Вопросы разыгрывают по вращающемуся сектору,затем каждый готовится и отвечает.
1 группа
1.Теоретический вопрос:
-Правописание существительных общего рода
2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
-А плод его сладок, и волки сыты, корень учения горек, , тот большего не достоин, кто малым не доволен,и овцы целы.
Ключ:
-Корень учения горек,а плод его сладок.И волки сыты,и овцы целы.Кто малым не доволен,тот большего не достоин.
3.Найди «4 лишнее»
-поляна,лужайка,город,палатка
4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
-Сало вкус плову придает (Кашу маслом не испортить)
5.Синтаксический разбор предложения:
-Роняет лес багряный свой убор.
2 группа
1.Теоретический вопрос:
-Что такое склонение?Разносклоняемые существительные
2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
- От хорошего братца, глупа та птица, сажа бела, можно ума набраться, которой свое гнездо не мило, дела как.
КЛЮЧ:
От хорошего братца можно ума набраться.Глупа та птица,которой свое гнездо не мило. Дела как сажа бела.
3.Найди «4 лишнее»
-тень,смола,воздух,береза
4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
- Зубы – ограда для зубов (Держи язык за зубами)
5.Синтаксический разбор предложения:
-И покраснел уже вдали ковер лугов..
1 группа
1.Теоретический вопрос:
-Имя существительное как часть речи
2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
- Маленькое дело, большому кораблю, лучше большого безделья, большое плаванье, на выдумки , голь хитра .
Ключ:
-Большому кораблю большое плаванье. Маленькое дело лучше большого безделья.Голь на выдумки хитра.
3.Найди «4 лишнее»
-поляна,лужайка,город,палатка
4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
-Сало вкус плову придает(Кашу маслом не испортить)
5.Синтаксический разбор предложения:
-Тучи небо кроет,высохли цветы