Просмотр содержимого документа
«"Знаете, каким он парнем был"»
«Знаете, каким он парнем был!»
Классный час, посвященный 50 – летию полета в космос Ю.А.Гагарина.
Цели и задачи:
Обобщить и углубить представление детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине.
Развитие познавательного интереса и устной речи учащихся, коммуникативных способностей.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ.
Оборудование: презентация, фрагмент документального фильма «Запуск космического корабля «Восток», видеоролик на песню А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был» в исполнении Ю.Гуляева, отрывки из книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”.
Ход классного часа:
Слайд 2.
После своего знаменитого полета Ю.А. Гагарин сказал: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!"
Эти замечательные слова станут эпиграфом к нашему сегодняшнему классному часу.
Слайд 3.
Весь земной шар помнит имя, лицо, необыкновенную улыбку Юрия Алексеевича Гагарина – первого человека, совершившего полет в космическое пространство. Каждому школьнику известно, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем.
Слайд 4.
Наверное, мало кто знает небольшую деревушку на Смоленщине, что в 20 км от города Гжатска (ныне г. Гагарин), где 9 марта 1934 года родился первый космонавт планеты.
«Мой отец, - говорил об Алексее Ивановиче Юрий Гагарин с гордостью, - на все руки мастер» Мама, Анна Тимофеевна Гагарина, удивительно много читала, она могла ответить почти на любой мой вопрос» .
Слайд 5.
Здесь в селе Клушино, прошли его самые ранние детские годы.
Слайд 6.
«Мой отец, - говорил об Алексее Ивановиче Юрий Гагарин с гордостью, - на все руки мастер» Мама, Анна Тимофеевна Гагарина, удивительно много читала, она могла ответить почти на любой мой вопрос».
Здесь он пошел в школу, здесь прожиты два жестоких года фашистской оккупации, во время которой их большая семья, изгнанная фашистами из собственного дома, ютилась в небольшой землянке, сделанной руками отца Юрия.
Зоя Алексеевна, сестра Юры, вспоминает один эпизод из тех военных лет. “Однажды, в канун прихода фашистов возле деревни сел подбитый советский истребитель. Приземлился и второй.
Летчики решили сжечь неисправную машину, а на другой улететь. Пока переливали бензин, Юра сбегал домой, принес хлеба, сала и кринку молока. Пилоты поблагодарили за угощение, но сало не взяли, сказав, что оно, мол, еще пригодится хозяевам. Спросили, как зовут мальчика, как его фамилия.
Через много лет, уже после полета Гагарина в космос, один из летчиков прислал письмо, напомнил этот эпизод. Его товарищ погиб в боях за Родину...”
Слайд 7.
В 1945 году Гагарины переехали в город Гжатск, переименованный впоследствии в город Гагарин, где Юра продолжил учебу в школе. В 1949 году он на “отлично” закончил 6-й класс и самостоятельно принял решение о своем дальнейшем жизненном пути – уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище, а параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1951 году Гагарин на “отлично” закончил училище и седьмой класс вечерней школы. Учебу решил продолжить в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник.
Присущие Юрию Гагарину активность, собранность и организованность проявились в полной мере и во время учебы в техникуме, и на протяжении всей жизни в любом деле, которым он был занят. Юра отлично успевал по всем предметам и активно занимался общественной работой. Но ему этого оказалось мало, и он записался во все кружки - в физический, литературный, в духовой оркестр и секцию баскетбола, в кружок танцев и лыжную секцию, поступил в Саратовский аэроклуб.
Слайд 8.
Лётное дело Юра осваивал с большим увлечением и весьма успешно. “Именно с Саратовом связано появление у меня болезни, - писал позже Гагарин, - которой нет названия в медицине, - неудержимой тяги в небо, тяги к полетам”. Пытливый, образованный, жизнерадостный, мужественный, прошел путь от курсанта летного училища до школы космонавтов. Первоклассный летчик – истребитель начал подготовку к полету в космическое пространство.
Слайд 9.
За семь лет непрерывной учебы – четыре свидетельства об окончании учебных заведений. Он воспитывал в себе не просто усидчивость и трудолюбие, а волю и настойчивость. Стремление к знаниям стало чертой его характера. Как выпускник – отличник Гагарин после окончания военного авиационного училища имел право выбора места дальнейшей службы. Всем заманчивым предложениям Юрий предпочел самое трудное – он выбрал Север, Заполярье.
Два с половиной года в суровых краях Заполярья многое дали летчику Гагарину. Он с интересом узнавал о первых успехах нашей страны в освоении космического пространства и подал рапорт с просьбой зачислить в группу кандидатов в космонавты. Вскоре его вызвали на специальную медицинскую комиссию. Впереди его ждал космос.
Успешные полеты первых искусственных спутников Земли позволили вплотную подойти к решению невиданной, грандиозной задачи – подготовке полета человека в космос.
Слайд 10.
Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королёв – основоположник практической космонавтики. Королёв и Гагарин. Имена этих людей навсегда останутся в истории вместе – пионер ракетостроения и космонавтики и первый человек, совершивший полет в космическое пространство
Старший лейтенант Гагарин был среди 3000 молодых летчиков-истребителей, проходивших отборочные проверки к будущим полетам в космос. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Слайд 11.
По мнению учёных, космонавт должен обладать следующими качествами:
• научный и испытательский характер;
• способность к нестандартным действиям;
• жизненный и профессиональный опыт;
• выносливость;
• стремление к познанию;
• стремление к цели;
• интуиция;
• полная самоотдача;
• отменное здоровье;
• трудолюбие;
• упорство.
На этапе первоначального отбора медики тщательно обследовали будущих кандидатов в космонавты на местах, в авиационных частях. Для дальнейших, более углубленных проверок около ста человек пригласили в Москву. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты – пробы. Только 20 летчиков, успешно прошедших отборочные испытания, были зачислены в первый отряд космонавтов, который теперь называют “гагаринским”. 30 августа 1960 года было утверждено Положение об отряде космонавтов, и молодых людей начинают серьезно «муштровать»: в термокамере подвергают температурам до 40 градусов, в барокамере - супернизкому давлению. «Курсантов» сбрасывают в скафандрах в ледяную воду до 10 раз в течение дня. Они неоднократно совершают прыжки с парашютом.
18 января 1961 года лучшая пятерка сдает экзамен по освоению устройства и управлению космическим кораблем. Летчиков возят на Байконур, они становятся свидетелями нескольких аварийных пусков кораблей без пилота. Смертельную опасность этого мероприятия осознают абсолютно все. И с этого момента встает вопрос: кто полетит первым?
Ответственный за проект полета человека в космос в целом - конструктор С. Королев сам был очень озабочен проблемой отбора, поэтому решает сам проверить, чем же отличаются летчики один от другого (все они одинакового роста, веса, все - старшие лейтенанты). Королев приглашал по очереди к себе в кабинет будущих космонавтов и, как оказалось, задавал всем одни и те же вопросы. Начинал он издалека. Как здоровье, настроение, моральное состояние? Потом переходил к вопросам профессионального толка. Гагарин попал «на прием» к конструктору далеко не первым. Когда дошла его очередь, после тех же стандартных вопросов Королев спросил: «А как проходят тренировки на центрифуге?»
«Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь», - таков был ответ Гагарина Королеву.
Наверное, это признание было равносильно катастрофе! Претендент в космонавты не выдерживает главного испытания перед полетом! Но реакция конструктора была как раз обратной - он выскочил из-за стола, схватил руки Юры и долго тряс и пожимал их со словами: «Спасибо за честность, теперь я все понимаю...» Закончив разговор, он выбежал в коридор, где его ожидали друзья-летчики. Все начали обсуждать вопросы и свои ответы. Как оказалось, остальные претенденты «решили не разочаровывать Королева». Они ответили, что тренировки проходят нормально, голова не кружится, а садятся в центрифугу они чуть ли не с удовольствием. Пятки вместе, носки врозь: «Сергей Павлович! Ничего не страшимся, готовы к любым испытаниям!»
Слушая ответы претендентов, конструктор понял, что, находясь в неестественных условиях - на борту космического корабля, только Гагарин скажет честно и откровенно о том, что он почувствует и испытает, а не сымпровизирует на ходу. А это, по мнению конструктора, было необычайно важным. Таким образом, экзамен на честность прошел один Юрий Гагарин. На его честность Королев и сделал ставку.
Сергей Павлович обладал невероятным авторитетом, и государственная комиссия, выслушав доводы Королева, проголосовала за Гагарина.
Слайд 12.
Первый в мире космический полет человека - 12 апреля 1961 года.
Фрагмент документального фильма «Запуск космического корабля «Восток»
Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин: "... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – "Заря"... ...Наконец технический руководитель полета – им был академик С.П. Королёв – скомандовал: - Подъем! Я ответил: - Поехали! Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого... ...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем. - Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...
Слайд 13.
...В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!... ...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно... ...В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение: - Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо... ...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему... ...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время... ...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз... ...Высота полета все время уменьшалась. Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь... Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку... ...В 10 часов 55 минут “Восток”... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки... ...Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу... ...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина. - Представьте себе, да, - сказал я..." (Из книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”).
Слайд 14- 15.
За 108 минут корабль Юрия Гагарина со скоростью 28 000 километров в час совершил по орбите полный оборот вокруг земного шара и благополучно опустился на родную землю
Слайд 16.
Таким запомнила Юрия Гагарина вся земля после его полета в космос. Все, кто видел Юрия Гагарина в кино, по телевидению, на снимках в журналах и газетах, запомнили его неповторимую улыбку.
Слайд 17.
С "Миссией мира" первый космонавт посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет. Его ждали тысячи людей, с ним искали встречи первые люди в правительстве и местные знаменитости.
Жизненным девизом Гагарина стала фраза, записанная им в дневнике незадолго до гибели, 12 марта: Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать.
Слайд 18.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин и Владимир Серегин выполняли тренировочный полет в небе над селом Новоселово Владимирской области. "Задание в зоне закончил!" - отрапортовал Гагарин. "Уточните высоту", - сказал руководитель полетов. Ответа так и не последовало...
Похоронен Юрий Гагарин у Кремлевской стены на Красной площади.
Слайд 19.
Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: "С мечты". Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив. Так что, мечтайте!
"Жить и верить - это замечательно, Перед нами небывалые пути, Утверждают космонавты и мечтатели, Что на Марсе будут яблони цвести….".
Из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический и прежде всего - человеческий. Завоевание космоса только начинается...
Через 10-15 лет вы поведете корабли к другим планетам или будете создавать эти корабли.
Видеоролик на песню А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был» в исполнении Ю.Гуляева.