Занятие внеурочной деятельности по курсу программы «Уроки психологического общения» Раздел «Я – интеллектуальное» Тема: «Развиваем познавательные процессы (теоретическое занятие)» Цель: рассмотрение понятий познавательных процессов и способов их развития. Задачи: Теоретическое рассмотрение понятий познавательных процессов; Первичная экспресс-диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся; Рассмотрение способов развития познавательных процессов учащихся. Оборудование: Компьютер; Проектор; Презентация; Музыкальное сопровождение «Шум моря» Бланки с заданиями; Простые карандаши. Методика Мюнстерберга Методика «Образная память» Упражнение «Паучок» Упражнение «Поиск общего» Ход занятия: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня мы это сделаем необычным образом. Игра «Привет» Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди. Кто из вас бывал на море? Что вы чувствовали тогда? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы о нем думаете? Ваши представления помогут вам немного отдохнуть после учебного дня и настроиться на работу. Упражнение «Отдых на море» Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: Сядте в удобном положении, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, вы полны сил и желания работать. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день. Что вы чувствовали во время упражнения? Чем запомнились ваши представления? … Ребята, тема нашего занятия «Развиваем познавательные процессы». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Это занятие является вводным в разделе, и сегодня мы рассмотрим основные понятия по теме. Итак, посмотрим на тему занятия. Какие незнакомые слова вы увидели? «Познавательные процессы» - это новое и незнакомое для вас словосочетание. Давайте попробуем разобратся, что оно означает! Посмотрим на слово «познавательный», какой корень имеет это слово? Корень «знав», то есть это слово происходить от слова знание. А слово процесс? Подберите синоним слову процесс, то есть слово, схожее по значению. Действие, движение, ход событий. Другими словами – это движение, действие, по приобретению знаниий о том, что нас окружает. То есть, познавательные процессы помогают нам общения с миром вокруг нас. Давайте определим, какие познавательные процессы существуют. В начале занятия мы выполнили упражнение «Отдых на море». Что помогло вам составить образ того, что я говорила во время упражнения? Что вы для этого делали? Мы воспроизводили те картинки которые видели когда-то, то есть вспоминали, немного фантазировали, используя воображение, концентрировались на моей речи, то есть направляли свое внимание, а может быть и испытывали какие-либо приятные эмоции связанные с этими воспоминаниями и представлениями. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, воображение, внимание, представления, память, мышление, речь, эмоции и чувства человека. Все знания человека об окружающем мире являются результатом получения отдельных знаний с помощью познавательных процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и особенности. Но, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину окружающего мира. Стоит отметить, что в учебной деятельност не малую роль играют индивидуальные особенности развития познавательных процессов человека. Посмотрите на названия и скажите, что бы вы связали с учебной деятельностью в первую очередь? Сегодня я предлягаю рассмотреть некоторые из них: Память, мышление, внимание. Интересно ли вам, на сколько разиты эти процессы у вас, и как их можно развивать? Как вы думаете, в чем будет заключаться следующий этап нашего занятия? Экспресс-диагностика и развивающие упражнения. Но просто выполнять упражнения – скучно! Поэтому, я предлагаю отправится в увлекательное путешествие (на экскурсию) по морю интеллекта к островам познавательных процессов. Согласны? Тогда отправляемся в путь. Как вы думаете, что потребуется для нашего путешествия? Как мы узнаем, в каком направлении находятся эти острова и куда плыть? Конечно! Нам нужна карта! Чтобы раздобыть карту, нам необходимо пройти испытание. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. А за одной из цифр спрятана карта. Двигаемся по команде по этому полю. Возможны движения вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигаться по полю в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, 2 клетки вверх, 2 налево, 2 вниз, 1 направо, 3 вверх, 2 налево и т.д. А теперь, посовещайтесь и примите общее решение. Правильно! Карта спрятана за клеткой № 1» Это задание не простое. Оно помогает дагностировать внимание и способность ориентироваться в пространстве. Оно может выступать и диагностикой и тренировкой. Карта у нас. В путь! Сейчас мы проплываем мимо острова «Внимание». Как вы думаете, что означает этот термин? Внимание – это сосредоточенность ваших действий в любой момент времени на каком-либо реальном или воображаемом предмете, событии, образе, рассуждении и пр. То есть внимание как бы выбирает, что вы воспринимаете, на что смотрите, что слушаете, что берете. Внимание обладает такими характеристиками как учтойчивость, концентрация, распределение, объем, переключаемость. Внимание является одним из важнейших компонентов умственной деятельности человека, так как оно управляет ее работой. Предлагаю выполнить такое задание: Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, выделить эти слова. Время работы — 2 минуты.
Стимульный материал б с о л н ц е в т р г щ о ц э р а й о н з г у ч н о в о с т ь ъ х э ь г ч я ф а т ь у э к з а м е н т р о ч я г щ ш г ц к п п р о к у р о р г у р с е а б е т е о р и я ж е б ь а м х о к к е й т р о и ц а ф ц у й г а х т т с л е в и з о р б о л д ж щ з э г щ ь б п а м я т ь ш о г х е ю ж и п д р г щ х щ н з д в о с п р и я т и е й ц у к е н д ш и з х ь в а ф ы п р о л д б л ю б о в ь а б ф ь т р п л о с л д с п е к т л ь я ч с и н т ь б ю н б ю е р а д о с т ь в у ф ц и е ж ц д о р р п н а р о д ш а л д ь х э п п ц г и е р н к у ы ф й ш р е п о р т а ж э к ж д о р л а ф ь в ю ф б ь к о н к у р с й ф н я ч ь г у з с к а п р л л и ч н о с т ь з ж э ь е ю д ш щ г л о д ж я н э ц р п л а в а н и е д т л ж э з б ь т р д ш ж н п р к ы в к о м е д и я ш л д к у й ф о т ч а я н и е й ф р л н ь я ч в т л д ж э х ь г ф т а с е н л а б о р а т о р и я г щ д щ н р у ц т р г щ ч т л р о с н о в а н и е з х ж ь б щ д э р к е н т а о п р у к г в с м т р п с и х и а т р и я б п л м с т ч ь й ф я с щ з а й э ъ я г н т з х т м Это упражнение позволяет определить особенности развития внимания, а так же может быт использованно для его тренировке. Для тренировке внимания также можно использовать задачки «Найди отличия», лабиринты, воспроизведение или описание изображения. А сейчас наш путь лежит к острову «Память». Как вы представляете себе память человека? Для чего она нужна? С чем ее можно сравнить?Дадим и этому понятию определение…. Па́мять — это способнсть воспроизведения, повторения прошлого опыта. Например, повторение двжений, слов, образов. Память отвечает за накопление, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Память в разной мере присуща всем животным. Попробуем испытать вашу память. Перед вами поле, с изображением различных предметов. Вам необходимо рассмотреть эту картинку и запомнить, какие и где располагаются изображения. После чего по памяти в бланке ответов распределить то, что вы запомнили. Для изучения таблицы 20 секунд, на воспроизведение 1 минута. Приготовились, начали. «Образная память» Это задание помогает определить объем образной зрительной памяти. Для развития памяти можно использовать упражнение «Заучивание 10 слов», пересказывать все события прошедшего дня, воспозведение увиденного изображения и др. А сейчас мы проплываем мимо острова «Мышление». Как вы думаете, что такое мышление? Мышление – это действия интелекта по переработке информации. К основным видам мыслительных действий относятся например, такие понятия как анализ (разложение общего на часное), синтез (соединение разных признаков в общее явление), сравнение (нахождение различий и сходства) и пр. Смотрите, остров предлагает нам развлечься. «Поиск общего». Цель: развитие мышления. Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, мел и мука, матрешка и конструктор, блюдо и лодка. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете». Молодцы! Замечательная тренировка для мышления у нас получилась! Необходимо помнить, что все познавательные процессы нуждаются в постоянной тренировке… Вот наше сегодняшнее путешествие подходит к завершению. Что нового вы узнали? Что запомнилось? Понравилось? Сегодня мы побывали на нескольких островах в море интеллекта, и рассмотрели лишь побережья. На следующих занятиях мы рассмотрим более подробно каждый познавательный процесс в отдельности, изучим особенности развития этих процессов у вас, и постараемся найти для каждого индивидуальные способы развития познавательных процессов. А сейчас наше занятие подходит к концу. До новых встреч! |