Занятие по внеурочной деятельности "Играем в ученых"
Занятие по внеурочной деятельности "Играем в ученых"
Практическое занятие c применением простейших опытов с водой. Занятие проводится в игровой форме, все эксперименты проводятся детьми самостоятельно. Представленные эксперименты наглядно демонстрируют свойства воды, что позволяет детям самостоятельно делать выводы. Занятие соответствует ФГОС начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Играем в ученых"»
Занятие по внеурочной деятельности по программе «Я – исследователь» 1класс.
Играем в ученых.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о воде и ее свойствах.
Развитие у детей познавательных интересов, интеллекта.
Развитие умения задавать вопросы, вести беседу по теме.
Развитие логического и ассоциативного мышления.
Развитие умения слушать других, внимательного отношения друг к другу.
Планируемые УУД:
познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил.
Методы и приемы:объяснение, вопросы, беседа, эксперименты.
Оборудование: стаканчики с водой, пищевые красители, фломастеры, салфетка, белый шнур, два цветка белого цвета, коробка, ножницы.
Подготовительный этап.
Введение в тему.
- Сегодня тема нашего занятия «Играем в ученых». А кто такие ученые?
В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. То есть, ученые ставят проблему, которую им предстоит потом решить.
Разминка «Умение задавать вопросы».
- Чтобы видеть проблему, нужно уметь задавать вопросы. Сейчас мы потренируемся в этом умении. У меня есть для вас сюрприз. (Учитель ставит коробку на стол, но не открывает ее). Вы хотите узнать, что там внутри? Вы можете задавать мне любые вопросы о содержимом коробки, кроме вопроса «Что там?» Нельзя также просто называть предмет. Например, говорить: «Это апельсин?» Я скажу вам первую букву этого слова. Эта буква «В».
- Итак, вы верно угадали, что там. Давайте достанем баночку. Мы сегодня будем проводить опыты с водой. А какие свойства воды вы можете назвать? Для чего нужна вода? Итак, вода – предмет нашего исследования сегодня. Проблема – узнать, как ведут себя некоторые твердые тела (предметы) при соприкосновении с водой (показ учителем предметов, которые будут задействованы в опытах).
Разминка «Учимся выдвигать гипотезы».
- Ребята, исследуя явление, ученые делают предположение того, что получится в результате. То есть, выдвигают гипотезу. Давайте вспомним, что такое гипотеза и потренируемся выдвигать гипотезы.
- Представьте, что вода станет твердой, как земля (или воробьи стали размером с больших орлов). Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Экспериментальная часть.
- Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с водой. Первый опыт у вас описан в рабочей тетради, давайте его прочитаем. Ребята, сделайте предположение, гипотезу относительно того, что может получится в результате с цветком? Еще раз прочитайте, какие условия, инструменты и материалы нам необходимы.
- А теперь продемонстрируем этот опыт наглядно. Для этого мне нужны будут помощники.
(Демонстрация опыта с цветком).
- Ребята, чтобы увидеть результат этого опыта и сделать окончательные выводы, то есть проверить нашу гипотезу, нам потребуется время. Поэтому мы с вами проведем еще два похожих опыта, которые позволят нам сделать вывод.
(Проводятся еще два опыта с бумажной салфеткой и веревочкой).
Итог. Выводы. Рефлексия.
- Итак, посмотрите, что случилось с салфеткой и веревкой? (Они впитали воду и краски потекли). Значит, вода в процессе впитывания стала подниматься вверх. Как вы думаете, что же произойдет с нашим цветком? (Он впитает воду и лепестки окрасятся). Я заранее провела такой опыт с еще одним цветком, давайте вместе посмотрим, что получилось.
(Демонстрация заранее подготовленного цветка, который уже окрасился в синий и красный цвет).
- Итак, давайте сделаем вывод, верна ли наша гипотеза или нет?
- Чему научились сегодня? Что нового вы открыли для себя? Где вы можете использовать подобный опыт?
- Дома придумайте необычную историю о приключении этого цветка. Нарисуйте его. А может вы придумаете или найдете еще один несложный и интересный опыт?
Свое занятие мы построили в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: умению задавать вопросы, выдвигать гипотезы.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, был тщательно продуман каждый этап урока, составлялись задания, подбирались вопросы, использовались различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы методы: беседа, вопросы, изобразительная наглядность, демонстрация опытов, частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности на учебном занятии: фронтальная, парная. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Война застала советский народ врасплох. Мощная армия фашистовпревосходила нашу армию количеством вооружения и людей. В первые месяцы войны они смогли быстро продвинуться вглубь страны, захватив Белоруссию, Украину, Молдову и Прибалтику.
В сентябре фашистские войска блокируютЛенинград, отрезая его от остальной территории страны. В блокадном городе люди получают самую низкую норму хлеба – до 250 г. Только с наступлением холодов в ноябре по Ладожскому озеру открывается ледовая трасса – «Дорога жизни», по которой доставляли продовольствие в осажденный город.
Самым главнымсобытием года считается битва за Москву, которая включает два периода: оборонительный (с октября по декабрь), и наступательный (с декабря по апрель 1942 года).
В октябре происходит прорыв линии фронта, ведущий на Москву. Захват Москвы – основная цель гитлеровцев. Все силы нашей страны были брошены на оборону Москвы. Жители города возводили оборонительные сооружения вокруг города и внутри него.
7 ноября 1941 года проходит знаменитый военныйпарад на Красной площади, с которого бойцы уходят на фронт защищать Москву.
В результатемосковской операции положено началонаступлениюсоветских войск.
Героизм и невероятное мужество проявляли наши солдаты. Например, 28 героев-панфиловцев ценой собственных жизней, останавливают 50 немецких танков на подступах к Москве.