kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие на тему "Секреты общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему "Секреты общения"»


Занятие на тему «Секреты общения»

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: учащиеся 6-го класса в возрасте 11-12 лет.

Длительность занятия: 45-50 минут.

Место проведения: классная комната.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.

  3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.



I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.



    1. Игра «Приветствие».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,

  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

  • «здравствуйте те, кто родился летом»,

  • «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».


Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?



    1.  Вводное слово ведущего.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения».




    1. Упражнение «Ассоциации»

Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

  • Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.


II. Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

  • Нужно прислушиваться к мнению других

  • Надо уметь слушать и слышать.

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.


Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?

  • Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • уметь внимательно слушать и слышать

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

  • не перебивать

  • умение задавать уточняющие вопросы

  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

  • разборчивая и грамотная речь

  • умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.


Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.


Посмотрите на иллюстрацию, только 7% информации мы воспринимаем из речи, а остальную информацию нам несут невербальные средства общения, такие как мимика (выражения лица – взгляд, улыбка), пантомимика (движения тела, позы, походка) и речевые характеристики. Поэтому очень важно уметь считывать информацию не только со слов, но и понимать значение жестов, движений, выражений лица.


Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши.

По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать. Профессия: повар, зубной врач, учитель.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?


Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).

  1. Прочитайте текст:

  • Шёпотом;

  • С максимальной громкостью;

  • Переходя волнообразно из одного в другое;

  • С пулемётной скоростью;

  • Со скоростью черепахи;

  • Как будто вы очень замёрзли;

  • Как пятилетняя девочка;

  • Как робот.

Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;

  • Страх;

  • Удивление;

  • Удовольствие;

  • Неудовольствие;

  • Грусть;

  • Торжественно.

  1. Посмотрите, как смотрят:

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

  • Папа после родительского собрания;

  • Мышка на кошку;

  • Удав на кролика;

  • Начальник на подчинённого.

  1. Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец;

  • Собака своему хозяину;

  • Кот на солнышке;

  • Само солнышко;

  • Пациент, после посещения дантиста.

  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика;

  • Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

  • Человек, желающий скрыть свою улыбку;

  • Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу ________ и __________ зачитать её вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.

А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. __________ и __________ прочитайте вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).

Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!


Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?


Подведение итогов.

  • Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.


III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу.

  • Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?

  • Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?

  • С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 

  • Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!



Ритуал завершения.

Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.

Я тоже хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным.

Спасибо за работу и до новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Занятие на тему "Секреты общения"

Автор: Удовидченко Светлана Викторовна

Дата: 15.08.2023

Номер свидетельства: 635572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Конспект занятия по внеурочной деятельности по теме: Секрет общения""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tiemie-siekriet-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "301583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456939707"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Внеклассное занятие " Секреты общения" "
    ["seo_title"] => string(46) "vnieklassnoie-zaniatiie-siekriety-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121234"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413907591"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "занятие - беседа "
    ["seo_title"] => string(18) "zaniatiie-biesieda"
    ["file_id"] => string(6) "244840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446020983"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Развивающее занятие для учащихся 5 класса по теме:  "Секрет общения" "
    ["seo_title"] => string(88) "razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-po-tiemie-siekriet-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "159821"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421948397"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся шестого класса "Общение в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-korriektsionno-razvivaiushchiegho-zaniatiia-dlia-uchashchikhsia-shiestogho-klassa-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "235832"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443861844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства