Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие социальных служб, семьи и школы»
МАОУ «Кувинская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
Доклад
«Взаимодействие социальных служб семьи и школы»
Подготовила: социальный педагог
Власова Л.В
2016г
«Взаимодействие социальных служб, семьи и школы»
Актуальность развития личности детей с ОВЗ и приспособления их к культурным, психологическим, социолгическим факторам заключается в решении проблем взаимодействия социальных служб, школы и семьи по воспитанию учащихся.
Социальная служба (ее специалисты ) является главным субъектом государства в социально-педагогической деятельности.
При совместной деятельности развивается процесс создания ком-плексной медико-психолого-педагогической службы.
Деятельность социальных служб заключается в работе с проблемой клиента, в частности учащегося и его семьи. Социальные службы можно разделить на внутренние и внешние, в данном случае к внутренней социальной службе у нас относятся : администрация, социальный педагог, психолог, медики, учителя, воспитатели , они все непосредственно оказывают различного рода помощь учащимся и семье. К внешним социальным службам относится вся социальная инфраструктура начиная с правительства РФ и соответсвующие министерства; на региональном уровне и муниципальном,
Представители местных органов власти и общественности участвуют в решении проблем школы; например помогают в решении проблем с семьями СОП, неблагополучными семьями, с семьями детей «группы риска»
Управление образования куда относятся различные центры педагогической помощи обеспечивает образовательные потребности детей в соответствии с законом образования РФ, здесь конечно мы сотрудничаем с различными школами, детскими садами, спортивными, школами дополнительного образования;
учреждения здравоохранения (сюда относятся все виды больниц кожвендиспасер, тубдиспансер, наркологический диспансер, психиатрический и т.д) осуществляют прием, обследование, лечение и т.д, оказывает консультативную помощь по профилактике различных заболеваний, правонарушений .Здесь непосредственно тоже взаимодействуем. Можно приглашать врачей для беседы с несовершеннолетними.
Управление социальной защиты населения – оказание необходимой материальной помощи для нуждающихся семей. Помогаем в оформлении детских пособий, льгот на выплату ЖКХ, приобретении путевок в оздоровительные лагеря, в реабилитационные центры.
С Отделом опеки и попечительства проводим совместные действий по защите прав детей и дальнейшего жизнеустройства.
Центр занятости и трудоустройства помогает в трудоустройстве граждан,
Правоохранительные органы – КДН и ЗП ,ОДН, органы прокуратуры, отделение УФМС, ГИБДД , участковые взаимодействуем по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защита прав и законных интересов ребенка.
Учреждения культуры и дополнительное образование : музеи, клубы, этноцентр, культурно-деловой центр и т.д .Участие в различных конкурсах, выставках, мероприятиях.
Общественные организации и фонды например епархия. Тоже принимаем тесное взаимодействие при решении различных проблем.
Все большей результативности достигает совместная деятельность нашего образовательного учреждения и социальных служб .Совместно нам удается воздействовать на сознание, чувства, волю, поведение в целях формирования у детей и их семей общественно значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п
И конечно, большую значимость в формировании социальных навыков у детей мы отводим семье.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, материнства, падает рождаемость, растёт количество разводов и число матерей-одиночек. Наряду с этим, нередки ситуации, во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребёнка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостаёт профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания.
Педагогам принадлежит ведущая роль в этом процессе. Обладаяпсихолого-педагогическими, философскими, этико-эстетическими знаниями и богатой воспитательной практикой, педагоги выступают для родителей мудрыми советчиками, наставниками, единомышленниками. Здесь опытные педагоги для решения различных проблем всегда позовут откликнуться социалные службы. Одним проблему не решить.
Поэтому так важно обеспечение гармонии взаимоотношений школы семьи и социальных служб в создании благотворных условий для развития ребёнка.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом.
Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Учитывая то, что родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, педагоги призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной деятельности. Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им пример нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. Школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Высокий эффект дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.
Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.
. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично педагог вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. . Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог., поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
И в заключении хочется сказать ,что активное сотрудничество школы с семьей и социальными службами является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени.
А теперь мы проиграем несколько ситуаций.
Необходимо разделиться на несколько микрогрупп.
Родители и школа, ребенок.
1 ситуация : ребенок пропускает уроки, может пропустить день, два. Мама думает , что он учится, т.к он уходит из дома на занятия, и приходит В ТО время, когда заканчиваются занятия. Маме он говорит , что учился.
Действия школы
Действия родителей, как проходит взаимосвязь родителей со школой.
2 ситуация. Ребенок систематически нарушитель поведения в школе, в классе. Часто срывает уроки, грубит взрослым, на уроках может целый день играть на телефоне.
Действия школы
Действия родителей
3 ситуация : ребенок пришел из школы и говорит , а меня учительница обозвала тупым.