Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи: Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Что такое толерантность" »
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»
Цель:знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи: Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход классного часа
Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме. Начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Дети: любовь, терпение, прощение. Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение… Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
Дети: дают определение толерантности.
Учитель: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. А вы ребята, постарайтесь найти общее в этих определениях.
Приходько С.:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Учитель: что общего в этих определениях? Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром. Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему? Дети:происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель:Предлагаю вам послушать отрывок из рассказа В.Осеевой “Кто всех глупее”.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос: - Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя. - Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка. - Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня. - И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
-Кто из героев виноват в данной ситуации? - Чему учит рассказ? -Как поступили бывы в данной ситуации?- Почему утка Устинья не стала клевать цыпленка Боську?
Учитель: А сейчас ребята, каждая группа нарисует стенгазету «Что такое толерантность?»
Учитель:В заключение классного часа послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир»
Аминова Д.: Доброта и толерантность спасут мир. Добро и зло. Откуда это в человеке? Когда становится он добрым или злым? Быть может, он рождается таким? И существует ли добро в ХХ веке? Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей. Но я уверенна, что большинство людей.
В душе любовь и веру сохранили, Хотя войну и голод пережили. Добро и поныне в мире живёт, Нет, оно никогда не умрёт! Потому что всегда и во все времена Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда. Добрый должен быть каждый из нас, Чтоб частичку её подарить когда-то Обделённым в жизни хоть раз. Хоть разок сделать доброе людям, В них надежду и веру вселить, Что зло умирает со зрением, Но добро продолжает жить! Да, в мире много добрых людей, И они живут среди нас, И добротой бескорыстной своей.
Помогает нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое, А солнце - ясным! Пусть человек не будет злым, И станет мир прекрасным. Выйдите люди, из своих квартир! Слова мои хорошо слышны? “Люди, доброта и толерантность спасёт мир!” И вы мне поверить должны!
Учитель: - Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.